В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование ли-' тературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми (см., например, рис. 43).
Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив-
|
43. "Поезд идет ". Рисунок ученика 7лет.
но. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.
| 44. "Помощь колхозу ". Рисунок ученика 15 лет. |
|
Здесь можно рекомендовать следующую литературу: Е. В.Шорохов. Тематическое рисование в школе. М., 1975; Е. В. Ш о р о х о в. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977; Б. М. Н и к и ф о р о в. Путь к картине. М., 1971; Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.,1972; Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1975; Изобразительное искусство в школе. Сб. мат. и докл. М., 1990.
Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры (рис. 44).

45. Б. В. Иогансон. "Допрос коммунистов ".
В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.
В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.
Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.
Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.