2 главные направления:
· позитивистское
· гуманитарно-антропологическое.
ПОЗИТИВИЗМ:
Ø причины возникновения позитивизма;
Ø суть позитивизма;
Ø Огюст Конт как основоположник позитивизма; основная задача философии, по О. Конту;
Ø позитивизм: от эмпиризма к субъективному идеализму;
Ø 4 этапа развития позитивизма:
o Классический позитивизм:
§ Конт о «позитивном» и «негативном» знании;
§ «Негативное знание» как необходимый этап на пути появления «позитивного» знания;
§ «Закон трех стадий» О. Конта: теологической, метафизической, позитивной;
§ «социальная физика» О. Конта.
o Эмпириокритицизм или махизм:
§ причины возникновения;
§ опыт как единство субъекта и объекта;
§ приход к субъективному идеализму;
§ Мах о философии как о «психологии познания»;
§ законы «экономии мышления» Маха и «наименьшей траты сил» Авенариуса;
§ задача науки и роль философии.
o Неопозитивизм («аналитическая философия», «логический позитивизм», «лингвистическая философия» и др.):
|
|
§ главная задача;
§ причины появления;
§ суть: радикальное изменение предмета и функций философии;
§ «лингвистический поворот»;
§ «терапевтическая» функция философии: избавление человека от мучительных вопросов.
o Постпозитивизм («Критический реализм»):
§ причины появления;
§ постпозитивизм как философия науки;
§ характерные черты постпозитивизма.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ:
Ø причины возникновения;
Ø понятие «жизнь» как основополагающее для иррационального осмысления действительности.
Ø Волюнтаристское направление «Философии жизни».
Ø АРТУР ШОПЕНГАУЭР как предтеча волюнтаристского направления.
ü пессимизм как учение Шопенгауэра;
ü философия Шопенгауэра как попытка объяснить мир через человека;
ü мир как воля и представление;
ü понятие «мировая воля»;
ü борьба как главное свойство «воли к жизни»;
ü жизнь как разочарования и страдания;
ü два способа освободиться от «воли к жизни».
Ø ФРИДРИХ НИЦШЕ
ü власть как сущность человека и его воля к власти;
ü 2 этапа в творчестве Ницше;
ü Работа I этапа «Рождение трагедии из духа музыки», основные положения:
· 2 начала в искусстве: аполлоновское и дионисийское;
· шедевр как слияние 2 начал;
· научная культура Сократа;
· значение Канта и Шопенгауэра в определении возможностей разума подготовке благоприятного момента для рождения нового трагического героя (сверхчеловека).
ü II этап творчества Ницше: выступление против
o рационализма,
o христианства и
o традиционной морали;
· Воля к власти как основная характеристика жизни;
· Концепция сверхчеловека.