Учеником Платона и его другом был Аристотель. По примеру своего учителя он создает философскую школу под названием «ликей», ныне «лицей». Аристотель систематизирует знание своего времени и выделяет:
1) теоретические науки (математика, физика и т.д.),
2) практические науки (геометрия, астрономия и т.д.),
3) творческие науки (поэзия, риторика и т.д.).
Философия, по его мнению, являясь «наукой наук», изучает не многообразие мира, а его сущности. Философия - это наука о сущностях. Аристотель называет ее метафизикой. Конспект его лекций, отредактированный его учениками, также получает название «Метафизика». Бытие сущности должно удовлетворять двум требованиям: должно быть мыслимо и способно к самостоятельному существованию. Четыре причины делают возможным существование отдельной вещи:
• форма;
• материя;
• действие (начало движения);
• цель (для чего вещь создана).
Форма первична и активна, а материя – это лишь потенциальная возможность вещи, материя вторична. Форма, соединяясь с материей, создает мир вещей, которые наделены сущностью, а, следовательно, их можно познать.
Онтология:
Первичен мир форм. Формой всех форм является Бог или перводвигатель. Вещь – единство формы и материи.
Сущности делятся на:
-высшее
-низшее (вещи обладают низшей сущностью)
Каждая вещь хар-ся категориями:
Форма, сущность, качество и цель. Рядом с этими категориями: кол-во, место и время.
Гносеология:
Низшие сущности можно познать с помощью органов чувств. Высшие сущности познаются с помощью разума.
Аристотель создает науку – логика. Если А=В, В=С, то А=С. Работа, посвященная логике: «Органон».
Этика:
Изучает человека. По мнению Аристотеля, человек существо общественное и политическое – политическое животное. Человек отличается от животных:
-наличием разума
-речью
Разум дает возможность думать, мыслить и отличать добро и зло. Речь дает возможность общаться и делать выбор.
Человек делает себя сам.
Основателем биологии является Аристотель. Книга «О частях животных».