Маршрут станица Убинская – Запорожские минеральные источники – Убинский охотничий кордон – гора Папай (818,68 м) – станица Убинская

Протяженность 45 км, степень сложности II, ходовое время 1,5-3 дня (в зависимости от подготовленности группы), перепад высот + 715 м.

От шлагбаума на южной окраине ст. Убинской следует двигаться по дороге на юг. Затем дорога заметно поворачивает влево и через 100 м. сворачивает на юг. В этом месте развилка: на восток дорога уходит на г. Собер-Баш, наш путь на юг. Дорога постепенно идет на подъем, через 2 км он становится круче. Через 1,5 км начинается спуск, еще через 750 м. попадаем в расширение долины реки, в котором расположена база отдыха «Дубрава». За базой отдыха переходим вброд правый приток Убина реку Соленая. Затем дорога заметно поворачивает на юго-запад. Пройдя 2,5 км, долина реки сужается, еще через 750 м. брод через Убин и далее дорога идет по левому берегу реки. Через 300 м. справа расположены две цистерны, для накопления воды из Запорожских источников. Через 700 м. развилка, на которой следует свернуть влево и идти по основной дороге. Через 500 м. приходим к поляне, на которой расположены блочные домики Убинского охотничьего кордона. Здесь имеется колодец. Перед домиками развилка: прямо дорога идет к Верхнеафипскому охотничьему хозяйству, здесь следует свернуть вправо на запад. Дорога, минуя поляны, уходит в лес и идет по левому берегу реки, постепенно набирая высоту. Пройдя около 5 км, через 1,5 часа выходим на поляну, с разбросанными бревнами. На этой поляне развилка. Влево дорога уходит к отрогам Пшады и Убинскому перевалу. Наш путь прямо. Через 1 км еще развилка. Здесь следует свернуть влево на юг. Дорога немного спускается вниз, пересекает ручей. От ручья примерно через 150 м. вправо вверх уходит старая лесовозная дорога, по которой набита тропа. Идти следует по ней. Через 70 м. крутого подъема дорога заметно поворачивает влево и движется в юго-западном направлении. Местами дорога выполаживается, отдельные участки подъема довольно круты. Через 3 км дорога переходит в набитую тропу, начинается крутой подъем. Затем тропа выходит на залесенную вершину – г. Северный Папай. От вершины начинается крутой спуск. Через 700 м. выходит на перемычку между г. Северный Папай и Центральный Папай. Далее тропа поднимается на покрытую лесом вершину г. Центральный Папай. Местами попадаются небольшие скальные участки, преодоление которых, не составляет большого труда и не требует специальной подготовки, однако, предельную осторожность соблюдать следует. На вершине Центрального Папая развилка: вправо тропа уходит вниз и следует на перевал Папайский (Арочный), влево на главную вершину. Через 30 мин. от Центрального Папая выходим на главную вершину, на которой установлен тригапункт. Возвращаться следует тем же путем.

На г. Папай (818,68 м) (фото автора)

Внимание! Во время дождя, гололеда, снега и тумана подъем на г. Папай запрещается. Подъем на вершину туристских групп со слабой подготовкой и групп школьников следует осуществлять без рюкзаков. Площадки для фотосъемки ограничиваются небольшими размерами и крутыми склонами: лишний шаг может привести к падению и печальным последствиям.

Краеведческая справка. Название горы Папай связано со скифами, населявшими Северное Причерноморье и Северный Кавказ с VII в. до н.э. по III в. н.э. У скифов был культ «семи богов». Верховным среди них был, как у греков, Зевс, только они его называли Папаем. По другой версии, название вершины произошло от имени племени «папагов», населявших эти окрестности в V-X вв. Также можно предположить адыгейскую трактовку названия, если его представить в виде «Пэпэай», где «пэ» – нос, начало, «ай» – именной суффикс, т.е. «много носов».

Папай имеет статус комплексного памятника природы.

Уникальность его не только в геолого-морфологических особенностях, но и в своеобразии растительного мира. Здесь, вдали от основного ареала (располагающегося на Черноморском побережье Кавказа), произрастают настоящие можжевеловые леса. Один гектар такого леса способен очистить воздух г. Краснодара, т.к. в сутки этот лес выделяет 30 кг летучих веществ – фитонцидов, обладающих бактерицидными и противогрибковыми свойствами.