Основные подходы к типологии государств

Признаки Формационный подход (К. Марск, Ф. Энгельс) Цивилизационный подход (А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский)
Отношение к мировой истории единый процесс поступательного развития, характеризующийся сменой периодов - общественно-экономических формаций (ОЭФ); - отрицание мировой истории как единого процесса; - выделение отдельных локальных цивилизаций, каждая из которых развивается самостоятельно и самобытно, хотя по общим законам, но со своим содержанием;
Основа типологии - ОЭФ – общество на опред.этапе развития, в основе которого лежит способ производства (ручной, машинный) и преобладающая форма собственности (частная, гос-ная) на средства производства (ресурсы); - Ядро любого общества – экономика: производительные силы и производственные отношения: с развитием ПС они вступают в противоречие с ПО → ПО вступают в соответствие с ПС через революцию или эволюцию, а изменение эк.базиса приводит к глобальному изменению всего общества и его надстройки – политики (так, промышленные революции в Европе 17-18 в. вызвали буржуазные). - Цивилизация (по В.В. Согрину) – это совокупность однотипных обществ, демонстрирующих на протяжении своей истории устойчивые экономические, социокультурные и политические характеристики. - основу для развития цивилизации составляет не только экономика, но и географическое положение, идеология, культура, язык, религия, менталитет и т.д. - По Тойнби цив-ии возникают из «примитивного общества» в результате реакции «вызова-ответа»: «вызов» - это серьезная проблема, возникающая перед обществом, которая может быть поставлена внешней средой (изменение климата, экологич.катастрофа) и человеческой (внешняя агрессия, кризис экономики и т.д.). Общество в лице творческого меньшинства/элиты формулирует адекватный ответ, как правило, в виде «национальной идеи» в религиозной форме. Общество либо сплачивается вокруг этой идеи, либо при неумении сформулировать «ответ» погибает. Выжившее общество создает цивилизацию. - какждая цивилизация проходит в своем развитии 4 стадии: возникновение, рост, надлом (когда элита больше не способна сформулировать «ответ» на новый «вызов») и распад. Разлом может проходить по вертикали (отпадение от цив-ии отдельных народов и гос-в: Римская Империя) и горизонтали (конфликт между элитой и низшими классами общества = гражданская война);
Характеристика типов государства - Такое развитее обязательно для всех народов и стран; ед. разница – сроки прохождения формационной лестницы; все изменения в развитии гос-ва закономерны и последовательны; - выделяется 5 формаций и 4 типа гос-ва: 1. первобытно-общинная формация (гос-во еще не сформировано). 2. рабовладельческий тип (Античность): главная функция гос-ва – защита ч/с рабовладельцев на средства производства; многоукладная экономика; ручной способ производства; форма правления – монархия или республика; 3. феодальный тип (Средневековая Европа): средства производства у феодалов и главных из них – монарха и церкви; экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крепостного крестьянства) от землевладельцев; ручной способ производства; 4. капиталистический тип: ч/с буржуазии на средства производства и официальная независимость производителей материальных благ – крестьян и рабочих от эксплуататоров; машинный способ производства; формы правления – монархия и республика; 5. социалистический: общественная (гос-ная) собственность на средства производства; машинный способ производства; форма правления – диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства, т.е. основной массы народа. Такой тип гос-ва противоположен остальным, т.к. направлен на формирование коммунистических отношений, когда исчезнут классы и взамен гос-ва люди найдут более совершенный способ организации жизнедеятельности. Отдельно в типологии стоит азиатский способ производства (для стран Азии и Африки) – самая примитивная организация общества, х-ся неразвитостью ч/с, преобладание гос.собственности, община – главная соц.ячейка, поголовное рабство, деспотия как форма правления, натуральный способ производства. - Тойнби: о материнских и дочерних цивилизациях (на месте старой цив-ии после распада может возникнуть новые, связанные со старой в культурном отношении (на месте римской – западно-европейская); - Тойнби выделил 21 цив-ию, например: зап.-европейская, православная (российская), исламская, индийская, китайская и др. - по религии и идеологии: исламская, христианская, буддийская, конфуцианская и т.д. - по стадиям социально-экономического развития:1) О. Тоффлер: традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное общества; 2) концепция 3-х стадий эшелонов развития (1-й: Зап. Ев. и Сев. Америка; 2-й – Восточная и Юго-Восточ.Ев., Ближний и Дальний Восток, Юж.Америка; 3-й – большинство стран Африки, Юж. и Юго-Восточ. Азии); - концепция «миров-экономик» Ф. Броделя: от формационного подхода взял в качестве главного фактора типологии – экономику + единство мировой истории, но в ней – отдельные экономические зоны, каждая из которой развивается по своим законом вокруг собственного центра; М-Э состоит из 3-х уровней: центр, территория, примыкающая к центру, периферия (зап.-европейский, российский, турецкий, арабский, индийский, Дальне-Восточный);
«+» типологии - в основе – объективные факторы (экономика); - показ закономерностей развития мировой истории; - в основе – объективные факторы (экономика, культура, идеология); - учет особенностей в развитии народов и стран, их самобытности;
«–» типологии - разработана на примере Европы; - развитие гос-ва – однолинейно и предопределено, необратимо (в реальности есть скачки, кризисы развития, движение назад и т.д.); - не объясняет, почему различные народы, начав с первой формации в дальнейшем переходят на различные этапы и развиваются разными путями (Россия:? о рабовладельческом строе). - не выявляет общие закономерности и тенденции развития гос-в в едином мировом масштабе; - угроза столкновения цивилизаций (Хангтингтон).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: