Чжуан Цзы, даосский мудрец

По мере того, как мы растем и меняемся, меняются также наши удовольствия и их источники. В младенчестве наши желания определяются, по большей части, нашим телом, а в обычном взрослом состоянии – в основном, обществом. Но, продолжая взрослеть, мы начинаем искать таких людей и такие развлечения, которые питают нашу душу. Употребляя слово душа, я не имею в виду какую-то конкретную богословскую точку зрения; я использую этот термин метафорически, в качестве указания на более глубокие аспекты ума и личности.

На трансперсональных (надличностных) уровнях общепринятые нормы и ориентиры помогают все меньше и меньше. Люди, занимающиеся духовными практиками, начинают сознавать, что им следует больше полагаться на свои собственные суждения о том, что правильно и доставляет удовольствие. Они все в большей степени начинают обращаться к собственным внутренним чувствам, чтобы узнать, чего они действительно хотят, и что принесет им подлинное удовлетворение. Источником мотивации, которым для младенца было тело, а для взрослого человека – общество, на постконвенциональной стадии становится внутренний мир человека.

Следуя этим глубинным желаниям, мы приходим к восхитительно освобождающему пониманию: наше самое истинное и глубокое желание – это то, что лучше всего для нас самих и мира. Мы обнаруживаем, что наши самые глубокие желания оказываются разумными и альтруистичными, и что наиболее глубокое удовлетворение мы получаем, стремясь к блаженству и, в конечном итоге достигая его.

Поэтому знаменитая фраза мифолога Джозефа Кэмпбелла: "Следуйте своему блаженству" – это прекрасный совет, если его правильно понимать. Он не означает делать то, что нравится в тот или иной момент, не означает просто стремиться к мимолетным удовольствиям и новым ощущениям, и уж конечно не означает делать все, что хочется, независимо от того, чем за это приходится расплачиваться другим. Поступать так, значит путать преходящее удовольствие с безвременным блаженством и в результате наносить вред себе и другим. Именно поэтому Будда советовал:

Есть наслаждение

И есть блаженство.

Откажись от первого, чтобы обладать вторым.

Блаженство бесконечно больше, чем чувство удовольствия. Блаженство – это вкус нашей духовной природы. Поэтому, стремиться к блаженству – значить, делать то, что лучше всего выражает нашу подлинную сущность и открывает нас к ней и к ее Источнику. Для кого-то это может быть живопись или поэзия, для других – жизнь в гармонии с природой, для третьих – помощь бедным или больным. Перед всеми нами стоит приятная проблема – выяснить, что доставляет нам самое глубокое удовлетворение, и сделать это большей частью своей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: