Объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров

РБ:

Белорусский гос концерн пищевой промышленности («Бел-госпищепром»)

Белорусский гос концерн по нефти и химии («Белнефтехим») Белорусский гос концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»)

Белорусский гос концерн по производству и реализации товаров народного потребления («Белместпром»)

Белорусский гос концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции («Белбиофарм») Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообраба­тывающей и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллесбумпром») Белорусская железная дорога

Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкооп-союз»)**

В структуре министерств по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, кот явл структурными подразделениями министерств и осуществля­ют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.

Важную роль в структуре гос управления эк-кой играют территориальные органы соответствующих министерств и эк органы облисполкомов и Мин­ского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управ­ления эк-кой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окруж среды, труда и соц защиты, фи­нансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, эк-ки, а также комитеты при Совете Ми­нистров РБ по ценным бумагам и по энерго­эффективности.

Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории гос политики в отдельных от­раслях и сферах эк-ки, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам гос управления.

Необходимо отметить, что сложившаяся система гос управления эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эф-ное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих пол­номочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же пол­номочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффектив­ности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и ре­гиональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос. регулирования экономики.

Планирование — не инородная, а органичная часть целост­ной системы управления. Планир-ие должно рассматри­ваться как интегрирующая деятельность, объ­единяющая эк-ку, социологию, экологию, демографию, стат-ку и др дисциплины, как наука управления, формирующая специфич теорию, технологию и институ­циональные стр-ры, обеспечивающие необходимое воздей­ствие на объекты гос регулирования эк-ки.

Инди­кативное планирование рационально сочетает в себе рыночный механизм саморе­гулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие гос-ва на соц-эк-кие процессы.

Индикативное планирование призвано выполнять три важ­ные функции:

1) информационную — планами и прогнозами гос-во информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной эк-кой политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действо­вать сообразно с ними;

3) согласительную —позволяет прав-ву и негос субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам эк-кой п-ки в ходе взаимных консультаций и согласований.

Разработанные в республике Комплексная программа на­учно-технического прогресса, Основные направления соц-эк-кого развития страны на долгосрочную перспек­тиву, Программа соц-эк-ого развития РБ на 2010—2015 годы, а также ежегодно состав­ляемые прогнозы соц-эк-ого развития стра­ны — пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методичес­ких подходов к прогнозированию и планированию соц-эк-ких процессов, разработке эк-кой поли­тики и стратегии гос-ва.

Нац собранием РБ в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ», котопределяет систему гос прог­нозов и программ соц-эк-кого развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Гл цель — достижения устойчивого эк-кого роста, высокой степе­ни занятости, внешнеэк равновесия и повышение на этой основе ур-ня жизни народа.

Гос прогнозирование соц-эк развития - деятельность гос органов по разработке прогнозов и программ соц-эк-кого развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснован­ных представлений о целях, критериях, принципах, направле­ниях и приоритетах соц-эк-кого развития РБ на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система гос прогнозов соц-эк развития РБ включает:

• на долгоср перспективу — Нац страте­гию устойчивого соц-эк развития РБ на 15 лет и Осн направления соц-эк развития РБ на 10 лет;

• среднесрочную перспективу — Программу соц-эк развития РБ на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз соц-эк развития РБ.

Прогнозы и программы соц-эк разви­тия включают колич-ные показатели и кач-ные хар-ки состояния и развития эк и соц сфер, научно-инновационной и инвестиц деят-сти, внешнеэк-ких связей, динамики пр-ва и потребления, ур-ня и кач-ва жизни, экологич обста­новки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся соц-эк, демографич и экологич ситуации, научно-технич и пр-ного потенциалов РБ, внешних условий, со­стояния природных ресурсов и перспективы изменения указан­ных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по респуб­лике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям эк-ки, по административно-территориальным единицам в не­скольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздей­ствия внутренних и внешних политических, эк-ких и др факторов. Разработка гос прогнозов и программ соц-экразвития РБ прово­дится Советом Министров РБ.

Стратегич прогнозы развития эк-ки и программное планирование в Беларуси. В соответствии с Законом «О гос прогнозиро­вании и программах соц-эк развития РБ» к осн документам на долгосрочную перспективу относятся Нац стратегия устойчивого соц-эк развития РБ и Осннаправления соц-эк развития страны, на среднеср — Программа соц-эк-кого развития РБ.

Нац стратегия устойчивого соц-эк развития РБ на период до 2020 го­да (НСУР-2020) - гл внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXIв., гармонизации соц, эк и экологич развития в едином сбалансированном комплек­се «человек — окружающая среда — эк-ка».

Осн цель устойчивого развития РБ — динамичное повышение ур-ня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуаль­но-инвестиционного развития эк-ки и соц сферы, сохранения окруж среды для нынешнего и будущих по­колений.

Длительный период, необходимый для достижения конеч­ных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов соц-эк развития:

1. (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэк-ких условий для стабильного соц-эк развития и охраны окруж среды, повышения ур-ня жизни народа на основе роста эф-сти реального сектора эк-ки;

2. (2006—2015 гг.) — этап активной структур­ной перестройки и модернизации эк-ки с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (сме­шанной) эк-ки. Приоритетные направления: технологи­ческое перевооружение пр-ва на базе внедрения новей­ших технологий; стимулирование внутр и внешних ин­вестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов граж­данского общества;

3. (после 2015 г.) — формирование основ постин­дустриального информационного общества, приближение к ур-ню жизни населения эк-ски развитых гос-в в рам­ках соц рыночного хозяйства.

Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития.

Основные положения и параметры НСУР-2020 используют­ся при разработке Осн направлений соц-эк развития РБ на 2006—2015 годы, Программы соц-эк развития РБ на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов со­ц-эк развития страны.

Основные направления соц-эк разви­тия РБ на 20062015гг конкретизиру­ют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направ­ления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.

Гл цели Осн направлений — оздоровление наро­да и повышение ур-ня его благосостояния на основе сбаланси­рованного и устойчивого эк-кого развития, обеспече­ние рац-ной занятости населения и доведение его соц защищенности до ур-ня эк-ски развитых гос-в. Достижение этих целей связано с ускорением и улучше­нием кач-ных параметров развития всего народнохозяй­ственного комплекса страны.

Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Осн направления денежно-кредитной политики, реализу­емые НБ страны. В них определяются целе­вые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутр кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключе­вые монетарные факторы антиинфляционной п-ки.

В ежегодных Прогнозах соц-эк развития РБ содержится комплекс мер антиинфляци­онного хар-ра в реальном секторе эк-ки, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают осн методы системного решения про­блем снижения уровня инфляции.




double arrow
Сейчас читают про: