Схоластика. Учение Ф. Аквинского

Средневековая философия вошла в историю философской мысли под именем схоластики. Термин «схоластика» (от греч. зсЬо!е - школа) означает «школьное», элементарное учение о Боге.

Отличительные черты схоластики:

1) схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с XI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носит название диалектики и предмет которой составляет работа над понятиями. Тончайшее различие понятий, установление определений и дефиниций подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

2) природа перерастает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу.

3) двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное существо».

4) религиозное понимание проблемы души и тела. В его основе -христианские догматы «Боговоплощение» и «Воскресения во плоти».

Учение Фомы Аквинского (Блаженного) хорошо представляет нам схоластический образ мышления. Философия Фомы Аквинского пользовалась большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма. По мнению философа, Бог, как высшее начало, есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность совпадают), но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), существующих только благодаря субстанция.» Фома Аквинский рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Но всякой вещи столько бытия, сколько актуальности.

Фома Аквинский выделяет уровни бытийности вещей по степени их актуальности:

1) Форма - внешняя определенность вещи (минералы, неорганические стихии);

2) Форма - конечная причина вещи (растения);

3) Форма - действующая причина (животные);

4) Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, разумная душа). Фома Аквинский считает, что между наукой и верой нет противоречиям

Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму, Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Бытие Бога может быть доказано разумом. Работа философа «Сумма теологии» содержит пять доказательств бытия Бога:

1) все, что движется, движимо чем-то другим, следовательно, есть первый двигатель - Бог;

2) в мире имеется рад действующих причин, следовательно, необходимо признать наличие первой причины - Бога;

3) каждая необходимость имеет свою необходимость, следовательно, существует первая необходимость - Бог;

4) существуют степени качеств, которые действуют друг за другом! следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства - Бог;

5) в основе всей природы лежит полезность, следовательно, существует разумное существо (Бог), которое направляет все естественные вещи к цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: