Бруно, в рамках философии Возрождения, определенно наиболее сложный из философов. Отсюда — различные толкования его учения. В настоящее время многие интерпретации его идей пересматриваются.
Делать из него предтечу современного ученого эпохи научной революции смешно, ведь его интересы были иной природы (магико-религиозной и метафизической), отличной от той, на которой базировались идеи Коперника. Сомнительно, что Бруно понимал научный смысл этого учения.
Невозможно выявить и математический аспект сочинений Бруно, потому что его математика — это пифагорейская аритмология, а следовательно, метафизика.
==27
Но Бруно удивительным образом предвосхищает некоторые положения Спинозы, и особенно — романтиков. Свойственное этим философам опьянение Богом и бесконечным уже присутствует в трудах Бруно. У Шеллинга (по крайней мере, на одной из фаз его развития) мы увидим отдельные наиболее яркие черты сходства с нашим философом. Одно из самых прекрасных и волнующих сочинений Шеллинга носит имя "Бруно".
В целом творчество Бруно знаменует собой вершину Возрождения и в то же время эпилог этого неповторимого периода развития западной мысли.
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА: НАТУРАЛИЗМ, МАГИЯ И ТРЕВОЖНОЕ ОЖИДАНИЕ ВСЕОБЩЕЙ РЕФОРМЫ