double arrow

I. Введение. Программа дисциплины «Искусство Возрождения» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского)

Екатеринбург


Утверждаю

Проректор

____________ В.П. Прокопьев

(Подпись)

__________

(Дата)

Программа дисциплины «Искусство Возрождения» составлена в соответствии с требованиями федерального /национально-регионального (вузовского)

(подчеркнуть необходимое)

компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности __________________________________

(Название, шифр)

бакалавра, магистра по направлению _____________________________________________

(Название, шифр)

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 3

Общая трудоемкость дисциплины 40

В том числе:

лекций 22

семинаров 8

Контрольные мероприятия:

рефераты _______________

коллоквиумы ___________

контрольные работы_____

другие _________________

Составители:

Ярков С. П., кандидат искусствоведения, профессор. Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Говорковская В. В., ассистент

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией ____________факультета

Протокол заседания № _____от ______

© Уральский государственный университет, 2006

© ФИО, составление,2006

I. Введение

Возрождение (Ренессанс) – новый этап в истории мировой культуры, пришедший на смену культуре феодального средневековья. Широкое обновление охватило все сферы жизни. Процесс кардинального обновления начался в средневековой Италии, когда художники, поэты, ученые, стремясь восстановить «связь времен», начали возрождать классическое прошлое, преодолевая интеллектуальные и художественные оковы эпохи Средневековья, которую они называли «темными веками». Здесь Ренессанс прошел несколько этапов в своем развитии. Северное Возрождение - период, охватывающий XV – XVI века в культуре заальпийских стран (Нидерландов, Германии, Франции, Испании) - отличалось более прочными генетическими связями с поздним средневековьем.

В эпоху Возрождения сложилось передовое светское мировоззрение – гуманизм, в основе которого лежало представление о свободе и достоинстве человеческой личности, вера в творческие способности и разум человека.

В этот период зародилась современная наука, в особенности естествознание, основанное на опытном методе исследования. Интерес к научному познанию был всеобщим, в том числе и в среде мастеров изобразительного искусства. Человек эпохи Возрождения изучал природу пространства и времени и поместил на карту обе Америки. Но также он открывал сам себя, свою сущность, человеческое лицо, формы, значение своего уникального индивидуального сознания. Все это видно сквозь призму искусства.

Искусство Возрождения – сложный и противоречивый процесс (именно процесс, а не состояние), в котором утверждение идеалов проходило в острой борьбе со средневековыми представлениями и сложившимися традициями. Этими противоречиями проникнуто не только искусство отдельных стран, школ, но даже индивидуальное творчество многих художников. Ренессансное искусство демонстрирует постепенное преодоление мистицизма и условности искусства эпохи Средневековья. В нем нашли отражение передовые идеи гуманизма. Художники, основываясь на научном методе, открыли законы пропорций человеческого тела, линейной и воздушной перспективы, разработали композиционные приемы станковых произведений и новые формы синтеза, постороннего на равноправии видов искусств. В центре внимания художника эпохи Возрождения – человек, внутри которого может таиться целый мир. Отсюда - стремление показать яркость конкретной личности, глубину и силу проявления индивидуальных чувств. Великие мастера Возрождения, вдохновляясь античностью, создали новые формы в живописи, в архитектуре и в скульптуре.

Ренессанс был духовным переворотом всемирного значения. От предшествовавших культурных эпох эпоха Возрождения отличается необыкновенной скоротечностью и спрессованностью развития культуры. Возвращаясь к прошлому, человек эпохи Возрождения творил новую Вселенную. По существу, Возрождением была создана целостная, обладающая внутренним единством концепция мира. Она питала культуру и искусство всех последующих эпох. По этому, Ренессанс устремлен во времени не только назад, но и вперед.

Курс «Искусство Возрождения» формирует у студентов представление об искусстве Возрождения, как о качественно новом явлении в западноевропейском искусстве; о художественных процессах, явлениях, открытиях эпохи; о специфике ренессансного движения в каждой из изучаемых стран; а также ориентирует слушателей в культурном пространстве периода и помогает понять логику развития европейского искусства в целом.

В соответствии с поставленной целью можно выделить ряд задач:

- знакомство с основными подходами к изучению культуры и искусства эпохи Возрождения;

- знакомство с истоками ренессансного искусства Италии и стран Северного Возрождения;

- знакомство с национальными художественными школами;

- знакомство с творчеством самых ярких художников периода и их произведениями.

Дисциплина «Искусство эпохи Возрождения» является одной из важнейших составляющих в комплексном изучении европейского и мирового искусства.

В результате знакомства с курсом студент должен иметь представление о специфике искусства Возрождения, основных школах, крупнейших мастерах и произведениях; владеть навыками искусствоведческого анализа; уметь организовать самостоятельное изучение материала и работать в библиотечных фондах и в сети Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: