РБ:
Белорусский гос концерн пищевой промышленности («Бел-госпищепром»)
Белорусский гос концерн по нефти и химии («Белнефтехим») Белорусский гос концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»)
Белорусский гос концерн по производству и реализации товаров народного потребления («Белместпром»)
Белорусский гос концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции («Белбиофарм») Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллесбумпром») Белорусская железная дорога
Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкооп-союз»)**
В структуре министерств по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, кот явл структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.
Важную роль в структуре гос управления эк-кой играют территориальные органы соответствующих министерств и эк органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления эк-кой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окруж среды, труда и соц защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, эк-ки, а также комитеты при Совете Министров РБ по ценным бумагам и по энергоэффективности.
Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории гос политики в отдельных отраслях и сферах эк-ки, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам гос управления.
Необходимо отметить, что сложившаяся система гос управления эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эф-ное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.
Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.
44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос. регулирования экономики.
Планирование — не инородная, а органичная часть целостной системы управления. Планир-ие должно рассматриваться как интегрирующая деятельность, объединяющая эк-ку, социологию, экологию, демографию, стат-ку и др дисциплины, как наука управления, формирующая специфич теорию, технологию и институциональные стр-ры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты гос регулирования эк-ки.
Индикативное планирование рационально сочетает в себе рыночный механизм саморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие гос-ва на соц-эк-кие процессы.
Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:
1) информационную — планами и прогнозами гос-во информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной эк-кой политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;
2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;
3) согласительную —позволяет прав-ву и негос субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам эк-кой п-ки в ходе взаимных консультаций и согласований.
Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления соц-эк-кого развития страны на долгосрочную перспективу, Программа соц-эк-ого развития РБ на 2010—2015 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы соц-эк-ого развития страны — пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию соц-эк-ких процессов, разработке эк-кой политики и стратегии гос-ва.
Нац собранием РБ в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах соц-эк развития РБ», котопределяет систему гос прогнозов и программ соц-эк-кого развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Гл цель — достижения устойчивого эк-кого роста, высокой степени занятости, внешнеэк равновесия и повышение на этой основе ур-ня жизни народа.
Гос прогнозирование соц-эк развития - деятельность гос органов по разработке прогнозов и программ соц-эк-кого развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах соц-эк-кого развития РБ на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Система гос прогнозов соц-эк развития РБ включает:
• на долгоср перспективу — Нац стратегию устойчивого соц-эк развития РБ на 15 лет и Осн направления соц-эк развития РБ на 10 лет;
• среднесрочную перспективу — Программу соц-эк развития РБ на 5 лет;
• краткосрочную перспективу — годовой прогноз соц-эк развития РБ.
Прогнозы и программы соц-эк развития включают колич-ные показатели и кач-ные хар-ки состояния и развития эк и соц сфер, научно-инновационной и инвестиц деят-сти, внешнеэк-ких связей, динамики пр-ва и потребления, ур-ня и кач-ва жизни, экологич обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся соц-эк, демографич и экологич ситуации, научно-технич и пр-ного потенциалов РБ, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям эк-ки, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, эк-ких и др факторов. Разработка гос прогнозов и программ соц-экразвития РБ проводится Советом Министров РБ.
Стратегич прогнозы развития эк-ки и программное планирование в Беларуси. В соответствии с Законом «О гос прогнозировании и программах соц-эк развития РБ» к осн документам на долгосрочную перспективу относятся Нац стратегия устойчивого соц-эк развития РБ и Осннаправления соц-эк развития страны, на среднеср — Программа соц-эк-кого развития РБ.
Нац стратегия устойчивого соц-эк развития РБ на период до 2020 года (НСУР-2020) - гл внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXIв., гармонизации соц, эк и экологич развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — эк-ка».
Осн цель устойчивого развития РБ — динамичное повышение ур-ня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития эк-ки и соц сферы, сохранения окруж среды для нынешнего и будущих поколений.
Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов соц-эк развития:
1. (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэк-ких условий для стабильного соц-эк развития и охраны окруж среды, повышения ур-ня жизни народа на основе роста эф-сти реального сектора эк-ки;
2. (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации эк-ки с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) эк-ки. Приоритетные направления: технологическое перевооружение пр-ва на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутр и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества;
3. (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к ур-ню жизни населения эк-ски развитых гос-в в рамках соц рыночного хозяйства.
Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития.
Основные положения и параметры НСУР-2020 используются при разработке Осн направлений соц-эк развития РБ на 2006—2015 годы, Программы соц-эк развития РБ на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов соц-эк развития страны.
Основные направления соц-эк развития РБ на 2006 — 2015гг конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.
Гл цели Осн направлений — оздоровление народа и повышение ур-ня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого эк-кого развития, обеспечение рац-ной занятости населения и доведение его соц защищенности до ур-ня эк-ски развитых гос-в. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением кач-ных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.
Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Осн направления денежно-кредитной политики, реализуемые НБ страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутр кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной п-ки.
В ежегодных Прогнозах соц-эк развития РБ содержится комплекс мер антиинфляционного хар-ра в реальном секторе эк-ки, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают осн методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.






