В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)
На доске:
|_______! |
Этапы работы
1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.
2. Придумывание заглавия.
3. Выяснение темы и главной мысли текста.
4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае – правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!
5. Лексико-орфографическая подготовка.
Проверяемая безударная гласная в корне слова | Непроверяемая безударная гласная в корне слова |
удивительные грибы дождевик кровотечение | народ собака поросята картошка |
У. По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?
6. Восстанавливание текста по опорным словам.
7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).
В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.
Выводы. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.
Класс
Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»