Неблагоприятные события в жизни

Внезапные жизненные события с высокой степенью вероятности предрасполагают к возникновению психических нарушений у ребенка или усугубляют их риск, если по своему характеру являются неблагоприятными, приводят к длительному снижению самооценки человека. Кроме того, переживания чрезмерного страха или унижения при достаточно серьезной острой психической травме могут вести к долговременным последствиям. Эта обобщенная категория представляет собой группу разнородных событий жизни, объединенных способностью создавать высокий риск возникновения психических нарушений.

Утрата в детстве отношений любви и привязанности. Изъятие из семьи, создающее значительную угрозу. Негативные изменения стереотипа отношений в семье. События, обусловившие утрату чувства собственного достоинства. Переживание сильного страха.
Утрату следует оценивать только в тех случаях, когда она относится к эмоционально близким отношениям и ее степень достаточно велика для создания риска развития психических отклонений у большинства детей соответствующего возраста, переживающих аналогичные обстоятельства. Как значительная утрата должна оцениваться в следующих случаях: ¯ смерть родителя или другого эмоционально значимого для ребенка члена семьи – бабушки, дедушки, сиблинга, если они проживали вместе с ребенком и их отношения носили близкий и поддерживающий характер; ¯ окончательный или достаточно серьезный уход из дома родителя из – за развода, прекращения семейных отношений или иной формы разрыва семейных отношений (независимо от того, продолжает ли ребенок периодически видеться с живущим отдельно от семьи родителя, за которым юридически не закреплена опека); ¯ временное, но длительное отсутствие родителя дома из – за болезни, отъезда на работу в другой город или по какой – либо другой причине, если с учетом возраста или других обстоятельств ребенок может воспринять эту разлуку как утрату (например, ребенок дошкольного возраста подобным образом может отнестись к отъезду сроком более одного месяца); ¯ смерть близкого друга, с которым ребенок часто и регулярно виделся, если отношения включали эмоциональную поддержку или доверительность; ¯ серьезное отвержение ребенка человеком, который состоял с ним в близких отношениях привязанности. Помещение в детские учреждения интернатского типа часто становится для ребенка стрессом, значительным психосоциальным переживанием. Однако степень, в которой это обстоятельство является стрессовым фактором, различна в зависимости от особенностей ситуации и возраста ребенка. Отчасти стресс вызывается утратой или прерыванием отношений любви из – за изъятия ребенка из дома, частично – дефицитом постоянной и наполненной эмоциями заботы в интернатном учреждении; отчасти стресс порождается отвержением, отталкиванием ребенка, сопровождающим некоторые случаи изъятия из дома, или частично является следствием неблагоприятного и даже болезненного опыта, полученного среди нового окружения. Дети младшего возраста чаще испытывают серьезный стресс от изъятия из дома (например, при помещении в больницу), поскольку еще недостаточно умеют поддерживать отношения любви в отсутствии близких и в меньшей мере способны понять происходящее с ними и необходимость изъятия. В целом, краткие госпитализации (менее одной недели) не представляют собой угрозы, тогда как продолжительное помещение в семейный или обычный детский дом для ребенка является серьезной опасностью в связи с подразумевающимся отвержением. Единичные госпитализации могут приводить к непродолжительному дистрессу, однако повторные помещения ребенка в больницу повышают риск возникновения психосоциального расстройства. Изъятие ребенка из дома соответствующими службами с целью помещения в социальный приют или детский дом иногда связано с оправданным беспокойством по поводу насилия над ним со стороны родителей или отсутствия адекватного присмотра; тем не менее, если у него, не смотря на эти обстоятельства, имели место отношения привязанности с родителями, то изъятие из дома таит в себе серьезную угрозу. Данная психосоциальная ситуация учитывает риск неблагоприятных изменений модели отношений ребенка с семьей, происшедших из –за появления в ней нового человека, который определенным образом отвлекает внимание на себя или является серьезным соперником ребенка в существующих отношениях любви. Т.о., для установления этой ситуации необходимо, чтобы удовлетворялись два критерия: 1) появление нового человека в семье; 2) значительные негативные изменения модели отношений ребенка в семье из-за этого факта. Двумя наиболее частыми ситуациями, подходящими к данным критериям, являются повторный брак родителя (из – за чего в семье появляется отчим или мачеха) или рождение младшего сиблинга. Повторный брак родителя соответствует критериям изменившейся модели семейных отношений, если сопровождается: ¯ ссущественным уменьшением взаимодействия между родителями и ребенком и возникшей меньшей доступностью родителя для эмоциональной поддержки; ¯ ззначительными изменениями семейной модели общения или воспитания ребенка; ¯ преждевременным принятием родительской роли мачехой или отчимом до установления стабильных отношений с ребенком; ¯ ппоявлением в семье сводных сиблингов, нарушающих прежнюю близость отношений между родителем и ребенком. Рождение брата или сестры соответствует критериям данной психосоциальной ситуации, если происходит учащение негативных столкновений с ребенком, его не привлекают к уходу или взаимодействию с младенцем, если существенно уменьшается доступность родителя для оказания эмоциональной поддержки и игры/общения с ребенком. Чувство собственной ценности или достоинства является весьма важной частью адаптивного развития личности, и значительное снижение самооценки представляет собой серьезный стресс, психосоциальное обстоятельство, обусловливающее существенную опасность. Оно может стать результатом следующих событий: ¯ неудачи, которую потерпел ребенок в осуществлении некоторой важной задачи, к выполнению которой прилагал значительные усилия; ¯ раскрытия или обнаружения какой – либо личной или семейной тайны, воспринятой ребенком как постыдной (например, незаконнорожденность ребенка; совершение серьезного правонарушения родителем, которого ребенок считал законопослушным; беременность у девушки – подростка при обстоятельствах, считающихся постыдными в субкультуре, к которой она принадлежит); ¯ серьезного унижения в присутствии других людей; ¯ серьезной утраты доверия или уважения к любимому человеку, на чью эмоциональную поддержку ребенок рассчитывал (например, при обнаружении ребенком серьезного подлога со стороны родителей или поступков, связанных с каким – либо важным обманом – в частности, притворства, что ребенок является родным при наличии факта усыновления или опеки). Ключевой особенностью, объединяющей события, удовлетворяющие данной категории, являются изменения, способные привести к серьезной негативной оценке ребенком своей личности. Неудачу в осуществлении важной задачи следует учитывать, если: ¯ неудача оказалась серьезной, помешавшей ребенку продвигаться в какой –либо деятельности/области функционирования либо оказавшей негативное влияние на самооценку; ¯ неудача постигла ребенка в важной области, в которую вложено много личной энергии и сил; ¯ неудача воспринимается ребенком как следствие некомпетентности или отсутствия способностей. Переживания страха могут стать существенным фактором риска, если природа или контекст вызвавшего их события содержат непосредственную или потенциальную угрозу благополучию ребенка. Подобная угроза может присутствовать в следующих ситуациях: ¯ присутствие серьезной реальной опасности для жизни (в случаях природных катаклизмов, приводящих к гибели или серьезным травмам других, кровно или эмоционально близких людей, даже если сам ребенок не пострадал); ¯ получение ранения, серьезно угрожающего образу "Я" или безопасности ребенка (например, переживание сильного страха при укусе собаки в лицо, аварии или несчастном случае, во время которых нанесены серьезные травмы людям ил ущерб имуществу); ¯ ощущение ребенком сильной и продолжительной болезни (например, в случае обширного и тяжелого ожога); ¯ ребенок становится свидетелем серьезного несчастного случая или преднамеренного нанесения тяжелой травмы членам своей семьи или другим лицам, с которыми имеются эмоционально близкие отношения (например, нанесения тяжелых побоев, присутствие ребенка при нападении с целью ограбления членов его семьи); ¯ наличие высокой вероятности повторения эпизода, в том числе неоднократного (например, при серьезных издевательствах в семье или рядом с домом).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: