Феноменология тела

Пункты 1 и 2 рассмотрим в единстве под этой рубрикой.

«Феноменология тела» - так называется одна из книг известного отечественного философа В. Подороги с явным намерением породить ассоциацию с гегелевской «Феноменологией духа». Одно из проявлений тела – оно задает перспективу мышлению.

Что Ницше понимает под «перспективизмом»:

«Поскольку вообще слово «познание» имеет смысл, мир познаваем, но он может быть истолковываем и на иной лад, он не имеет какого-нибудь одного смысла, но бесчисленные смыслы». «Наши потребности – вот что истолковывает мир, наши влечения и их «за» и «против». Всякое влечение есть известный вид властолюбия, всякое влечение имеет свою перспективу, которую оно хотело бы навязать как норму всем другим влечениям» (1, стр. 481).

История тела предстает в качестве истории духа. Что стоит за этим лаконичным выводом? Века кровавой борьбы частных, относительных, телесно обусловленных истин за господство и право называться всеобщими, абсолютными, возвышенно-абстрактными…

Согласно Ницше, всякий объект познается лишь постольку, поскольку имеется перспектива его видения. Вне этой перспективы объекта просто нет. Перспективное видение объекта есть в конечном счете одномоментный снимок его во всех ракурсах, ни один из которых не является более предпочтительным. Точно так же ни одна из интерпретаций текста (или объекта) не является единственной в своем роде интерпретацией, которую данный текст (или объект) мог бы предложить. Мы имеем дело с неопределенным количеством значений и поэтому с бесчисленным набором интерпретаций, ибо сам текст (объект) не дает нам абсолютной точки отсчета (14). Не случайно, что на вопрос о том, «что есть Истина?», Ницше отвечал: «… подвижная армия метафор, метонимий и антропоморфизмов, - короче, сумма человеческих отношений, которые были усилены, транспортированы и приукрашены поэтически и риторически и которые после долгого употребления кажутся окончательными, каноническими и обязательными для людей: истины – это иллюзии, о которых позабыли, что это и есть истины… монеты, на которых стерлось изображение и которые теперь имеют значение только как металл, но не как монеты» (Цит. по 14).

Основная антиномия культуры рубежа веков была выражена Ницше трагическим противопоставлением друг другу символики «дионисийской» и «аполлонической» культур Древней Греции. На философском языке речь идет об оппозиции между рациональным и интуитивным типами знания, а в более широком контексте – о противопоставленности классического cogito и идеи телесности (19).

Потрясать первоосновы – вот первая заповедь большого мыслителя, усомниться в том, что несомненно уже с незапамятных времен, к примеру, в чеканной формуле Декарта «cogito ergo sum». Иными словами: сама парадигма мышления подлежит его переосмыслению.

Ницше спрашивает не «как возможно чистое познание, чистый разум?», а «возможно ли в принципе чистое, отвлеченное познание?». Эмоции и мотивации, телесность во всех ее проявлениях влияют и на Метод и на Цель познания, дают форму и содержание всяческому познанию, угол и конус зрению, оптику.

Проблема тела в философии Ницше становится явной альтернативой классическому пониманию cogito. «Там, где Декарт находит «достоверное» и «уникальное», … Ницше – ничего, кроме волеполагания, аффекта воли к власти, ничего, кроме требования, чтобы нечто мыслилось так, а не иным образом» (17, стр. 168).

«… Мысль приходит, когда «она» хочет, а не когда «я» хочу. Следовательно, не «я мыслю», а «мне мыслиться» (2, стр.166). Но тогда напрашивается такой провокационный и подрывной для прежней гносеологии вопрос: «Не скрывается ли за декартовской формулой вера в грамматику?» Язык систематически фальсифицирует мир. Интерпретирует его согласно установленным грамматическим схемам.

Ницше увидел зависимость сознания индивида от языковых стереотипов своего времени. Увидел, что свобода сводится к свободе интерпретаций, понимаемой, разумеется, весьма широко, и предполагает игровой принцип функционирования сознания. Установка на смысловую игру пронизывает все творчество Ницше.

Как возможно преодолеть границы языка, чтобы раздвинуть границы познания? Ницше и вслед за ним философы постмодернистского толка констатируют, что чисто рациональное, строго логическое мышление исчерпало себя на этом пути. Нужно приправить философию поэзией, взорвать логику метафорой – лишь тогда нам откроются новые горизонты.

Ницше демонстрирует нам новый способ философствования, прибегая к искусству перевоплощения, к параду масок. Таким образом достигает он желанной полифонии яростно утверждающих свое право на жизнь разноречивых Истин. В связи с этим нельзя не провести параллель Ницше – Достоевский. Достоевский использовал для многоголосия, множественности Истин голоса и судьбы своих героев, эти «ходячие идеи». Аналогично, читая тексты Ницше, важно различать – кто говорит в нем сейчас, чью правоту доносит он до нас в этот момент в данном контексте.

Человеческое тело, движущееся во времени (историческом и биологическом) и в пространстве (социальном и физическом), меняет свое положение относительно других объектов и меняется само (болеет и выздоравливает, наслаждается игрой своих мускулов и дряхлеет…). А вместе с тем то постепенно, то скачками; то циклично, то необратимо меняется его оптика и ценности жизни. Он движется неисповедимыми для него, но жестко запрограммированными его природой путями, по Лабиринту. «Лабиринтный человек – сплошная ходячая провокация и самопровокация» (17, стр. 23). Извивы Лабиринта это и символ жизни, и символ мышления. Человек идет навстречу своему Минотавру и боится выпустить из рук нить Ариадны, ждущей за пределами Лабиринта… И только сверхчеловек способен отбросить эту путеводную нить.

«… Нет нужды запутывать никуда не ведущими путями безумия и смерти тех, кто рискнул отказаться от нити Ариадны – от веры в изначальную разумность и извечный порядок бытия» (14, стр. 148). Девиз такого героя: «Стань Лабиринтом», т.е. впитай, вмести в себя все возможные положения и точки зрения, это все равно, что «стань Богом» или «стань Вечным становлением», стань вечно становящимся творцом, вечно выдавливающим из себя тварь… И делай это – играючи!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: