Подходы к проблеме формирования гос-ва

Тема 3. Политические институты.

Лекция 3.2. Государство как основной политический институт.

План:

1. Подходы к проблеме формирования гос-ва.

2. Подходы к сущности гос-ва.

3. Признаки гос-ва.

4. Функции гос-ва.

5. Формы гос.правления и формы гос.устройства. Тип гос-ва.

Подходы к проблеме формирования гос-ва.

Гос-во – NB ПИ, т.к.:

- это важнейший элемент в структуре осуществления пол.власти (самый влиятельный субъект политики);

- в его состав входят остальные ПИ;

- в различные эпохи оно обретает различные формы устройства и правления;

- служит интересам различных групп: и правящих, и подвластных.

Гос-во возникает в древности, но и сейчас проблема определения сущности гос-ва и причин его формирования остается дискуссионной в теории гос-ва и права, истории и политологии.

Подходы к проблеме формирования гос-ва:

I. филогенетический / моноструктурный: называется одна важнейшая причина, побудившая к формированию гос-ва. Оно возникает в ответ на потребности общества или интересов опред.группы. Концепции:

теологическая: древнейшая теория, обусловленная религиозным сознанием людей и низкой образовательной культурой; идеологи: Фома Аквинский, Августин Аврелий, современные теологи католичества и ислама; в основе - принцип креационизма: по воле Божьей → гос-во и гос. институты вечны и святы, как Бог, их возникновение, изменение и уничтожение – не зависит от человека; государь наделен Богом правом управлять. + укрепление гражданственности и усиление духовности; препятствие насилию, революциям, ГВ; – иррац.основа.

«естественная» / патриархальная (Аристотель): возникает из естественных, природных, жизненных потребностей общества. Так, по Аристотелю человек как «пол.животное» стремится к коллективноу общению и совместному сожительству → появляются семьи, селения, гос-во как «высшая форма общения»;

теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо): существует 2 состояния общества: 1-е - «золотой век» первобытности, естественное состояние, когда все равны и человек руководствуется только природными законами → право совпадает с силой → «война всех против всех» → ради самосохранения общества и его членов создается общественный договор: подчинение своей воли воле другого лица или группы лиц, а их воля воспринимается как воля всего общества. Чтобы договор выполнялся необходимо держать людей в страхе и направлять их деятельность к общественному благу – так появляется гос-во (Гоббс). Локк: исходная точка – также естественное состояние общества, но там царит равенство, а обществ.договор и гос-во необходимы для защиты естественных прав (неотчуждаемых – на жизнь, свободу, собственность).

теория насилия (Шан Ян, Е. Дюринг (нем.философ), Л. Гумплович (австр.правовед и социолог), К. Каутский (1 из лидеров нем.социал-демократии): формирование теории в период рабовладельчества, но обоснование в 19 – 20 вв. (колониальные и мировые войны); главный фактор в образовании гос-ва – военно-политический, т.е. путем насилия одних гос-в над др. (порабощение, захват, колониальная политика), одних членов общества над др. внутри одного гос-ва; насилие выражается через присвоение мат.благ и средств производства сильным вооруженным меньшинством (сбор дани, захват территорий, экон.экспансия); затем для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (п.в. армия), т.е. создание «охранительного» аппарата завоеванных благ от внешней и внутренней угрозы – гос-ва как органа угнетения.

органическая (Аристотель, Г. Спенсер): гос-во возникает и развивается подобно биологич.организму: люди образуют гос-во как клетки живой организм; гос.институты подобны частям человеч.организма: правитель – г/м, коммуникации и финансы – кровеносной системе, рабочие и крестьяне – рукам и т.д. Между гос-вами как между организмами – естественный отбор (из теории Ч. Дарвина), когда выживают самые приспособленные; в ходе ест.отбора гос-ва совершенствуются или отсекаются как ненужные; гос-во развивается циклично подобно челов.организму (Данилевский, Шпенглер, Тойнби), переходя от простого к сложному (Спенсер); гос-во подобно организму → это единое целое, дифференцированная система, кот-ая может испытывать «болезни» (бедность, соц.кризисы и т.д.);

психологическая (З. Фрейд, Ж. Бюрдо): происхождение гос-ва связано с особенностями чел.психики: кто-то по врожденным задаткам и приобретенным способностям создан руководить, а кто-то подчиняться;

управленческая (Фукс, Сазонов): гос-во возникает в ответ на потребность общества в управлении (по мере развития общества появляется слой людей, которые занимаются только управлением);

социально-экономическая/диалектико-материалистическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин): гос-во возникает по экономическим причинам (политика – надстройка над экон.базисом): по мере развития общества и разделения труда появляется прибавочный продукт и ч/с → возникновение классов, нуждающихся в защите своих интересов → формируется гос-во как аппарат насилия для подавления и обеспечения господствующих классов над эксплуатируемыми; гос-во – это результат развития общества на его опред.ступени: так в процессе развития в обществе появляется много противоречий, от которых оно само не может избавиться → требуется упорядочивание и управление, а для этого должна быть сила выше общества – гос-во, с чьей помощью господ.классы приобретут средства производства и средства подавления и угнетения; гос-во будет существовать, пока чел-во не изобретет более совершенную форму организации жизнедеятельности людей, т.е. со временем гос-во отомрет вместе с классами.

II. онтогенетический / полиструктурный: ориентация на конкретное состояние конкретного общества, т.е. выделение системы причин образования каждого гос-ва.

В настоящее время эволюция взглядов на проблему гос-ва продолжается.

2. Подходы к сущности гос-ва:

Соотношение понятий «гос-во» и «общество»:

Гос-во – это центр.институт ПС. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. В широком смысле гос-во понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на опред.территории, т.е. гос-во тождественно стране и политически организованному народу (рос.гос-во как все рос.общество). Но в 17 в. происходит разделение терминов гос-во и общество (Макиавелли, Гоббс, Локк, Руссо и т.д.) → гос-во как и в современной трактовке в узком смысле означает организацию, систему учреждений, обладающую ве5рховной властью на опред.территории.

Основные подходы к определению гос-ва:

- нормативный: гос-во – совокупность норм и правили, регламентирующих пол.поведение и жизнь общества (Ф. Гегель);

- институциональный (М. дюверже, Ж. Бюрдо, А. Ориу): это институт, посредством которого осуществляется пол.власть; Бюрдо: «в широком смысле слова – это институт, …в котором воплощается власть»;

- социологический (Аристотель, К. Марск и Ф. Энгельс): это результат развития общества; сейчас – американ. политологи: большое внимание уделяется изучению со.фона, соц.среды, оказывающей влияние на гос-во: изменение в электорате, структура и динамика групп давления и т.д.

Т.об. в самом общем виде гос-во рассматривается как опред.пол. институт со сложной дифференцированной структурой, реализующий важные функции в обществе. И несмотря на различие гос-в меж собой, у них можно выделить общие признаки, присущие каждому из них.

3. Признаки гос-ва:

А) основные:

1. опред.территория и разделение подданных по территор.образованиям;

2. это учреждение публичной власти, которая не совпадает со всем населением (есть спец.группа людей, осуществляющая только властные полномочия);

3. аппарат управления – система органов, которые непосредственно осуществляют управленческую деятельность и наделены властными полномочиями. Структура ГА выражается в его разделении на части в зависимости от разделения единой гос.власти на отдельные ветви (законодат., исполнит, судеб.). Формы деятельности ГА: правотворческая (издание нормативно-правовых актов), правоприменительная (их реализация), првоохранительная (защита прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение правонарушителей к юрид.ответственности). Принципы деятельности ГА:

- легальный порядок образования и действия;

- законность (конституционность);

- оптимальная структура ГА;

- разграничение сфер ведения между различными органами;

- централизм и иерархичность структуры;

- разделение властей;

- федерализма (разграничение компетенции между центром и регионами);

- эффективность деятельности;

- профессионализм служащих;

- в основе – права человека;

- демократизм (участие людей в управлении);

- гласность (информирование людей о действиях гос.органов);

- национальное равноправие;

Понятие «ГА» входит в понятие «механизм гос-ва» - система органов и учреждений, с помощью которых гос-во осуществляет свои функции и задачи. Структура МГ: высшие органы власти (зак., исп., суд.), органы правопорядка, гос.учреждения, гос.служащие.

4. монополия на принуждение силой: право насилия у гос-ва, но не беспредельное, а ограниченное законом.

5. гос.суверенитет (единство, независимость и верховенство гос.вл. на тер-рии гос-ва).

Б) вторичные: право издания НПА; монопольное право на взимание налогов; на формирование бюджета; на выпуск денег; на осуществление вн. и внш. политики; на представительство общества как единого целого; на гос.символику и т.д.

Т.об. гос-во – это соц.институт, в котором концентрируется публичная власть и посредством которого обеспечивается организация общественной жизни на опред.территории.

4. Функции гос-ва – основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним целей и задач, т.е. по управлению жизнью общества. Задачи и цели зависят от потребностей и интересов населения, уровня развития гос-ва на данном историческом этапе, возможностей общества и т.д.

Признаки гос. f:

- непосредственно связаны со стоящими пред обществом целями и задачами;

- комплексный характер;

- выражают социально-классовую природу гос-ва;

- использование особых, в т.ч. властно-принудительных методов для реализации.

Классификация f гос-ва:

- от продолжительности действия f: постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва, напр. экономические) и временные (прекращают свое действие с решением опред.задач; как правило, носят чрезвычайный зарактер, напр. помощь пострадавшему региону);

- по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные;

- по значению: основные (охрана общественного порядка) и второстепенные (разрешение споров);

- по сферам общественной жизни, в которой они осуществляются:

1) внутренние – деятельность по управлению внутренней жизнью общества:

1.1. экономические:

- выработка и координация стратегических направлений экономического развития страны;

- формирование бюджета и контроль над его распределением;

- непосредственное руководство гос.сектором экономики;

- определение приоритетных отраслей экономики и т.д.

1.2. финансовые:

- фин.контроль: управление за сбором и распределением денежных средств (налогов, пошлин и т.д.);

- управление гос.займами и кредитами;

- банковская политика;

1.3. социальные: оказание соц.услуг различным слоям населения, прежде всего адресная помощь нуждающимся;

1.4. политические: формирование и организация работы госаппарата;

1.5. правовые: выработка нормативно-правовых актов; охрана правопорядка;

1.6. культурно-образовательная: содействие развитию науки, искусства, образования;

1.7. организационная; экологическая, демографическая, национальная и т.д.

2) внешние – основные направления деятельности гос-ва в его отношениях с др.гос-вами:

2.1. взаимовыгодное сотрудничество с др.гос-вами;

2.2. оборона страны от внешней агрессии (пол. и эк. экспансии);

2.3.* содействие по обеспечению международного мира (предотвращение войны, разоружение, сокращение ОМП и т.д.).

Методы реализации f гос-ва:

- убеждение: поощрение субъектов к опред.действиям, соответствующим их воле и свободе выбора, без силового давления;

- принуждение: склонение субъектов к опред.деятельности посредством силового давления, вопреки их воле и свободе выбора через меры пресечения, приостановления и наказания;

- рекомендация: ориентация на конкретный вариант действия, желательный для общества и гос-ва;

- поощрение: побуждение следовать действиям, в которых заинтересовано общество и гос-во, через систему вознаграждений.

Тенденции развития функций современного Российского гос-ва:

- расширение круга f, п.в. внешних;

- кардинальное изменение содержания почти всех основных f по сравнению с советским периодом;

- повышение роли гос-ва в управлении делами общества (централизация власти).




double arrow
Сейчас читают про: