Диалектика (в пер. с греч. - беседую, рассуждаю). Родилось это понятие в древнегреческой философии как умение вести беседу, доказывать, у6ежда7ъ (софисты, Сократ).
Обычно различают:
- объективную диалектику, которая представляет собой диалектику внешнего мира — живой и неживой природы, общества;
субъективную диалектику - это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности.
Объективная н субъективная диалектика в общем и целом совпадают одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.
Диалектика как искусство спора развивалось и в средние века (Пьер Абеляр «Да и нет»). В эпоху Возрождения с началом появления современного естествознания стали говорить о совпадении противоположностей, об изменчивости всего существующего (Н. Кузанский, Дж. Бруно) и понятие диалектики стало подвергаться переработке.
В Новое время под диалектикой стали понимать идею о движении, изменении, преобразовании и развитии мира и мышления человека (Г, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс).
|
|
В настоящее время диалектика - это и логика мышления, я метод познания, и наука об универсальных связях и наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Альтернативы диалектики:
1. Софистика - сознательное применение в доказательствах неправильных положений (софизмов). С точки зрения софистики, в мире все постоянно изменяется. Покоя нет, даже относительного. Следовательно, нет единой картины мира и единой истины. Любая наша фраза является истиной, истина всегда относительна.
2. Метафизика: возникла в I в. до н.э. Первоначально под метафизикой понималась собственно философия (Аристотель).
В настоящее время под метафизикой стали рассматривать метод, противоположный диалектике:
Сточки зрения метафизики, покой абсолютен, движение относительно.
Метафизика, в отличие от диалектики, имеет односторонний подход к движению. Она рассматривает, преимущественно, механическую форму движения материи, количественные изменения. Метафизика представляет
развитие в форме круга, а не спирали (как диалектика); признает роль внешнего толчка для развития; рассматривает процессы и явления в изоляции друг от друга.