Вопросы к зачету. 1. Понятие уголовного процесса, его публичное начало

1. Понятие уголовного процесса, его публичное начало.

2. Цели уголовного процесса.

3. Основные типологии уголовного судопроизводства.

4. Модель уголовного процесса, его содержание и форма.

5. Уголовное право и уголовный процесс. Предмет уголовного процесса. Значение норм уголовного права для уголовно-процессуальной деятельности.

6. Уголовно-процессуальное право, его источники и производство по уголовным делам.

7. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Уголовно- процессуальная норма, ее толкование и применение. Особенности уголовно- процессуальных отношений.

8. Стадии уголовного процесса и уголовно-процессуальные производства.

9. Классификация уголовно-процессуальных производств.

10. Понятие и значение принципов уголовного процесса.

11. Вопрос о системе принципов уголовного процесса, их классификация.

12. Законность при производстве по уголовному делу.

13. Официальность уголовного процесса.

14. Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств уголовного дела.

15. Свобода оценки доказательств.

16. Презумпция невиновности.

17. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.

18. Осуществление правосудия только судом.

19. Состязательность сторон.

20. Уважение чести и достоинства личности.

21. Неприкосновенность личности.

22. Неприкосновенность жилища.

23. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

24. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

25. Язык уголовного судопроизводства.

26. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

27. Понятие субъектов уголовно-процессуальных отношений.

28. Классификация субъектов уголовно-процессуальных отношений.

29. Суд как субъект уголовного процесса. Взаимоотношения суда с другими субъектами уголовного процесса.

30. Прокурор в уголовном процессе.

31. Правовое положение и функции следователя и руководителя следственного органа. Их взаимоотношения с прокурором.

32. Орган дознания, начальник подразделения органа дознания и дознаватель как субъекты уголовного процесса. Соотношение их полномочий и взаимоотношения с прокурором.

33. Место и роль прокурора в суде.

34. Обвиняемый и подозреваемый.

35. Защитник и защита по уголовным делам.

36. Потерпевший и частный обвинитель.

37. Гражданский истец и гражданский ответчик.

38. Понятие гражданского иска в уголовном процессе, основания и порядок его применения.

39. Лица, участвующие в процессе, их процессуальное положение.

40. Отводы органам и лицам. Основания отводов (самоотводов), порядок их разрешения.

41. Понятие уголовно-процессуального доказывания.

42. Уголовно-процессуальное доказывание и познание.

43. Сущность и особенности уголовно-процессуального доказывания.

44. Процесс доказывания и его элементы.

45. Доказывание с точки зрения достижения истины. Цель доказывания.

46. Объект, предмет и пределы доказывания.

47. Понятие доказательств.

48. Доказательственные факты и средства доказывания.

49. Классификация доказательств.

50. Субъекты доказывания и их классификация.

51. Права и обязанности по доказыванию субъектов и участников процесса доказывания.

52. Внутреннее убеждение субъекта доказывания как метод и результат

оценки доказательств.

53. Общее и особенное в показаниях различных участников процесса.

54. Понятие вещественных доказательств, их процессуальная форма.

Собирание, проверка и оценка вещественных доказательств.

55. Понятие и виды документов как средств доказывания. Собирание, проверка и оценка документов. Критерии разграничения документов и документов – вещественных доказательств.

56. Заключение эксперта как средство доказывания. Отличие заключения эксперта от заключения специалиста.

57. Ходатайства и жалобы: понятие, процессуальный порядок рассмотрения.

58. Процессуальные сроки и процессуальные издержки.

59. Реабилитация: общая характеристика института реабилитации, право на реабилитацию и порядок его признания.

60. Принуждение и уголовно-процессуальная деятельность.

61. Виды мер принуждения.

62. Меры пресечения, основания и порядок их применения.

63. Заключение под стражу, домашний арест и залог.

64. Подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.

Подготовка к экзамену – наиболее ответственный и важный вид самостоятельной работы. Экзамен проводится в письменной форме и направлен на решение следующих задач:

1. Оценка полученных юридических знаний и навыков письменной речи.

2. Выявление степени понимания уголовно-процессуальных проблем.

3. Определение уровня владения правовым мышлением.

Данные задачи достигаются за счет того, что выносимые на экзамен вопросы – сквозные. Ответить на них невозможно, изучив только один раздел дисциплины. Дело заключается в том, что в ответе необходимо показать, каким образом то или иное понятие проявляется, «живет» и «работает» на различных стадиях уголовного процесса. Кроме того, в экзаменационный билет включается задача (казус), не имеющая однозначного правового решения и требующая самостоятельной выработки правовой позиции и самостоятельного формулирования подлежащих разрешению правовых вопросов.

При выполнении экзаменационной работы необходимо придерживаться следующих рекомендаций. Вначале нужно составить четкий план ответа на поставленный вопрос. В тексте его можно не излагать, но строго соблюдать. Далее, чтобы быть правильно понятым, следует раскрыть содержание (теоретическое, нормативно-правовое) используемых в ответе терминов и определений. Если то или иное понятие (центральное для экзаменационной работы, используемое в сформулированном экзаменационном вопросе) в науке трактуется по-разному, то требуется обосновать правильность избранной трактовки. Это будет «чисто» теоретическая часть ответа. Только после этого можно приступать к содержательной части работы, в которой через анализ законодательства (прежде всего, УПК РФ), раскрыть его легальное и доктринальное толкование.

Приведем пример того, как надо работать на экзамене, на материале вопросов о принципах уголовного процесса.

Прежде всего, нужно показать, что понимается под принципом уголовного процесса. При этом нужно не просто перечислить существующие точки 6. зрения, а обосновать свою позицию, прописать ее методологические основания, опираясь на свое понимание сущности уголовного судопроизводства,его целей и другие важные моменты. Раскрывая содержание конкретногопринципа, следует проверить его соответствие критериям отнесения того илииного положения к числу принципов уголовного процесса, а также определить его место в их системе. Показывая «работу» (действие) принципа в различных стадиях уголовного процесса, важно обратить внимание на ее особенности, исходя из сущности и содержания конкретного этапа производствапо уголовному делу.

В идеальном варианте весь период изучения дисциплины «Уголовно- процессуальное право» есть подготовка к предстоящему экзамену. Реально подготовку к экзамену надо начинать во втором семестре параллельно с изучением особенной части дисциплины. Необходимо учитывать, что на основе одного лишь учебника и конспектов лекций будет очень трудно написать экзаменационную работу на удовлетворительном уровне. Именно поэтому вопросы для экзамена становятся известны для студентов за 2 месяца до начала сессии. Их выбирает заведующий кафедрой из приведенных ниже путем свободной выборки. Их не должно быть больше 30 на один экзамен. Этого времени будет достаточно для того, чтобы еще раз обратиться к важным для экзамена нормативным, монографическим, методическим и иные материалам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: