Полемика против аристотелевско-схоластической традиции

Гассенди — типичная фигура для культуры первой половины XVII в.: ренессансная критика Аристотеля, интерес к истории, природе в ее феноменальной конкретности, опыт как унифицирующий принцип знания, внутренне историчный и, значит, прогрессивный и прогнозируемый. Система знания, освобожденная от всего постороннего, наконец, может быть артикулирована в логике эмпирического номинализма, механистической физике и этике voluptas (удовольствия).

Пьер Гассенди (1592—1655) был каноником, а затем настоятелем в Дижоне, с 1616 по 1622 г. — доцентом философии в университете Экса. Он взялся за написание семи книг "Exercitationes paradoxicae advefsus Aristoteleos " ("Парадоксальных упражнений против аристотеликов"), но лишь первая из них была опубликована в Гренобле в 1624 г. Мишень Гассенди — аристотелизм как опора церкви и теологов, мягкая подушка для ленивых голов, зубрилок и любителей интеллектуального карнавала.

Заинтересовавшись астрономией и механикой, Гассенди написал в защиту Галилея несколько трактатов "De motu impresso a motore translato " ("О движении, вызванном перенесенным двигателем ") (1640— 1643), "De proportione qua gravia decidentia accelerantur" ("О соотношении, каким вызывается ускорение падающих тяжестей") (1642 и 1645) и др., где выразил уверенность, что форма знания ценна не "метафизическими эссенциями", а феноменальными описаниями на основе фактов. Куда полезнее, пишет он, изучать историю камней, металлов, растений, животных — невероятное многообразие этого мира сулит столько приятных открытий! Философия, удаляясь от всего этого, встает на путь ошибок, неизбежных в стерильной практике вербальных манипуляций. Не ведая истинного метода, схоласты плутают во тьме, они похожи на несчастных, выросших в лесу, которые перед лицом природы почувствовали себя как в огромном незнакомом городе.

Почему мы не знаем сущностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: