В работе «Иначе, чем бытие, или По ту сторону сущности» Левинас показывает, как ответственность за Другого может стать искуплением Другого, его заменой. «Субъект есть заложник». «Термин Я означает "вот он Я", отвечающий за все и за всех». И все это только при условии заклада, что в мире есть «сострадание, понимание, прощение и близость», наконец, Бог. Бог, по Левинасу, это искупление кого бы то ни было, но не себя самого. Соломон Малка так комментирует этот момент: «Бог — или слово Бог — приходит ко мне как идея конкретным образом, когда в лице другого человека я читаю приказ "Ты не убьешь". Запрет, написанный на лице другого, нельзя считать доказательством существования Бога. Но это ситуация, когда слово Бог обретает смысл». «Через Бога я ничего бы не стал определять, — пишет Левинас, — ибо я знаю человеческое. Зато Бога я могу определить посредством человеческих, неуниверсальных отношений». Эпоса говорит о «Боге присутствующем и недоступном, близком и отличном».
==525
00.htm - glava43
|
|
ЧАСТЬ ТРИНАДЦАТАЯ
МАРКСИЗМ ПОСЛЕ МАРКСА И
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
Каждое человеческое существо и человечество в целом, конечны; вещающий о последней ценности, высшей и единственной, становится идолом, жаждущим кровавых жертв.
Мак Хоркхаймер
Даже окончательное наступление свободы не может спасти тех, кто умирает в страданиях. Герберт Маркузе
Важно научиться надеяться.
Эрнст Блох
==526
Владимир Ильич Ленин (1870—1924)
==527
00.htm - glava44
Глава тридцать первая
Марксизм после Маркса