Транспорт и связь являются важными отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков.
Транспортный комплекс страны – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной связи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственного регулирования деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Удельный вес добавленной стоимости транспорта и связи в ВВП страны в 2010 г. составил – 9,5 %. В отрасли транспорта трудится более 7 % занятых в экономике Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.
Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользованияпредназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения.
Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.
К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:
- наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
- повышение экономичности перевозочных процессов;
- сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;
- обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий и других неблагоприятных факторов;
- повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов – объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте – на момент прибытия); измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров – количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта.
Грузооборот определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах (т. км). Пассажирооборот характеризует объем выполняемой работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах.
Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
В сфере услуг связи к концу 2015 г. до 99,8% увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет. Благодаря созданию и обеспечению функционирования государственной системы предоставления информационных услуг на 50% сократится время оказания услуги. Будет обеспечено внедрение передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, других сферах жизни, что позволит значительно повысить производительность труда и качество жизни населения республики. Для этого предусматривается:
формирование современной информационно–коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики, переход к мультисервисным сетям электросвязи на основе единой аппаратно–программной платформы (IMS–платформы) на опорной сети национального оператора;
развитие цифрового теле– и радиовещания, прогрессивных видов подвижной электросвязи, широкополосного доступа в сеть Интернет на всей территории республики;
расширение использования и доступности информационно–коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения);
создание условий по увеличению экспорта услуг в сфере информационно–коммуникационных технологий.