Строительный комплекс основан на интеграционных связях строительства и промышленности. Он рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса являются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.
Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации; производства строительных материалов, строительной индустрии, механизации и транспорта; проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследо-
вательские организации; строительные биржи; другие формирования, специализирующиеся в области строительства.
Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
|
|
Капитальное строительство включает в себя как новое строительство, так и расширение, реконструкцию действующих предприятий, их техническое перевооружение.
Промышленность строительных материалов Беларуси представлена более 1400 предприятиями и производствами, которые выпускают цемент, известь, стеновые, облицовочные и отделочные материалы, сборные железобетонные и бетонные конструкции, кровельные материалы.
Основные задачи строительного комплекса на ближайшую перспективу – наиболее полное обеспечение потребностей населения и национального хозяйства в высокоэффективной строительной индустрии; сокращение сроков и стоимости строительства; снижение материало- и энергоемкости; повышение качества и конкурентоспособности продукции, а также уровня обеспечения внутреннего рынка республики строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного производства; увеличение экспорта строительных материалов и услуг.
Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда.
Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Транспортная сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты региона.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др.
|
|
Перевозки грузов – объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны.
Перевозки пассажиров – количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения.
Грузооборот – произведение количества перевезенного груза (в тоннах) и расстояния, на которое он перевезен (в километрах). Измеряется в тонно-километрах (т×км).
Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.
Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков.
Связь подразделяется на телефонную и телеграфную, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передачу данных. Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации Республики Беларусь и Министерство информации Республики Беларусь.
Комплекс социально-культурных отраслей – совокупность видов деятельности, задачами которых является оказание населению социально значимых услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.
Образование – система учреждений, осуществляющих образовательную деятельность; процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.
Здравоохранение – система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.
Физическая культура и спорт – самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.
Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки; предо-
ставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг; оказанию материальной помощи; созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
Торговля – обособившаяся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий и организаций, реализующих потребительские товары путем купли-продажи.
Общественное питание – отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.
Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
|
|
Регион (от лат. regio, regionis) – область, местность, т. е. конкретная территория, часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой.
Район – это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории.
Экономический район – территориально-целостная часть государства, объединяющая всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеющая соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи.
Территориальное разделение труда – процесс специализации территорий и обмена между ними специализированной продукцией и
услугами.
В соответствии со сложившимся в Республике Беларусь территориальным разделением труда образовалось шесть регионов, границы которых совпадают с границами областей. В каждом регионе в силу наличия определенных природных и трудовых ресурсов, исторического развития, географического положения сложились свои отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.
Тест
Закончите фразу, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. Ведущие отрасли строительного комплекса производят:
а) стеновые материалы (кирпич, силикатные блоки, местные строительные материалы и др.);
б) вяжущие материалы (цемент, гипс, известь);
в) комплекс стеновых, вяжущих, кровельных материалов, обеспечивающих возведение любого здания «под крышу» для последующей отделки многими изделиями и материалами;
г) железобетонные изделия;
д) деревянные конструкции.
2. Сущность технической реконструкции – это:
|
|
а) строительство по новому проекту цехов в определенной очередности;
б) комплекс мероприятий по повышению технического уровня производства без расширения действующих площадей;
в) полное или частичное переоборудование производства без строительства новых и расширения действующих цехов с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
3. Виды транспорта отличаются друг от друга:
а) себестоимостью перевозок;
б) использованием разных естественных или искусственных путей сообщения;
в) зависимостью от природных условий;
г) квалификационными требованиями.
4. Лидирующая роль в перевозке грузов принадлежит:
а) железнодорожному транспорту;
б) автомобильному транспорту;
в) внутреннему водному транспорту;
г) воздушному транспорту;
д) трубопроводному транспорту.
5. Современное состояние автомобильных дорог в Республике Беларусь:
а) обеспечивает увеличение скоростей доставки грузов, комфортность перевозки пассажиров;
б) не обеспечивает увеличения скоростей доставки грузов, комфортности перевозки пассажиров.
6. По объему перекачки и грузообороту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов Беларусь занимает среди стран СНГ:
а) первое место;
б) второе место (после России);
в) третье место (после России и Украины);
г) четвертое место (после России, Украины и Казахстана).
7. В структуре формирования доходов от услуг связи в Республике Беларусь ведущие позиции занимает:
а) почтовая связь;
б) телеграфная связь;
в) телефонная связь;
г) телевидение, радиовещание и радиосвязь.
8. Отрасль, которая не включается в комплекс социально-потреби-
тельских отраслей, – это:
а) бытовое обслуживание населения;
б) социальное обслуживание населения;
в) жилищно-коммунальное хозяйство.
9. Отрасль бытового обслуживания населения – это:
а) отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий;
б) часть хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт;
в) предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие услуги.
10. Территориальная структура хозяйства является результатом:
а) деления экономики на отрасли, подотрасли, виды производства;
б) развития и углубления территориального разделения труда;
в) рационального сочетания природных и социально-экономиче-
ских условий и ресурсов.