Формы протекания эмоций и чувств

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Они отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. При характеристике форм переживания эмоций и чувств критериями их являются: глубина, длительность, наличие или отсутствие объекта, вызвавшего их, степень выраженности вовне. К эмоциональным особенностям относятся также легкость эмоциональной возбудимости, импульсивность и аффективность, устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций особенно проявляются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости. Есть люди, у которых эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки. Про таких людей говорят, что они живут разумом. Для них типична пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность. Эмоциональные особенности в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Обусловлены они главным образом типом нервной системы человека.

Выделяют следующие проявления эмоциональных переживаний: настроение, аффект, страсть, стресс, эмоциональный тон, фрустрация.

Настроение - устойчивое, сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении. В радостном настроении человек становится более активным и продуктивным, склонен все воспринимать с положительной стороны. Вещи, обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном, плохом настроении его активность и продуктивность резко снижаются, он отовсюду ожидает опасности, неприятности и т.п. Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определенное значение для человека, так и физическим самочувствием. Чтобы изменить плохое настроение, важно найти причину, которая вызвала его, проанализировать ее, сделать вывод.

Аффект - эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Это эмоциональная «буря». Аффективные эмоции характеризуются огромной интенсивностью, затратой энергии, кратковременностью. Они могут быть положительными и отрицательными: аффекты ярости, ужаса, дикого восторга, отчаяния, растерянности.

Во время аффекта физиологически происходит перевозбуждение подкорки, которая выходит из-под контроля («сурдинки», по выражению И.П. Павлова) коры. Выразительные движения становятся безотчетными, характерны жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание. Индуктивное торможение все более охватывает кору больших полушарий, что приводит к дезорганизации мышления и других психических процессов. Психологические советы: постараться сдержаться (посчитать до 10), не потерять власти над собой, отсрочить наступление аффекта.

Страсти – быстро возникающие, сильные, устойчивые, глубокие чувства, определяющие направление мыслей и поступков человека. «Неистовый Виссарион» – называли друзья В.Г. Белинского за его страстность в убеждениях и действиях.

Страсть - чувство длительное, неярко выраженное вовне, но внутренне очень глубокое и сильное. Она может быть положительной (страсть к изобретательству, науке, служению народу и пр.) и отрицательной (страсть к алкоголю, картежным играм и т.д.).

Стресс имеет место в ситуациях опасности, обиды, угрозы, стыда. Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в других – в пассивности, бездеятельности, когда требуется решительно действовать. Если стресс оказывается незначительным, то он может способствовать мобилизации сил, активизации деятельности. Поведение индивида в стрессовых состояниях существенно зависит от типа нервной системы человека, прежде всего от жизненно значимого свойства нервной системы – ее силы или слабости. Известно, что люди с сильной нервной системой не только легко справляются со стрессовой ситуацией, но и, мобилизуя свои силы, действуют эффективнее, чем в спокойной обстановке. Показательна характеристика, данная Наполеоном одному из своих генералов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту».

Стрессовая ситуация (соревнование, экзамен и т.д.) хорошо выявляет устойчивость человека к стрессорам, стрессогенным, т.е. порождающим эмоциональный стресс, воздействиям. Одни люди оказываются собранными, активными, другие -расстроенными, неспособными целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Г. Селье, изучавший стресс, дал свою концепцию, описал общий адаптационный его синдром. Ученый показал, что по своему характеру стресс - синдром специфический, сопровождающийся стереотипными реакциями, а по происхождению – неспецифический: возникает в ответ на раздражители разной природы.

Эмоциональный тон– чувственный тон человека как некоторая сторона его мироощущения и восприятия.

Фрустрация – одна из форм психологического стресса, эмоциональное состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Она характеризуется дезорганизацией сознания и деятельности; возникает тогда, когда вследствие препятствий и противодействий, степень неудовлетворения мотива деятельности (или торможение его удовлетворения) выше того, что человек может вынести. Фрустрация часто возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. Больше подвержены ей люди с повышенной возбудимостью, со слабым торможением, с неразвитыми волевыми чертами. Ее уровень зависит от:

- силы, интенсивности фрустратора, -- функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, на которую влияет повторность, «суммация» неудовлетворенности потребности и мотива, - от типа и свойств нервной системы, особенно от степени возбудимости отрицательных эмоций;

- устойчивости к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее;

- сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности;

- степени значимости для личности неудовлетворенной потребности.

Реакции на фрустрацию будут различными и в зависимости от темперамента человека: меланхолик будет испытывать большую подавленность, обвинять себя; сангвиник будет действовать по типу снятия фрустрационной реакции путем снижения мотивационной ценности; холерик будет пытаться сорвать зло на ком-то другом; флегматик будет проявлять выдержку и спокойствие.

Виды и качества чувств

Нельзя получить необходимого представления об эмоциональной сфере человека, если не знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Возникновение переживания высших чувств - будет ли это переживание морального негодования или эстетического восторга - всегда предполагает анализ ситуаций, осмысливание, оценку увиденных явлений и отнесение их к той или другой социальной категории. Таким образом, перед нами чувства, которые пронизаны интеллектуальным началом, поскольку в них как обязательный элемент входят наши оценки, суждения и т.п.

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. Такие чувства предполагают не только наличие представлений о должном и не должном поведении людей, но и то, что эти представления принимаются внутренне как норма или нарушение нормы. Тогда чувства приобретают для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации.

К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.

Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И.П. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным.

Эстетические чувства появляются не как некое изолированное переживание, но они вплетены в целостное эстетическое впечатление, которое может возникнуть и от встречи с произведением искусства, и от восприятия картины природы. Поэтому уровень, характер, содержательность наших эстетических впечатлений определяют качество и черты возникающих эстетических чувств. Иначе говоря, усложнение эстетических чувств, появление в них новых моментов зависит прежде всего от характера воспринимаемого объекта, богатства его сторон, глубины запечатленного в нем содержания, от уровня и глубины эстетического познания человека.

Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку.

Общепринятой классификации видов чувств психология не располагает. Поэтому кроме нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств выделяют еще и праксические чувства.

Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения.

Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, достигающей различного уровня сложности и обладающей различной значимостью для человека, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксические чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности.

Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

В сфере праксических чувств может быть выделен тот вид их, который связан с творческим трудом. Он имеет ряд своеобразных черт. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение нового в создаваемый продукт, то это порождает сложный эмоциональный отклик в виде творческих чувств.

ОТВЕТ 14. Общее понятие о темпераменте. История вопроса. Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. Характеристика психологических свойств и типов темперамента. Их учет в осуществлении индивидуального подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: