Регулир. функции гос-ва в период перехода к новым экономическим отношениям

В плановой эк-ке гос-во управляло почти всеми соц.-эк. процессами, кот. поддаются централизованному регулированию. Сис-мой директивных адресных заданий гос. органы определяли основные параметры деят-ти каждого п/п и его хоз. связи. За п/п сохранялось самостоятельность в решении прежде всего внутрихоз. вопросов: налаживание производства, орг-ции и оплаты труда и др.

В рын. эк-ке гос-во не осуществ. непосредств. управления эк. сферой, основной регулятор: рынок. Гос. регулир. играет глав. роль только в тех сферах, кот. определила нац. безопасность страны или в которой регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Чисто рын. эк-ки нет ни в одной стране мира.

При переходе к рын.эк-ке роль гос. регулир. более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хоз-ва. Переход к рын. хоз-ву не происходит автоматически. Гос-во призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраст-ры рынка, условий его норм. функц-ния. Роль гос-ва в регулир. эк-ки определ. созданием усл. не только для функц. рынка, но и соблюдение баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац. интересов как во внутренней, так и во внеш. политике. Даже самый отлажен. рын. мех-зм не в состоянии справиться со всеми соц. и эк. проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем берет на себя гос-во. При переходе к рын. эк-ке выполняемые гос-вом функции в эк. процессах объективно должны постепенно сокращ-ся, для чего надо правильно определить приоритеты гос. управ. и обеспечить жизненно важные эк. и соц. потребности общества.

За гос-вом должны сохраняться ф-ции:

эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулир.;

•обеспеч. гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хоз-ния;

•формир. устойч. макроэк. ситуации, включая эффективное функц-ие финансовых учрежд.;

•обеспеч. min соц. стандартов по предоставлению благ и услуг общ-ого польз-ния (образов., здравоохр. и т.д.);

•реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

•развитие науки, инновац. деят-ти и информац. технологий;

• проведение актив. внешнеэк. политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

•формирование производств., соц. и экологич. инфраструктур общегос. значения, обеспечение условий для роста эк-ки и улучш. жизнедеят. населения;

•поддержка соц. незащищенных групп населения;

•охрана окруж. среды, совершенствование экологич. регуляторов, международ. сотрудничество при решении экологич. проблем;

•формирование рациональных территориальных пропорций воспр-тва и комплексное разввитие производит. сил регионов;

•обеспеч. нац. безопасн. страны;

•созд. правовой базы рын. отношений и обеспеч. неукоснительного соблюд. законов, развитие институцион. инфрастр-ры;

•разработ. и реализ. стратегии соц.-эк. разв.

В переход. период более ответстветственной и сложной становится роль гос-ва по управл. собственностью. Надо преодолевать тотальную монополизацию гос. собственности, осуществлять ее разгосударствление и приватизацию.Задача гос. управления:создать возможность для эффектив. работы п/п с использованием рын. законов: конкуренции, спроса, предложения и т.д.

Для регулир. соц.-эк. процессов госу-во использ. сис-му методов и инструментов, кот. меняются в зависимости от сложившейся ситуации, накопление опыта, выбран. модели и стратегич. целей развития. Методы: правовые, административ., эк.

Особая форма гос. регулирования: разработка прогнозов и программ(как для страны, так и отдельн. отраслей и регионов и т.д.), кот. определяют стратегич. и тактич. цели и задачи развитиия, этапы и меры для их достижения, необходимые ср-ва для их реализации.

Вся сис-ма гос. регулирования нац. эк-ки д.б. направлена на обеспечение эк. безопасности страны, ее устойчивое развитие с учетом возможных изменений внутр. и внеш. факторов.

Важн. условия реализации госу-вом своих функций по управлению эк-кой при переходе к рынку: формирование соответствующей стр-ры гос. управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой эк. и политич. среде.

Действующ. сис-ма гос. управления РБ, построенная по функционально-отраслевым и территориальным принципам, включает: министерства РБ; Гос. комитеты (Комитет гос. безопас., Гос. комитет погранич. войск, Гос. тамож. комитет и др.); комитеты при Сов.Министр. и гос. орг-ции, подчиненные Правительству РБ.

Сложив-ся сис-ма гос. управл. эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных власт. стр-р при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различ. уровнями управления. Формирование в РБ соц.-ориентир. рын. эк-ки требует повышения эффек-ти взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегос., так и регион. проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: