Особенности центрального и местного управления

В истории Сибири было два заметных рубежа, когда административная система края принципиально модифицировалась. Это две эпохи реформ — петровских в 1700—1720 гг. и М.М. Сперанского в 1820-х гг. Если принять данные периоды за хронологические вехи то периодизация истории управления Сибирью будет выглядеть следующим образом.

1. Конец XVI — начало XVIII в.

2. Первая четверть XVIII в.

3. Вторая четверть XVIII — первая четверть XIX в

4. 1820-е годы.

5. Вторая половина XIX в. — 1917г.

Анализ административных систем внутри каждого периода тоже необходимо подчинить определенной логике. Наиболее компактной и обоснованной представляется схема управления, предложенная известным исследователем М. Ривкиным. Основные уровни административного управления выглядят следующим образом: 1. Высший государственный орган, которому подчинялись чиновные инстанции в столице империи. Такими органами являлись Боярская Дума, затем Сенат и Государственный совет. 2. Центральная территориальная администрация: Сибирский приказ, Сибирский комитет, ясачные комиссии. 3. Провинциальная администрация во главе с воеводой, наместником, генерал-губернатором, губернатором, подотчетная центральной территориальной администрации. 4. Городская и сельская администрации, подотчетные "третьему уровню". 5. Аборигенное самоуправление на уровне общин18.

С данной схемой можно согласиться и принять ее за основу для анализа управления, если учесть, что еще одним "уровнем" были органы областей особого управления — казачьих войск, горных округов, заморских владений и протектората. Кроме того, высшая государственная власть первого уровня, по М. Ривкину, законодательно оформляла все крупные административные нововведения, но не осуществляла прямого управления Сибирью.

За триста лет пребывания Сибири в составе Российского государства ее административное деление, устройство, субординация инстанций, иерархия начальства менялись многократно. Некоторые из причин этого исторического явления отмечены выше. Но существовало еще одно обстоятельство, вынуждавшее правительство периодически перекраивать систему управления: "каждая власть, какая только ни являлась в Сибири, немедленно же... преображалась, усваивала самовластие и предавалась наживе... Причины этого крылись не в отдельных личностях, но в том положении, какое предоставлялось правителям в этой отдаленной стране. Они немедленно приобретали привычки самовластия, вдали от контроля, при неограниченных уполномочиях..."19

Повальная коррупция сибирских чиновников и массовые злоупотребления властью сопровождали всю историю Сибири. Столичные ревизионные комиссии, случалось, жестоко наказывали особо зарвавшихся администраторов, но положение радикальным образом не улучшалось. В силу ограниченности объема главы нет возможности проиллюстрировать эту сторону действительности даже отдельными примерами. Тем не менее при разборе общей схемы управления следует учитывать этот момент, чтобы понять как рвение реформаторов, так и внимание правительства к административным делам далеких восточных окраин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: