Утрату следует оценивать только в тех случаях, когда она относится к эмоционально близким отношениям и ее степень достаточно велика для создания риска развития психических отклонений у большинства детей соответствующего возраста, переживающих аналогичные обстоятельства.
Как значительная утрата должна оцениваться в следующих случаях:
¯ смерть родителя или другого эмоционально значимого для ребенка члена семьи – бабушки, дедушки, сиблинга, если они проживали вместе с ребенком и их отношения носили близкий и поддерживающий характер;
¯ окончательный или достаточно серьезный уход из дома родителя из – за развода, прекращения семейных отношений или иной формы разрыва семейных отношений (независимо от того, продолжает ли ребенок периодически видеться с живущим отдельно от семьи родителя, за которым юридически не закреплена опека);
¯ временное, но длительное отсутствие родителя дома из – за болезни, отъезда на работу в другой город или по какой – либо другой причине, если с учетом возраста или других обстоятельств ребенок может воспринять эту разлуку как утрату (например, ребенок дошкольного возраста подобным образом может отнестись к отъезду сроком более одного месяца);
¯ смерть близкого друга, с которым ребенок часто и регулярно виделся, если отношения включали эмоциональную поддержку или доверительность;
¯ серьезное отвержение ребенка человеком, который состоял с ним в близких отношениях привязанности.
| Помещение в детские учреждения интернатского типа часто становится для ребенка стрессом, значительным психосоциальным переживанием. Однако степень, в которой это обстоятельство является стрессовым фактором, различна в зависимости от особенностей ситуации и возраста ребенка. Отчасти стресс вызывается утратой или прерыванием отношений любви из – за изъятия ребенка из дома, частично – дефицитом постоянной и наполненной эмоциями заботы в интернатном учреждении; отчасти стресс порождается отвержением, отталкиванием ребенка, сопровождающим некоторые случаи изъятия из дома, или частично является следствием неблагоприятного и даже болезненного опыта, полученного среди нового окружения.
Дети младшего возраста чаще испытывают серьезный стресс от изъятия из дома (например, при помещении в больницу), поскольку еще недостаточно умеют поддерживать отношения любви в отсутствии близких и в меньшей мере способны понять происходящее с ними и необходимость изъятия. В целом, краткие госпитализации (менее одной недели) не представляют собой угрозы, тогда как продолжительное помещение в семейный или обычный детский дом для ребенка является серьезной опасностью в связи с подразумевающимся отвержением. Единичные госпитализации могут приводить к непродолжительному дистрессу, однако повторные помещения ребенка в больницу повышают риск возникновения психосоциального расстройства. Изъятие ребенка из дома соответствующими службами с целью помещения в социальный приют или детский дом иногда связано с оправданным беспокойством по поводу насилия над ним со стороны родителей или отсутствия адекватного присмотра; тем не менее, если у него, не смотря на эти обстоятельства, имели место отношения привязанности с родителями, то изъятие из дома таит в себе серьезную угрозу.
| Данная психосоциальная ситуация учитывает риск неблагоприятных изменений модели отношений ребенка с семьей, происшедших из –за появления в ней нового человека, который определенным образом отвлекает внимание на себя или является серьезным соперником ребенка в существующих отношениях любви. Т.о., для установления этой ситуации необходимо, чтобы удовлетворялись два критерия:
1) появление нового человека в семье;
2) значительные негативные изменения модели отношений ребенка в семье из-за этого факта.
Двумя наиболее частыми ситуациями, подходящими к данным критериям, являются повторный брак родителя (из – за чего в семье появляется отчим или мачеха) или рождение младшего сиблинга.
Повторный брак родителя соответствует критериям изменившейся модели семейных отношений, если сопровождается:
¯ ссущественным уменьшением взаимодействия между родителями и ребенком и возникшей меньшей доступностью родителя для эмоциональной поддержки;
¯ ззначительными изменениями семейной модели общения или воспитания ребенка;
¯ преждевременным принятием родительской роли мачехой или отчимом до установления стабильных отношений с ребенком;
¯ ппоявлением в семье сводных сиблингов, нарушающих прежнюю близость отношений между родителем и ребенком.
Рождение брата или сестры соответствует критериям данной психосоциальной ситуации, если происходит учащение негативных столкновений с ребенком, его не привлекают к уходу или взаимодействию с младенцем, если существенно уменьшается доступность родителя для оказания эмоциональной поддержки и игры/общения с ребенком.
| Чувство собственной ценности или достоинства является весьма важной частью адаптивного развития личности, и значительное снижение самооценки представляет собой серьезный стресс, психосоциальное обстоятельство, обусловливающее существенную опасность.
Оно может стать результатом следующих событий:
¯ неудачи, которую потерпел ребенок в осуществлении некоторой важной задачи, к выполнению которой прилагал значительные усилия;
¯ раскрытия или обнаружения какой – либо личной или семейной тайны, воспринятой ребенком как постыдной (например, незаконнорожденность ребенка; совершение серьезного правонарушения родителем, которого ребенок считал законопослушным; беременность у девушки – подростка при обстоятельствах, считающихся постыдными в субкультуре, к которой она принадлежит);
¯ серьезного унижения в присутствии других людей;
¯ серьезной утраты доверия или уважения к любимому человеку, на чью эмоциональную поддержку ребенок рассчитывал (например, при обнаружении ребенком серьезного подлога со стороны родителей или поступков, связанных с каким – либо важным обманом – в частности, притворства, что ребенок является родным при наличии факта усыновления или опеки).
Ключевой особенностью, объединяющей события, удовлетворяющие данной категории, являются изменения, способные привести к серьезной негативной оценке ребенком своей личности.
Неудачу в осуществлении важной задачи следует учитывать, если:
¯ неудача оказалась серьезной, помешавшей ребенку продвигаться в какой –либо деятельности/области функционирования либо оказавшей негативное влияние на самооценку;
¯ неудача постигла ребенка в важной области, в которую вложено много личной энергии и сил;
¯ неудача воспринимается ребенком как следствие некомпетентности или отсутствия способностей.
| Переживания страха могут стать существенным фактором риска, если природа или контекст вызвавшего их события содержат непосредственную или потенциальную угрозу благополучию ребенка.
Подобная угроза может присутствовать в следующих ситуациях:
¯ присутствие серьезной реальной опасности для жизни (в случаях природных катаклизмов, приводящих к гибели или серьезным травмам других, кровно или эмоционально близких людей, даже если сам ребенок не пострадал);
¯ получение ранения, серьезно угрожающего образу "Я" или безопасности ребенка (например, переживание сильного страха при укусе собаки в лицо, аварии или несчастном случае, во время которых нанесены серьезные травмы людям ил ущерб имуществу);
¯ ощущение ребенком сильной и продолжительной болезни (например, в случае обширного и тяжелого ожога);
¯ ребенок становится свидетелем серьезного несчастного случая или преднамеренного нанесения тяжелой травмы членам своей семьи или другим лицам, с которыми имеются эмоционально близкие отношения (например, нанесения тяжелых побоев, присутствие ребенка при нападении с целью ограбления членов его семьи);
¯ наличие высокой вероятности повторения эпизода, в том числе неоднократного (например, при серьезных издевательствах в семье или рядом с домом).
|