Не исправляться, согрешив –
вот в чем действительный грех
(Конфуций)
Когда мы начинаем размышлять или медитировать, то вскоре обнаруживаем, что у нас в голове кипит беспорядочная деятельность. Мысли, фантазии, воспоминания, и эмоции сталкиваются в беспрестанном вихре умственного движения. Многие из наиболее разрушительных эмоций и поглощающих внимание фантазий связаны общей темой – они прорываются из беспокойных воспоминаний о случаях аморального поведения, когда-либо мы ранили других, либо они причиняли боль нам. Этим воспоминаниям могут быть годы, или даже десятилетия, но они по-прежнему могут держать в плену наш ум. Это пребывание в плену прошлого индийские религии называют кармой – психологическим и духовным наследием наших прошлых поступков.
Порой нам кажется, что мы навсегда обречены быть собственными тюремщиками, и наши умы никогда не освободятся от прошлого. Великие религии доказывают, что освободить собственный ум не только возможно, но и жизненно необходимо. Только будучи свободными от прошлого, мы можем полностью жить настоящим.
|
|
Способ освободиться от прошлого заключается в том, чтобы разрешить или завершить его, поскольку вам не дают покоя те события, что остались неразрешенными и неисцеленными 12. Быть может, давным-давно кто-то причинил вам боль, и вы до сих пор пылаете гневом; быть может, вы украли или обманули и чувствуете угрызения совести; быть может, вы горюете, что никогда не говорили своим родителям, как вы их любите, до того, как они умерли. В чем бы ни была проблема, но если она продолжает причинять вам боль, то, вероятно, остается незавершенной и неисцеленной.
12 В этом с духовными традициями полностью согласна современная психология. Фриц Перлз создал школу психотерапии, в которой такие неразрешенные события называются "незавершенными гештальтами", а суть лечения заключается в мысленном доведении этих событий до их логического конца. Аналогичным образом, создатель "психотерапии процесса" Арнольд Минделл говорит о необходимости дать завершиться прерванному психологическому процессу. (Прим. перев.)
Как же нам исцелять самих себя? Хотя конкретные шаги всякий раз зависят от природы проблемы, великие религии предлагают ценные общие рекомендации.