Основные типы кризисов

1. Травматические кризисы. Вызываются экстремальными ситуациями, в которых существует угроза потери здоровья или жизни (природные катаклизмы, катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т.д.). Подобные ситуации, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний.

2. Кризисы развития или становления. Связаны с необходимостью выдержать испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Это могут быть поступление в школу, экзамен, первая работа, смена работы, безработица, эмиграция.

Кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретная история жизни имеет свою вариацию кризисных проявлений.

  • Кризис целостности. Проявляется в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, стимулов к деятельности. Кризис системы ценностей. Появляется переживание тягостности жизни, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под воздействием острых одномоментных тяжелых психотравм.
  • Кризис пересадки корней. Ситуация, когда человек переходит в совершенно иную информационную и коммуникативную среду. Играет значение качества «почвы», в которые попадает человек, и насколько она отличается от той, в которой рос человек раньше.
  • Половое созревание. Подросткам трудно контролировать свои эмоции и сексуальные влечения. Стремление к независимости порождает много конфликтов. Возможно переживание чувства первой любви. Может привести к кризису, если чувства безответны.
  • Начало супружеской жизни. Процесс адаптации к нуждам и потребностям друг друга. Необходимость научиться жить вместе.
  • Отцовство и материнство. Появление напряжения, связанное с осознанием ответственности и разницей состояний.
  • Уход детей из родительского дома. Чувство ненужности. Кризис усиливается, если дети не хотят поддерживать эмоциональный близкий контакт с родителями. Реальная изоляция родителей.
  • Болезнь. Частично или полная нетрудоспособность. На глубинном уровне переживается как смерть.
  • Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности. Проблема усугубляется в том случае, если супруги очень хотят иметь ребенка или ранее у женщины были выкидыши. Ощущение неполноценности, чувство вины. Имеет значение как было принято решение об аборте.
  • Кризис середины жизни. Делит жизнь пополам. Переживается весьма болезненно. Обесценивание прошлого. Накопление противоречий. «Живу не так, как хотелось, занимаюсь не тем делом» и т.д. Нет профессиональных успехов. Появление претензий к внешности. У мужчин остро переживается снижение потенции. Часто появляются увлечения на стороне. Непредсказуемость поведения.
  • Менопауза. Может привести к многостороннему кризису у женщины и ее мужа. Потеря способности к деторождению воспринимается как законченный этап жизни. Могут появляться депрессивные состояния. Физический дискомфорт усугубляет проблемы.
  • Кризис предпенсинного возраста. Человека ожидает автоматическое изменение его социального статуса. Часто наблюдается открытие «второго дыхания». В основе – страх оказаться ненужным, выброшенным и никому не нужным.

· «Узелковый период». Не имеет временных границ. Образно – человек собирает вещи в узелок и ждет смерти. Если человек преодолевает этот кризис, то позволяет себе то, что запрещал всю жизнь: любовь, творчество, внутреннюю свободу.

Все жизненные кризисы развития подобны матрешке. Если человек не справляется с предыдущим возрастным кризисом, у него не хватает внутренних ресурсов, чтобы успешно преодолеть последующий.

Каждый кризис характеризуется индивидуальными, только ему присущими признаками.

Возрастной кризис характеризуется следующими признаками:

· Эволюционной задачей

· Внутренним конфликтом

· Формированием определенных жизненных качеств.

3. Отдельно выделяются суицидальные кризисы как крайняя форма кризисного реагирования.


Тема 3. Тема 4. Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии

Человек неотделим от мира. Человек умирает, и вместе с ним умирает его мир. Пока он живет, он живет и действует в мире. Такое особое положение человека в окружающем мире заставляет человека постоянно находиться в состоянии озабоченности: наблюдать, хотеть, действовать, добиваться чего-либо. Степень озабоченности бывает достаточно различной. В кризисных ситуациях для человека круг озабоченности человека сужается, теряются ранее необходимые смыслы. Чтобы выйти из кризисного состояния, человек должен вновь стать озабоченным бытием-в-мире.

Основополагающие принципы:

· помощь человеку в нахождении смысла жизни (не лечение, а научить жизни, обрести реальный и заитересованный взгляд).«Не открытие новых земель, а приобретение новых глаз».

· определить возможности и пределы возможностей

· понимание процессов и парадоксов жизни (избавление от самообмана и иллюзий )

· осознание проблем и принятие решения как быть дальше.

· осознанное принятие выбора.Возможно при взятии на себя ответственности.

Человек существует в пяти измерениях (физическом, психологическом, социальном, энергетическом и духовном) одновременно. Помочь человеку понять, как он существует в данных измерениях, где у него существуют проблемы. Почему произошел срыв?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow