Задание 1. Определите на основании полученной информации в ходе изучения дисциплины свой тип или типы (до 3-х) этнической идентичности

Определите на основании полученной информации в ходе изучения дисциплины свой тип или типы (до 3-х) этнической идентичности. Представьте себя в различных ситуациях межэтнического контакта. Обратите внимание на ваши ощущения. Вы можете выделить для себя 2-3 типа этнической идентичности, свойственного вашему восприятию и поведению.

Теоретическая разработка, изучение эмпирического материала по этническим группам, находившимся в спокойных ситуациях межэтнического взаимодействия и в обстановке разного уровня напряжений и конфликтов, позволила выделить семь типов этнической идентичности на основе операциональных, эмпирически проверенных критериев.

8. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. Г.У.Солдатова называет этот тип «позитивной этнической идентичностью».

При нормальной идентичности люди могут испытывать разную потребность в ассоциированности с этнической группой и уровень консолидированности - всё это зависит от типа личности и от ситуации. «Отклонения от нормы» могут идти и в направлении её угасания или даже отрицания.

9. Этноцентричная идентичность, понимаемая не в том смысле, что точкой отчёта для восприятия культуры является собственная, а в плане акцентированности на значимость этничности, ориентированности на неё, её безусловного некритического предпочтения. При такой идентичности присутствуют элементы направленного (на ту или иную культуру или вид контактов), но не агрессивного этноизоляционизма, замкнутости.

В некоторых культурах элементы замкнутости программируются традиционными нормами, часто связанными с соблюдением религиозных правил, например брачная эндогамия, и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

В эмоциональной сфере при этноцентрической идентичности присутствуют элементы страха, беспокойства, напряжённости. В когнитивной сфре разделяются лозунги типа: «Всё для нации, и ничего против нации».

Этноцентризм в каких-то вариантах граничит с этноэгоизмом или этноизоляционизмом, переходя в них в своей крайней форме.

10. Этнодоминирующая идентичность фиксирует такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, мать, муж, представитель профессии и др.) но и достижение целей, интересов народа (возможно и ложно понимаемых) начинает восприниматься как безусловно дом инирующая ценность («мы все только клетки одного великого организма по имени нация», «кто не снами, тот против нас»).

Такая идентичность обычно сопровождается признанием прав народа выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа (часто иррационально объясняемом «особой миссией» в истории), дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», осознанным стремлением не смешиваться с другими национальностями (эсклюзивизм). Данный тип идентичности близок к бытовому представлению о «националисте» (термин, который иногда в таком значении употребляется и в политической лексике.

11. Этнический фанатизм – идентичность, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип представляет собой крайнюю форму идентичности.

12. Этническая индифферентность, когда люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов; они свободны от норм и традиций и на их жизненные поступки, на поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этничность других.

13. Этнонигилизм в форме космополитизма, представляющий собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей; декларирование свободы от всего, связанного с этническим феноменом; иногда даже квалифицирование его как вредного; демонстрация себя как «человека мира».

Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности или даже нигилизма является этноущемлённая идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием её неравноценности другим. Отсюда – избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.

14. Амбивалентная, невыраженная, а иногда «сдвоенная» или даже «строенная» идентичность. Это тип идентичности достаточно распространён в этнически смешанной среде.

Трудно бывает детям из смешанных семей определить свой тип идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: