Маршрут станица Ставропольская – гора Артиллерийская – гора Горсеванова – долина реки Шебш – станица Ставропольская

Протяженность 26 км, продолжительность 1-2 дня (в зависимости от подготовленности группы), перепад высот + 550 м.

До Ставропольской можно доехать на рейсовом автобусе или на попутном транспорте.

От конечной остановки дорога идет вверх по течению Шебша, ведущая в верховья реки Псекабс. Справа имеются поляны, где проходят традиционные

турслеты. До поворота на охотхозяйство «Гаркушина Поляна» идти около 30 минут. Здесь необходимо свернуть на юг и перейти реку вброд. В случае «большой» воды Шебш можно перейти по навесному мосту, расположенному в 300 м. ниже. Далее путь идет по грунтовой дороге. Через 10 минут ходьбы от брода расположен мост из плит. Еще через 15 минут пересекает небольшой ручей. Сразу за ручьем шлагбаум, чуть дальше домики охотхозяйства. От станицы до этого места 4 км.

После охотхозяйства дорога переходит в широкую натоптанную тропу. Тропа плавно поднимается вверх. Через 25-30 минут развилка. Основная тропа уходит вправо, нам по ней. Через 1,5 км расположена поляна, в конце которой тропа пересекает дорогу. Через 100 м. еще одна поляна. От нее влево вершина горы Артиллерийской. Подъем на нее займет около 5 минут. На вершине стоит обелиск защитникам предгорий Кавказа. От охотхозяйства до вершины путь занимает 1,5 часа.

До горы Горсеванова необходимо двигаться по той же тропе, сначала на запад, затем на юг. Расстояние от горы Артиллерийской составляет 2 км, чистое ходовое время 1 час 20 мин. Возвращаться можно тем же путем или спуститься в долину Шебша, в восточном направлении и оттуда добраться до Ставропольской.

МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ АФИПС

Река Афипс является левым притоком реки Кубань. Образуется от слияния двух притоков: Левый и Правый Афипс. Впадает в Шапсугское водохранилище. Уровень воды во всех притоках во время паводка поднимается, и они становятся труднопроходимыми.