double arrow

Тема 13. Методика организации и проведения уроков рисования с натуры, по памяти и представлению

Литература

  1. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998. – 334 с.

3. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999

Роль рисования с натуры в обучении основам изобразительной грамоты. Объем знаний, умений и навыков, который планируется сформировать у учащихся на уроках рисования с натуры в соответствии с требованиями федерального компонента ГОС общего образования. Основные психолого-педагогические этапы освоения художественного материала, окружающей действительности с учетом специфики форм и методов преподавания изобразительного искусства. Особенности восприятия объектов изображения на уроках рисования с натуры. Методы развития пространственного мышления, понимания формы, объёма, цвета, светотени и их передача изобразительными средствами в процессе рисования с натуры. Требования к натурным постановкам.

1. Рисование с натуры как основной вид рисования в школе. Решение задач изображения окружающей действительности на плоскости при рисовании предметов с натуры, по памяти и представлению на основе организованного учителем предварительного наблюдения. Развитие пространственного мышления, глазомера, зрительной памяти и представления о форме, цвете и положении предметов в пространстве, умения последовательно и сознательно передавать форму и цвет предметов на плоскости, учитывая взаимосвязь целого и частей.

Учет возрастных особенностей школьников при планировании объема знаний, умений и навыков, формируемых на уроках рисования с натуры. 1-2 классы: перед учащимися не ставится задача изображения глубины, а только двухмерности предметов (рисование с натуры природных форм – растений, насекомых, птиц, расположенных перед рисующими фронтально). Задачи, связанные с постепенным овладением передачей в рисунке объема предметов и положения их в пространстве. Роль обучения в развитии изобразительной деятельности детей.

2.Учет в процессе рисования с натуры особенностей восприятия предметов действительности и их изображения. Взаимосвязь процессов восприятия формы, положения, цвета, освещенности предметов, познания, осмысления их с определенной точки зрения и передача линиями, штрихами, цветом, тоном предметов действительности так, как рисующий их видит. Значение планомерного развития этих двух сторон процесса рисования в их единстве при овладении детьми основами грамотного изображения.

Постоянная организация процесса восприятия школьников, обучение их анализу и синтезу воспринимаемого, формирование у школьника наблюдательности – важнейшая цель уроков рисования с натуры в общеобразовательной школе. Задачи учителя по формированию активности наблюдения учащихся. Роль развития умения учащихся целенаправленно и организованно наблюдать окружающий мир, связывая теоретические знания со своей практической деятельностью, в формировании прочных знаний, основанных на наблюдении.

Роль внимания учащихся в активности познавательного процесса. Особенности внимания у детей, их действенный характер. Непроизвольное внимание дошкольников. Особенности внимания младших школьников. Игра, комплексное изучение предметов в развитии внимания дошкольников и младших школьников. Слово, подкрепленное наглядно действенными средствами обучения, как ведущий регулятор деятельности. Развитие произвольного и устойчивого внимания в средних и старших классах.

Пути воспитания внимательности:

- обеспечение активности и самостоятельности при восприятии задания;

- формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание чувства ответственности, умения довести начатое дело до конца;

- развитие наблюдательности (и через неё – внимательности);

- развитие интереса к учебной работе.

Наиболее эффективные пути для воспитания внимательности:

- Формирование умения видеть и слышать, замечать явления и факты, подмечать существенные признаки объектов действительности.

- Развитие умения постоянно сравнивать объект с изображением.

- Максимальное применение в процессе обучения наглядности: при разъяснении законов композиции, светотени, перспективы, цветоведения, в показе приёмов и методов работы карандашом и кистью.

- Высокое качество объяснения учебного материала: яркий, эмоциональный рассказ, богатый по содержанию.

- Развитие интереса к изобразительной деятельности.

- Организация изобразительной деятельности: рабочего места, планирование порядка работы, активная работа над заданием.

- Учёт индивидуальных особенностей личности школьника.

3. Методика ведения уроков рисования с натуры. Особенность рисования с натуры как вида изобразительной деятельности - изображение конкретного предмета, передача характерных его особенностей с фиксированной точки зрения.

Задачи учителя:

- Организация первичного восприятия, первичного воссоздания в сознании художественных образов.

- Анализ формы предмета после того, как дети внимательно рассмотрят предмет. Объяснение учителем конструктивной особенности строения формы предмета, закономерности распределения света на поверхности этой формы, закономерности перспективных изменений.

- Иллюстрирование объяснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Обучение изображению натуры способом построения дает детям уверенность в работе, благодаря тому, что при этой методике они скорее достигают хороших результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: