Темы лекционных занятий

Тема 1. Введение в изучение искусства эпохи Возрождения в Италии (1 ч.)

Происхождение термина «возрождение». Историография: основные имена и проблемы. Италия – колыбель новой культуры, страна классического Возрождения. Периодизация искусства Возрождения в Италии. Проторенессанс а) дученто (двухсотые годы, XIII век), б) треченто (трехсотые годы, XIV век). Раннее возрождение - кватроченто (четырехсотые годы, XV век). Высокое Возрождение - чинквеченто (пятисотые годы, XVI век). Позднее Возрождение. Роль изобразительного искусства в культуре эпохи возрождения. Отражение в искусстве гуманистических идей. Рационализм и научные основы искусства Возрождения. Значение наследия античности для художественной культуры Возрождения. Качественно новое развитие всех видов и жанров искусства.

Тема 2. Искусство Проторенессанса (2 ч.)

Выгодное географическое положение Италии как основа для развития торговли и притока денежных средств. Превращение городских коммун в города-государства. Социально-экономическая и политическая борьба в итальянских городах XIV века. Формирование основ нового мировоззрения, и поиска новых форм в искусстве. Расцвет национальной культуры. Зарождение мощного проторенессансного движения, которое в XIV веке приостанавливается "готической реакцией". Борьба реалистических и готизирующих тенденции в изобразительном искусстве.

Архитектура. Отсутствие стилевого единства, переплетение черт готики, романской архитектуры и античной подосновы. Культовое зодчество Флоренции: церковь Санта Мария Новелла, собор Санта Мария дель Фьоре (Арнольфо ди Камбио (ок.1240 – ок.1310)), церковь Санта Кроче (Арнольфо ди Камбио). Собор в Сиене. Развитие гражданской архитектуры: палаццо делла Синьории (Палаццо Веккьо, Арнольфо ди Камбио), палаццо Пубблико в Сиене.

Скульптура. Ее роль как ведущего вида изобразительного искусства. Обращение к античности в работах Николо Пизано (между 1220 и 1225 – между 1278 и 1284). Кафедры баптистерия в Пизе и собора в Сиене. Обращение к греческим истокам в скульптурных работах Арнольфо ди Камбио. Роль готических традиций в творчестве Джованни Пизано (ок.1245 – ок.1320). Кафедры собора в Пизе и церкви Сант Андреа в Пистойе. Статуи мадонн. Реалистические черты в произведениях Андреа Пизано (Андреа да Понтедера) (ок.1290 – 1348 или 1349). Главные работы – южные двери флорентийского баптистерия и рельефы колокольни собора Санта Мария дель Фьоре.

Живопись. Влияние византийских, романо-готических и античных традиций на развитие итальянской живописи XIII века – начала XIV века. Флорентийская и сиенская школы живописи. Художественная реформа Джотто ди Бондоне (1266 или 1276 – 1337). Фресковый цикл в капелле дель Арена в Падуе – этапное произведение в истории европейского искусства. Стойкость элементов византийских традиций, распространение готического влияния в искусстве Сиены и одновременно нарастание в нем реалистических черт. Дуччо ди Буонисенья (- ум. 1318/1319). Симоне Мартини (ок.1284 – 1344) – один из первых портретистов и создатель лирических образов мадонн. Демократическая линия в сиенской живописи. Братья Лоренццети: Пьетро (ок.1280 – 1348) и Амброджо (? – 1348), их монументальные фрески в Палаццо Пубблико

Тема 3. Искусство эпохи Кватроченто (4 ч.)

Расцвет итальянских городов-государств. Особенности исторического развития отдельных областей Италии и обусловленное этим возникновение местных школ. Утверждение идей гуманизма. Изучение античного наследия. Флоренция как центр нового искусства. Лоренцо Великолепный и его двор. Трактаты об искусстве.

Архитектура. Возникновение новых типов общественных зданий. Особенности архитектурного развития Флоренции – центра итальянского искусства XV в. Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – основоположник зодчества итальянского Возрождения. Купол собора Санта Мария дель Фьоре, капелла Пацци, Воспитательный дом. Утверждение нового типа городского дворца (Палаццо Медичи-Риккарди, Микелоццо ди Бартоломео (1396 – 1472)). Леон Батиста Альберти (1404 – 1472). Архитектор-практик и теоретик. Трактат Альберти «Десять книг о зодчестве». Архитектура Венеции. Пьетро Ломбарди (1435 – 1515).

Скульптура. Лоренцо Гиберти (Лоренцо ди Бартело) (1478 – 1455). Идеализирующие тенденции и черты реализма в его творчестве. Северные и восточные двери флорентийского баптистерия. Теоретический труд Гиберти «Комментарий». Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (1386 – 1466) – глава нового реалистического направления в итальянской скульптуре («Святой Георгий», бронзовая статуя Давида и конный памятник Эразмо де Нарни (Гаттамелаты) в Падуе, «Иоанн Креститель»). Новый тип скульптуры с применением техники цветной глазури в работах Луки делла Роббиа (1399 или 1400 – 1482). Андреа Верроккьо (1435 - 1488). «Давид», конный памятник Коллеони в Венеции.

Живопись. Флорентийская школа. Мазаччо (1401 – 1428) – основоположник реализма в живописи. Изучение строения человеческой фигуры и овладение средствами линейной перспективы. Роспись капеллы Бранкаччи, фреска «Троица» в церкви Санта Мария Новелла. Мастера флорентийской школы первой половины XV века: Фра Беато Анжелико (1387 – 1455), Паоло Учелло (1397 – 1475), Беноццо Гоццоли (1420 – 1497), Фра Филлипо Липпи (ок.1406 – 1469). Флорентийская живопись второй половины XV века. Творчество Доминико Гирландайо (1449-1494). Сандро Боттичелли (1445-1510) – крупнейший живописец Флоренции конца XV в. Противоречивый характер творчества. Картины «Весна» и «Рождение Венеры», произведения на религиозную тему и портреты.

Распространение в искусстве средней Италии влияний Флоренции и нидерландской школы живописи. Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Росписи в церкви Сан Франческо в Ареццо.

Андреа Мантенья (1431 - 1506) – один из крупнейших художников Северной Италии.

Умбрийская школа, ее характерные черты: лирическая созерцательность, внимание к пейзажу, изысканная сдержанность колористических решений, повествовательность. Мастера умбрийской школы: Пьетро Перуджино (ок. 1445 – 1552/1523), Бернардино Пинтуриккьо (1454 - 1513), Лука Синьорелли (1450 - 1523).

Венецианская школа. Истоки и характерные черты. Стойкость византийских и готических традиций. Повышенное внимание к колориту. Мастера школы: Джентиле Беллини (1429 - 1507), Джованни Беллини (1430 - 1516), Антонелло да Мессина (ок. 1430 - 1479), Витторе Карпаччо (ок. 1455 - 1526).

Феррарская школа. Стойкость готических традиций. Влияние падуанской школы и нидерландского искусства. Мастера школы: Франческо дель Коса (ок. 1435 - 1478), Козимо Тура (ок. 1430 - 1495), Эрколе деи Роберти (1450 - 1496).

Тема 4. Искусство эпохи Чинквеченто (2 ч.)

Сложный и противоречивый период. Резкое политическое и экономическое ослабление страны. Кульминация культуры Возрождения. Колоссальная уплотненность художественного процесса. Интенсивный культурный обмен художественными идеями между крупнейшими центрами: Флоренцией, Венецией и Римом. Новый тип художника – титана. Синтез искусств. Развитие теории искусства.

Архитектура. Донато Браманте (1444 - 1514) и его произведения. Церковь Санта Мария дела Грацие в Милане. Римские работы: купольная часовня – ротонда Темпьетто, палаццо Канчеллерия, дворцы Ватикана, проект собора святого Петра. Антонио да Сангалло – младший (1483 - 1546). Архитектурные произведения Микеланджело Буонарроти: библиотека Лауренциана, собор св.Петра, комплекс Римского Капитолия,

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) – гениальный художник, ученый, экспериментатор.

Эстетические взгляды. Роль научных изысканий в художественном творчестве. Создание воздушной перспективы. «Трактат о живописи». Произведения: «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «Джоконда», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».

Рафаэль Санти (1483 - 1520). Воплощение в произведениях идеала гармонически развитого человека. Три периода творчества: умбрийский, флорентийский, римский. Роль Рафаэля в разработке монументально – декоративной системы Высокого Возрождения. Школа Рафаэля.

Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564). Скульптор, живописец, архитектор, поэт. Мастер Высокого и позднего Возрождения. Ранние творчество. «Давид» - олицетворение могущества свободного человека. Римский период творчества. Фрески потолка Сикстинской капеллы, как одно из величайших созданий Возрождения. Титанический образ человека - творца. Работа над гробницей папы Юлия II. Трагическое напряжение и мучительный конфликт, воплощенный в гробнице герцогов Медичи, одном из примеров высочайшего художественного синтеза архитектуры и скульптуры. Фреска «Страшный суд». Отражение кризиса культуры Возрождения в поздних работах Микеланджело, их трагический характер

Тема 5. Искусство Венеции XVI века (2 ч.)

Архитектура. Якопо Сансовино (1486 - 1570). Автор построек, определивших архитектурный облик Венеции: библиотеки Сан-Марко, Монетного двора, Лоджетты, палаццо Корнер дела Ка-Гранде. Андреа Палладио (1508 - 1580) – практик и теоретик, основоположник классицизма. Вилла Ротонда, вилла Барбаро – Вольпи, палаццо Кьерикати, театр Олимпико, церковь Иль Реденторе. Трактат «Четыре книги об архитектуре».

Живопись Венеции начала XVI века. Джорджоне (1477/1478 - 1510). Утонченная гармония произведений, богатство колористических решений, новое понимание пейзажа. Произведения: «Юдифь», «Гроза», «Спящая Венера». Тициан Вечеллио(1476/1477 или 1488-90 - 1576). Крупнейший представитель венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Четыре периода творчества. Кульминация творчества в поздний период. Глубокий психологизм и виртуозное колористическое мастерство. Влияние Тициана на развитие западноевропейской живописи.

Живопись Венеции второй половины XVI века. Паоло Веронезе (Каллияри, 1528 - 1588). Блестящие колористические и декоративно – композиционные решения. Росписи во Дворце Дожей, «Брак в Кане», «Пир в доме Левия», фрески виллы Барбаро – Вольпи в Мазере. Якопо Тинторетто (Робусти, 1518 - 1594). Сложность творческих исканий. Три периода творчества. Новизна и смелость художественных решений. Эмоциональная выразительность. Предчувствие стиля барокко в творчестве художника.«Чудо святого Марка», росписи Скуолы ди Сан – Рокко и Дворца Дожей. Художники венецианской Террафермы.

Тема 6. Искусство позднего Возрождения (2 ч.)

Экономический и политический кризис Италии в середине XVI столетия. Утрата Италией ведущей роли в общественном развитии Европы. Контрреформация, укрепление католической церкви, возникновение ордена иезуитов. Крушение гуманистических идеалов Возрождения. Два направления в итальянском искусстве XVI в. Обогащенное и усложненное содержание личности человека в произведениях позднего Микельанджело, Тициана, творчество Тинторетто, Веронезе, Бассано. Маньеризм как явление в искусстве позднего Возрождения. Теоретические основы и черты маньеризма. Ранние представители маньеризма: Якопо Каруччи да Понтормо (1494-1557), Фьорентино Россо (Джованни Батиста ди Якопо ди Гуаспарре) (1495-1540), Доменико Веккафуми (Доменико ди Якопо ди Паче) (ок.1486-1551). Расцвет маньеристического искусства в 40-60е гг. XVIв. Франческо Пармиджанино (Маццуоли Джираломо Франческо Мариа) (1503-1540): крупнейший представитель маньеризма. Братья Цуккари: Таддео (1529-1566) и Федерико (ок.1543-1609). Франческо Сальвиати (1510-1563) - крупнейший портретист и ведущий мастер монументальной живописи. Николо дель Аббате (1509-1571) - автор аристократизированных условных картин бытового жанра. Представители зрелого маньеризма: Аньоло Бронзино (Аньоло (Анджело) ди Козимо ди Мариано) (1503-1572). Джорджо Вазари 91511-1574) - живописец, архитектор и теоретик искусства - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Скульптура. Бенвенуто Челлини (1500-1571), его работы: бронзовая статуя Персея, портреты. Автобиография «Жизнь Бенвенуто Челлини». Бартоломео Амманати (1511-1592) - архитектор и скульптор.

Тема 7. Введение в изучение искусства стран Северного Возрождения (1 ч.)

Условность термина «северное возрождение». Страны Северного Возрождение – Нидерланды, Германия, Франция и Испания. Отсутствие «античной базы. Формирование новой ренессансной культуры формируется на основе прогрессивных традиций национального готического искусства. Отсюда: продолжение традиций куртуазно - рыцарской культуры, влияние позднесредневекового фольклора. Влияние ренессансной культуры Италии.

Тема 8. Искусство Нидерландов (2 ч.)

Искусство XV века. Рост городов, развитие производства и торговли в стране. Зарождение новой культуры, сложение нового типа мировоззрения - гармония мироздания, утверждение бесконечного многообразия и красоты земной жизни, как проявление божественного порядка. Человек - лишь равноправная часть прекрасной действительности. Стойкость готических традиций в архитектуре. Относительно малое место скульптуры в искусстве нидерландского Возрождения – Клаус Слютер (? – 1406).

Роль франко-бургундской культуры в формировании нидерландского искусства в начальный период. Мастер из Флемаля (Роберт Кампен) (ок.1378-1444) - один из основоположников нидерландской школы живописи. Братья ван Эйки: Губер (Хуберт) (ок.1370-1426), Ян (ок.1390-1441). «Гентский алтарь» - мир небесных и земных героев. Другие работы Яна ван Эйка: «Мадонна канцлера Ролена», «Мадонна каноника Ван дер Пале», «Портрет четы Арнольфини». Рогир Ван дер Вейден (ок.1399-1464). Усиление трагического начала в его живописи. Полиптих «Страшный суд». Гуго Ван дер Гус (между 1435 и 1440-1482) – крупнейший нидерландский живописец второй половины XV в. Экспрессивность и драматизм его образов, острота реалистических характеристик. «Алтарь Портинари». Ганс Мемлинг (ок.1433-1494) - разработка мелкофигурной повествовательной композиции. Лиризм героев Мемлинга, воплощение в них безмятежного душевного состояния. Иероним Босх (ок.1450-1516). Переплетение в его творчестве реализма, средневековой фантастики, фольклора и мистики. Космический характер картин. Мировоззренческая программа в произведениях: «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Страшный суд», «Искушение святого Антония», «Сады земных наслаждений».

Искусство XVI века. Интерес к конкретной реальности в искусстве. Влияние итальянского искусства. Кветин Массейс (ок.1466-1530) - мастер переходного периода, создатель первых жанровых картин. Основные направления в нидерландской живописи: романизм, маньеризм, традиционализм. Лука Лейденский (ок.1489-533) - мастер резцовой гравюры и жанрово - повествовательных картин: Иохим Патинир (ок.1474-1524) - представитель «антверпенских маньеристов», родоначальник европейской пейзажной живописи. Антонис Мор (между 1517 и 1519 - ок.1576). Его влияние на развитие парадного портрета Нидерландов и Испании. Возникновение и развитие группового портрета: Дирк Якобс (ок.1497 - 1567). Корнелис Тейниссен. Кирнелис Кетель. Жанровая живопись: Питер Артсен (ок.1509-1575). Иоахим Бейкелар (ок.1530-ок.1574). Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 - 1569) – крупнейший мастер XVI века. Народные основы ранних живописных произведений Брейгеля: «Нидерландские пословицы», «Битва поста и масленицы», «Игры детей». Графика Брейгеля. Зрелый период, цикл «Времена года». Работы позднего Брейгеля: «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Слепые», «Сорока на виселице».

Тема 9. Искусство Германии (2 ч.)

Стойкость феодальной системы в Германии XV - XVI вв. Раздробленность страны, обособленность местных художественных школ. Начало книгопечатания и развитие графики в Германии. Распространение гравюры как самостоятельного жанра. Споры о границах и сущности немецкого Возрождения.

Искусство XV века. Стойкость готических традиций в архитектуре. Очаги художественной жизни на рубеже XIV-XV вв. «Пражская школа». Живопись северных школ, их связь нидерландским искусством. Швабские мастера. Художники кельской школы: Стефан Лохнер (ок.1410-1451). Верхнерейнский мастер.

Расцвет немецкой гравюры на меди во второй половине XV в. Мартин Шонгауэр (между 1430 и 1435-1491) - ведущий художник XV в. Живописные и графические работы. Михаэль Пахер (ок.1435-1498). Живописец и резчик. Связь его искусства с мастерами северной Италии. Михаэль Вольгемут (1434-1519) - представитель школы Нюрнберга, одного из центров книгопечатания и центра ксилографии.

Устойчивость традиций готики в скульптуре XV в. Петер Парлер (1330-1399) - архитектор, скульптор, мастер рубежа XIV-XV вв., представитель «мягкого стиля». Ганс Мульчер (ок.1400-1467) - скульптор и живописец. Несовпадение в развитии скульптуры и живописи Германии в XV-XVI вв. Наивысший расцвет немецкой скульптуры в последних десятилетиях XV столетия. Резные створчатые алтари. Фейт Штосс (польское имя Вит Ствош) (ок.1445-1533). Его основные работы: «Алтарь церкви Марии» в Кракове (1489), «Алтарь с «Поклонением младенцу»» в Бамберге. Тильман Рименшнейдер (ок.1460-1531) - крупнейший скульптор южной Германии. Сложное смешение готических и ренессансных черт в его творчестве. «Алтарь святой крови» в Ротенбурге. Алтарь в Креглингене, «Надгробие епископа Шеренберга». Литейная мастерская Фишеров в Нюрнберге. Питер Фишер Старший (ок.1460-1529). «Рака св. Зебальда», статуи королей Артура и Теодориха. Сыновья Фишера: Питер Фишер Младший, Гас, Пауль. Обращение к мифологическим сюжетам, изображение обнаженной фигуры. Адам Крафт (между 1455 и 1460-1501). Светские бытовые мотивы в рельефах на здании городских весов в Нюренберге, киворий в церкви св. Лаврентия.

Искусство XVI века. Реформация и крестьянская война в Германии. Мартин Лютер, Томас Мюнцер. Широкий общественный подъем и расцвет немецкой культуры в начале XVI века. Немецкий гуманизм. Эразм Роттердамский. Немецкая живопись. Альбрехт Дюрер (1471-1528) - величайший художник немецкого Возрождения, представитель Нюрнбергской школы. Ранние живописные и графические работы Дюрера: «Паумгартнеровский алтарь», серии гравюр на дереве «Апокалипсис» и «Большие страсти». Посещение Италии, поиск образа гармонически совершенного человека. Живописные произведения, выполненные Дюрером после второго путешествия в Италию. «Мастерские гравюры». Поздние работы. Теоретические труды Дюрера: «Книга о живописи», «Четыре книги о пропорциях человека», «Руководство к измерению».

Творчество Матиса Грюневальда (Матис Нитхарт-Готхарт) (между 1475 и 1480 - 1523). Сочетание мистики и реалистических черт в его искусстве. Экспрессия образов. «Изенгеймский алтарь». Лукас Кранах Старший (ок.1473-1553) – живописец и график, основатель саксонской школы. Человек и природа - главнее темы творчества. Черты маньеризма и условной стилизации в его поздних работах Представители Дунайской школы и развитие немецкого пейзажа. Альбрехт Альтдорфер (ок.1480-1538), живописей и график Ганс Бальдунг Грин (ок.1485-1545), ученик Дюрера, работал в Страсбурге. Иллюстратор, мастер ксилографии, живописец. Ганс Гольбейн Младший (ок.1498-1543) – живописец, один из крупнейших графиков своей эпохи, выдающийся портретист. Особенность понимания мира человека и природы - главная черта творчества Гольбейна. Иллюстрации к произведениям Э. Роттердамского, графическая серия «Пляска смерти». Живописные портреты Голбейна: Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Георга Гиссе, Шарля Моретта, Генриха VIII. «Мертвый Христос». Значение Гольбейна Младшего для развития искусства Германии и Англии. Кризис немецкого искусства во второй половине XVIв.

Тема 10. Искусство Франции (2 ч.)

Мощный подъем народных сил, быстрое восстановление экономики, политической мощи Франции после завершения Столетней войны с Англией (1337-1458). Консолидация нации и политическое объединение страны. Превращение Франции в абсолютистское централизованное государство. Бурное развитие культуры и искусства. Классическая готика - основа ренессансного искусства Франции. Противоречивость и сложность процесса переработки готического наследия. Придворный характер французской культуры. Влияние Италии на развитие французского искусства.

Архитектура. Реконструкция и строительство новых замков во Франции в конце XV-XVI вв. Замки: Амбуаз, Шенонсо, Шамбор, Блуа - корпус Франциска I, переработка итальянских образцов. Замок Фонтенбло - резиденция французских королей (архитектор Жиль Лебретон). Новое поколение архитекторов, обращение к наследию античного мира и завоеваниям итальянских зодчих. Филибер Делорм (между 1502 и 1515 – 1570) - замок Анэ, дворец Тюильри. Разработка ордерной системы. Трактаты Деларома: «Архитектура», «Новые изобретения, чтобы строить дешево и хорошо». Жан Бюллан (1515-1578). Пьер Леско (ок.1510-1578). Проект нового Лувра - венец ренессансного зодчества Франции.

Живопись. Роль бургундско-фламандских школ. Характерные черты: тонкая поэтичность, иллюзорность в передаче деталей, острота жизненных наблюдений. Братья Лимбург «Великолепный часослов герцога Беррийского». Симон Мармион (ок. 1425-1489). Ангерран Картон (Шаронтон) (ок.1410-ок.1460). Николя Фроман (ок.1435-ок.1485). Влияние искусства Нидерландов на его творчество. Жан Фуке (ок.1420-1481)- крупнейший мастер XV века. Приезд во Францию XVI веке выдающихся итальянских мастеров. Роль итальянских художников - маньеристов в становлении школы Фонтенбло. Первая школа Фонтенбло. Вторая школа Фонтенбло. Ее влияние на французскую живопись. Расцвет портретного жанра во французской живописи. Жан Клуэ (Старший) (ок.1485-1541). Франсуа Клуэ (между 1515 и 1520 – 1572) - крупнейший портретист XVI века. Портреты: Генриха II, Карла IX, Елизаветы Австрийской, ученого Пьетра Кюта. Контакты со школой Фонтенбло - «Купание Дианы», «Купающаяся женщина».

Достижения французских художников в области реалистического карандашного портрета: семейство Дюмустье: Жоффруа и его сыновья Этьен (вторая половина века), Пьер (ок.1540-1600). Аноним Лекюрье (работал между 1550-1590). Бенжамен Фулон. Никола Ланьо.

Скульптура. Тесное сотрудничество скульпторов и архитекторов. Усиление светского начала в пластике XV в. Антуан Лемуатюрье - «Надгробие Филиппа По». Мишель Коломб (ок.1430-1512). Потомственный скульптор, создатель нового типа надгробия с изображением умерших. Лижье Решье (ок.1501567), тесная связь его творчества со средневековыми традициями. Творчество Жана Гужона (ок.1510 - между 1566 и 1568). Равновесие, ясность и благородная сдержанность его произведений. Сотрудничество с архитектором Пьером Леско – «Фонтан Нимф» («Фонтан невинных») в Париже, скульптура и декоративная пластика на фасадах и в интерьерах Лувра. Пьер Ботан (1507-ок.1570). «Надгробие Франциска I». Жермен Пилон (1535-1590). Начало деятельности в школе Фонтенбло - «Диана - охотница» (приписывается Гужону), «Надгробие Генриха II», «Три грации» для урны с сердцем Генриха II. Надгробие канцлера Бирага и его жены Валентины Бальбиани.

Тема 11. Искусство Испании (2 ч.)

Своеобразие исторического пути Испании. Завоевание Пиренейского полуострова в нале нового тысячелетия арабскими государствами. Многовековая борьба за освобождение - реконкиста. Сильная королевская власть, опора абсолютизма – католическая церковь. Относительная слабость испанских городов. Роль в судьбах Испании «великих географических открытий» К XVI в. Испания - одно из сильнейших государств Европы. Запаздывание ренессансного движения, консервативность позднего Возрождения в испанской культуре и искусстве.

Архитектура. Влияние культуры арабских народов. Наиболее яркое ее проявление в архитектуре - стиль «платереск» (ювелирный). Хуан де Гуас, его сооружения: церковь в Толедо Сан Хуан де лос Рейос (1476) и королевская капелла, превращенная в мавзолей династии королей. Дворец в Гвадалахаре (ок.1493), коллегия сан Грегорио в Вальядолиде (1490). Зрелый платереск, воплощенный в фасадах зданий университета в Саламанке, ратуши в Севилье. Обращение к завоеваниям итальянской архитектуры. Педро Мачука - дворец Карла V в Гранаде. Эскориал - дворец – монастырь, резиденция короля Филиппа II, символ абсолютизма. Автор проекта Хуан де Толедо. Строитель Эскориала архитектор и теоретик Хуан де Эррера (1530-1597).

Скульптура. Тесная связь скульптуры и архитектуры. Стиль платереск в алтарях (ретабло). Итальянские скульпторы в Испании. Доменико Алессандро Фанчелли (1469-1561). Надгробие католических королей в Королевской капелле в Гранаде. Алонсо Берругете (ок. 1490 - 1561). Один из представителей маньеризма в испанской скульптуре. Леоне Леони и Помпео Леони. Работы для собора Сан Лоренсо в Эскориале.

Живопись. Роль нидерландских художников в развитии испанской живописи. Педро Берругете (ок.1550-1594). Алехо Фернандес (?-1543), представитель севильской школы. Алтарь «Мадонна мореплавателей». Жауме Уге (Угет) (ок.1515-1561). Луис де Моралес (между 1506 и 1509 – 1586). Украшение Эскориала приезжими итальянскими мастерами: Федериго Цуккари, Пеллегрино Тибальди. Алонсо Санчес Коэльо (ок.1532-1588) - представитель испанской школы портрета, ученик А. Мора. Галерея придворных портретов эпохи Филиппа II. Эль Греко (Доменико Теотококопули) (1542 - 1614) − великий испанский художник. Соединение в его творчестве традиций трех культур − византийской, итальянской и испанской. Особое место Эль Греко в испанском искусстве. Итальянский период творчества. Приезд Эль Греко в Испанию (1576). Произведения испанского периода: «Эсполио», «Мученичество св. Маврикия», «Похороны графа Оргаса». Эль Греко − мастер портрета. Пейзажные работы Эль Греко. Творчество Эль Греко и проблемы маньеризма в испанской живописи. Усиление мистических настроений в поздних произведениях художника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: