Мальчики | Девочки | ||
Возраст (лет) | Физические признаки | Возраст (лет) | Физические признаки |
До 10 | Инфантильные пропорции | До 8 | Инфантильные пропорции |
10 - 12 | Начало роста яичек | 10 - 11 | Начало роста грудных желез (телархе). Ускорение роста в длину. Созревание слизистой влагалища. |
Первые волосы на лобке (пубархе). Первая сесамовидная кость большого пальца руки. | |||
11 - 12 | Интенсивное развитие наружных и внутренних половых органов. | ||
12 - 13 | Первые волосы на лобке (пубархе). Начало увеличения размеров полового члена. Ускорение роста в длину. | 12 - 13 | Третья стадия оволосения лобка и роста грудных желез. Интенсивный рост в длину. |
13 -14 | Быстрый рост яичек и полового члена. Третья стадия оволосения лобка. Небольшое набухание грудных желез. Первая сесамовидная кость большого пальца руки. | Менархе. Нерегулярные неовуляторные месячные. Оволосение подмышек. | |
Очень быстрый рост в длину. | 14 - 15 | Регулярные овуляторные месячные. Способность к беременности. | |
14 - 15 | Начало оволосения верхней губы. Оволосение подмышек. Усиленное набухание грудных желез. |
Последовательность появления отдельных наружных половых признаков, как правило, точно соблюдается, независимо от того, рано или поздно наступает созревание, а это во многом определяется генетически. Помимо генетических факторов, время появления внешних половых признаков зависит от расы, питания, высоты местожительства над уровнем моря, социальных факторов и т.д. Существенно влияет на это и акселерация. С начала 20 века, по данным Ф.Фолкнер (F.Falkner), дошкольники становились за десятилетие на 1 см. выше и на 1,5 кг тяжелее, а подростки в пубертатный период соответственно на 2,5 см и на 2,5 кг. Ее объясняют улучшением социальных условий, в частности питания (особенно его высокой калорийностью и богатством белка в детстве), общего состояния здоровья, а также более интенсивным притоком раздражителей в детском возрасте. При этом, видимо, важную роль в этом играет зрительная система, так как слепорожденные дети явно не подвержены акселерации. Однако в наше время такая тенденция развития, проявлявшаяся в акселерации, начинает постепенно исчезать.
|
|
Таким образом, биологическое созревание подростка оказывает значительное влияние на формирование его психологических функций. Перестройка организма, в том числе и быстро наступающие соматические изменения, подготавливают кризис подросткового возраста и обусловливают изменения личности подростка, выражающиеся в формировании нового уровня самосознания и образа «Я».