double arrow

Кто повторяет имя Будды.

Если теперь все вещи воспринимаются как неотъемлемые аспекты Божественного, то это же касается и ощущения самого себя. Ощущение себя в качестве эго – собственного "я", ограниченного телом и навсегда отделенного от всех вещей – растворяется в сияющем свете божественного сознания, сменяясь осознанием самого себя, а также всех и вся, как аспектов божественного. По словам неоконфуцианского мудреца Ван Ян Мина, это осознание: "восстанавливает состояние телесного единства с небесами, землей, и всем множеством вещей". Суфийский святой Низами восклицал:

Ты воображаешь, что видишь меня,

Но я более не существую:

Остается лишь Возлюбленный.

Больше нет отдельного эго, смотрящего в материальный мир – есть только Бог, взирающий на Бога, сознание, наблюдающее свои проявления, Будда, осознающий свою природу Будды, Брахман, наслаждающийся своей лила – божественной игрой. Величайший из исламских философов, Ибн Араби так сформулировал этот высший парадокс:

Он Сам видит Себя и Сам познает Себя. Никто кроме Него не видит Его, и никто кроме Него не воспринимает Его... Нет никого другого, и нет иного существа, помимо Него.

Мейстер Экхарт восклицал: "Здесь, в моей собственной душе произошло величайшее из чудес – Бог вернулся к Богу!". Шанкара провозглашал в абсолютном смирении:

Я – не тот и не этот объект. Я – то, что делает все объекты проявленными. Я – высшее, вечно чистое. Я – ни внутреннее, ни внешнее. Я – бесконечный Брахман, единственный без второго.

Я – Реальность без начала, не имеющая себе равной. Я не участвую в иллюзии "Я" и "Ты", "того" и "этого". Я – Брахман, единственный без второго, блаженство без конца, вечная, неизменная Истина.

Чжуан Цзы, как обычно, говорит об этом очень просто:

Десять тысяч вещей и я суть одно.

Мы уже одно – о чем же еще говорить?

Ответ на дзенский коан: "Кто повторяет имя Будды?" – "Будда".

Это всегда служило причиной величайшего непонимания, из-за которого многие мудрецы кончили свою жизнь на костре, на кресте, или были отравлены. "Я и Отец – одно" – провозглашал Иисус и вскоре после этого был распят. "Я есмь истина" (одно из имен Бога) – признавался суфий Аль-Халладж, и его тоже распяли.

Это не раздувание эго, подобное мании величия римских императоров, которые провозглашали себя богами. Это и не распад эго, наблюдающийся у тяжелых психотиков, которые неспособны даже определить границы собственного тела. В равной степени, это вовсе не богохульство.

Скорее, это осознание того, что существует только Бог – что все люди, все существа, все живое – и уж конечно, не одно только эго – живут Божественным и в Божественном. И император, и психотик думают, что лишь они одни божественны, тогда как мудрец видит всех людей божественными. Психотик и мегаломан ожидают поклонения от всех; мудрец радостно поклоняется всем. Психотик страдает от распада эго; мегаломан страдает от раздувания эго; мудрец наслаждается превосхождением эго. Путать их друг с другом – значит впадать в "заблуждение до/над": ошибочно принимать возврат к доличностной стадии за продвижение к надличностному и наоборот. Какая бездна различия между ними!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: