Закон непрерывности и его метафизическое значение

Лейбниц всегда особо выделял закон непрерывности. Вот что он пишет в "Новых опытах": "Ничего не происходит одним махом, и одним из моих наиболее проверенных принципов является убеждение, что природа никогда не делает скачков', когда я говорил о нем впервые в «Nouvelles de la Republiquedes Lettres» («Новости из республики ученых»), то назвал этот принцип законом непрерывности', его значение в физике очень велико. Он устанавливает, что переход от малого к большому и от большого к малому всегда совершается через промежуточные величины, как по отношению к степеням, так и по отношению к частям, и движение никогда не берет начало непосредственно из состояния покоя, а возвращение к состоянию покоя возможно не иначе как через меньшее движение, подобно тому как никогда нельзя пройти некоторого пути или длины, не пройдя предварительно меньшей длины..." Этот закон имеет ценность не только для физики, но и для геометрии (между параболой и эллипсом целый ряд бесконечно малых разностей, следующих друг за другом по градации, аналогично случаю перехода

==281

от движения к покою), и для метафизики: между субстанцией и субстанцией (так же как между состоянием и состоянием) бесконечно малые разности с совершенной непрерывностью переходят одна в другую. Закон непрерывности дополнителен к закону тождества неразличимых: "Закон непрерывности устанавливает, что в ряду сотворенных вещей любая возможная позиция занята, тогда как принцип тождества неразличимых устанавливает, что любая возможная позиция занята только один раз" (Ф. Коплстон).

Сотворение монад и их неразрушимость

Только Бог есть единая простая первичная монада, последнее основание вещей. Все остальные монады произведены или "сотворены" Богом: "Они возникают из беспрерывных излучений Божества". "Излучение" — термин неоплатонизма, применен здесь Лейбницем, чтобы отразить сотворение из ничего.

Кроме того, единожды сотворенные, монады не могут умереть: они могли бы погибнуть, только уничтоженные сотворившим их Богом. "Субстанция не может возникнуть иначе как сотворенная, а погибнуть — путем уничтожения. Одну субстанцию нельзя разделить на две, а из двух субстанций нельзя сделать одну, так что число субстанций естественным путем не увеличивается и не уменьшается..."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: