В годы войны

Богатова Светлана Юрьевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

факультет русской филологии и документоведения (5 курс)

ХУДОЖЕСТВЕННО – ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Научный руководитель: доцент кафедры ДиСРЯ Красильникова Е.П.

Аннотация:

В данной статье представлена попытка рассмотреть образ молодого поколения, объективированный в литературно-художественном и общественно-политическом сборнике «Заря» посредством элементарных выразительных средств журналистики.

Ключевые слова:

сборник «Заря», публицистика, Великая Отечественная война, элементарные выразительные средства журналистики.

Annotation:

This article is an attempt to investigate the image of young generation reflected in the literary and artistic and social and political collection 'Zarya' by basic expressive methods of journalism.

Key words:

the collection 'Zarya', journalism, Eastern Front (World War II), elementary expressive facilities of journalism.

Великая Отечественная война стала временем бурного взлета поэтического творчества, а также расцвета малых жанров журналистики — публицистической статьи, очерка, рассказа. Именно в них нашли выражение вопросы нравственности и выбора человека на войне, глубокий патриотизм, вера в победу, мужество и подвиг солдата. Обращались к поэзии и публицистике в военное время не только известные писатели и военные корреспонденты, но и простые солдаты или гражданские лица.

Как значимое явление литературы XX века публицистика и поэзия военных лет не могла остаться за пределами интересов как литературоведческих, так и журналистских исследований. Среди них можно выделить работы С. Жукова, Н. Попова и Н. Горохова, посвященные обзору военной и фронтовой печати в целом, труды И. Кузьмичева, Т. Казачковой, Л. Розина, где рассматриваются жанры военной печати, в частности, художественный очерк. Затрагивается в исследованиях и динамика развития авторского «я» в художественных очерках. Обращают на себя внимание множество работ, связанных с творчеством таких известных писателей и корреспондентов как Л. Леонов, И. Эренбург, А. Толстой, К. Симонов. Однако неразработанным до сих пор остается огромный пласт художественно-публицистической литературы, авторами которой были непрофессиональные литераторы и журналисты, в том числе и студенчество, — с этой проблемой связана актуальность предпринятого исследования в литературоведческом аспекте.

С другой стороны, в аспекте теории журналистики актуальность исследования обусловлена наличием весомого информационного повода, отличающегося такими чертами, как:

· близость аудитории как в пространстве, так и во времени: Великая Отечественная война — общая трагедия для русского народа;

· конфликтность: война — межгосударственный конфликт, оказавший влияние на жизнь страны в целом;

· эмоциональность: трагизм войны обостряет чувственное восприятие действительности, и, следовательно, способствует активизации творческого потенциала, особенно молодежной аудитории.

Данный информационный повод относится к категории объективного событийного характера. Кроме того, он соотносится с календарной значимой датой — 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и может быть приурочен к 2015 году, объявленному годом литературы.

Объект исследования — литературно-художественный и общественно-публицистический сборник «Заря» литературного факультета Тульского государственного педагогического института.

Предмет — образ молодого поколения военных лет, воплощенный в студенческих произведениях.

Цель данного исследования — описание и анализ обобщенного образа молодого поколения военных лет, объективированного в художественно-публицистическом творчестве студентов ТГПИ на примере литературно-художественного и общественно-политического сборника «Заря».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1. Изучить материалы сборника с точки зрения жанровой специфики публикаций, оценить в количественном аспекте жанровую дифференциацию представленных публикаций;

2. Определить основные темы публикаций и средства их репрезентации (фактологическая информация);

3. Обозначить основные образы произведений (оценочная информация);

4. Выявить маркеры авторского восприятия действительности, отраженной в произведениях (нормативная информация);

5. Обобщить материалы исследования и обозначить черты, присущие молодому поколению военных лет.

Методы исследования: метод сплошной выборки материала, описательный, рационально-познавательный, включая приемы анализа, синтеза, статистическую методику, элементы компонентного, контекстуального и концептуального анализа.

Гипотеза исследования: война является объективным фактором, влияющим на тематическую, образную и жанровую специфику художественно-публицистических произведений. Описательная, образная и нормативная информация публикаций — основа реконструкции обобщенного образа молодого поколения времен Великой Отечественной войны.

Художественно-публицистический и общественно-политический сборник «Заря» был издан в 1943 году в двух выпусках студентами литературного факультета ТГПИ. Его цель, согласно преамбуле, дать дорогу для развития творческих литературных сил студенчества. Однако этим роль сборника не ограничивается: «Заря» собирает не только самые яркие произведения студентов института, но и становится студенческим рупором; в сборнике находят отражение темы, которые волнуют молодых людей, вызывают у них живой отклик.

Сборник открывается статьей, посвященной вкладу студенчества в ход Великой Отечественной войны. Автор статьи, студентка третьего курса, И. Гринева, подчеркивает политическую и общественную активность студентов: «Молодежь очень живо реагирует на все явления общественной жизни»; готовность оказывать самую разную помощь стране и фронту: «Они [студенты] выполняют всякую работу, желая принести пользу раненым бойцам и облегчить работу медицинскому персоналу. <...> Студенты стараются развлечь бойцов и, вместе с тем, повысить их культурно-политический уровень» [1, с. 1].

Подобное обращение к жанрам публицистики — статье и рецензии — обусловлено необходимостью патриотического воспитания и культурно-политического просвещения. Однако доля публикаций такого рода весьма не велика, всего 17% от общего содержания, гораздо большее внимание студенты уделяют художественному творчеству (83%), и это не удивительно: в военное время дистанция между литературой и действительностью, между героем и читателем, который мог оказаться участником подобных событий, предельно сокращается: «Важно то, что люди и события... выхвачены прямо из бурлящего водоворота кипучей жизни нашего советского героя-народа» [1, с. 15], — пишет студент первого курса А. Лавров в работе, посвященной пьесе Л. Леонова «Нашествие», верно это и в отношении произведений его товарищей. Как правило, герои их рассказов и стихотворений — рядовые участники войны, а потому могут оказаться читателю очень близки.

Большую роль при составлении сборника сыграло поэтическое слово, обладающее большей доверительностью и способное на большую эмоциональную насыщенность — доля поэзии среди художественных произведения составляет 80%.

Студенты ТГПИ пробуют себя в разных жанрах: письмо, обращение, посвящение, песня, баллада, литературная пародия («Баллада о храбром фрице» — «Лесной царь» Гете, «Фриц мечтает» — «На севере диком стоит одиноко...» М. Ю. Лермонтова).

Рассмотрим материалы сборника с позиций языка журналистики, что позволит нам определить важные составляющие обобщенного образа молодого поколения военных лет: выбор тем творчества обозначит жизненные приоритеты, образная информация — чувственное восприятие жизненных явлений и их оценку, нормативная информация — нравственные ориентиры.

Известно, что журналистская информация объективируется, приобретая характер информационного уровня, посредством языка журналистики, который обозначается понятием ЭВС — элементарные выразительные средства журналистики. ЭВС — «строительный материал» текста. Это понятие ввел в научный обиход профессор МГУ Е. И. Пронин.

К элементарным выразительным средствам журналистики он относил: фактологический ряд, образный ряд, нормативный ряд [2, c. 90]. Эти ряды соответствуют описательной, оценочной, нормативной информации текста соответственно. При этом мы исходим из того, что фактическую основу в рамках нашего исследования представляет «вторичная реальность» — тексты студенческих произведений, то есть речь идет о факте как об элементе текста и о факте как элементе сознания. Такой факт оказывается доступным только в форме высказывания о нем, то есть мы можем иметь понятие о событии, получить сведения о ситуации, классифицировать явление.

В основе «факта» — материальные предметы и действительные поступки реальных людей. Фактологический ряд служит для раскрытия темы произведения. В текстах сборника мы можем обнаружить следующие способы подачи фактологической информации и сделать следующие выводы [2, c. 90].

Констатация характерна для публицистических статей студентов. Она маркирует информацию о реальных действиях молодежи в военные годы, актуализируя тему долга перед Отечеством.

Описание соотносится с информацией о фоне происходящих событий, детализирует обстановку военного времени.

Характеристикапозволяет отразить особенности поведения людей на войне, провести параллели с поведением общеизвестных литературных персонажей.

Объяснение и рассуждение как способ подачи фактологической информации используется в рецензиях, художественной прозе, что соотносится со спецификой данных жанровых форм.

И, наконец, типизация— преобладающий в материале сборника способ подачи фактологической информации — свидетельствует о том, что молодежь в военные годы ощущает себя частицей целого, всего народа, что репрезентирует тему единения людей перед лицом опасности.

Способы подачи Примеры
Констатация «...Когда фронт приблизился к нашему городу, наш институт временно прекратил свою работу, студенты вместе со всем населением встали на защиту своего родного города, — работали на строительстве укреплений, в штабе МПВО, в сандружине» (И. Гринева) [1, с. 1]. «...Это было в конце апреля. Четыре часа сражалось наше подразделение за местечко П.» (Э. Панасевич) [1, с. 8].
Описание «И так светло, и так легко... Поднялись сосны высоко, А дальше снова снег и снег Лежит до самых облаков. А я бегу вперед, вперед, Меня просто к себе влечет, Я по любым иду снегам, Как через море пароход» (Никитина) [1, с. 9].
Характеристика «Ну, ни дать ни взять — Акакий Акакиевич!» — эти эпитеты, данные ему Демидьевной, много говорят о нем. Но какая мелкая, низкая и подлая душонка сидит в этом человечке взамен чистой детской души знаменитого гоголевского героя «Шинели!» (А. Лавров) [1, с. 14]. «Чем-то напоминая Маякина из «Фомы Гордеева», Фаюнин вместе с тем далеко превосходит этого прожженного хитреца и плута по неимоверной подлости» (А. Лавров) [1, с. 13].
Объяснение «Я в этих статьях хочу изложить в последовательной и законченной форме все мысли, которые возникли у меня во время чтения названной пьесы [Л. Леонов «Нашествие»]» (А. Лавров) [1, с. 11].
Рассуждение «Итак, главным действующим лицом повети является садовод Альберт. Почему он, а не кто-нибудь другой? Может быть, твердо-каменный Матье лучше отражает волю бельгийского народа?» (Э. Поч) [1, с. 30]. «Народ — раб, — говорят они, лишь немногие призваны быть господами». Господами же будут представители «высшей расы», носители «культурных ценностей» — чистой арийской крови, голубых глаз. Остальная масса, по их собственному определению, будет вечными слугами и современными рабами» (В. Блажнов) [1, с. 16].
Типизация «Мы грудью за славную родину встали! Не сдержит в боях нас ни штык, ни свинец!» (Э. Поч) [1, с. 3]. «Мы отстаиваем мировую культуру, созданную человечеством на протяжении всей истории, культуру, являющуюся фундаментом коммунистического отечества, к которому стремится прогрессивное человечество» (В. Блажнов) [1, с. 16].

«Образ» представляет духовные ценности общества, которые хотя и не материальны, но социально объективированы, зафиксированы в культуре и существуют вне и независимо от сознания индивида. Образный ряд выявляет специфику авторского восприятия явлений действительности [2, c. 92].

Образная информация текстов исследуемого сборника репрезентирована с использованием следующих способов.

Цитирование, с одной стороны, высказываний Сталина о мобилизующей силе военного времени, с другой стороны, высказываний Гитлера об опасности образования, маркирующих культурологически значимую оценочную оппозицию «свой» — «чужой», использование высказываний писателей с мировым именем (Р. Роллан, М. Метерлинк).

Апелляция к литературным источникам русских и зарубежных классиков. Вплетение литературных цитат в канву оригинальных текстов. Все это свидетельствует о высоком культурном уровне авторов материалов сборника, о хорошем знании ими реалий своего времени и о понимании своей роли в военное время.

Способы подачи Примеры
Цитирование «Товарищ Сталин сказал: «Люди стали более подтянутые, менее расхлябанными, более дисциплинированными, научились работать по-военному, стали сознавать свой долг перед Родиной и перед её защитниками на фронте — перед Красной Армией!» (А. Лавров) [1, с. 13]. «Образование, — говорит фюрер, — наиболее опасный и разлагающий яд» (В. Блажнов) [1, с. 16].
Апелляция «Чем-то напоминая Маякина из «Фомы Гордеева», Фаюнин вместе с тем далеко превосходит этого прожженного хитреца и плута по неимоверной подлости» (А. Лавров) [1, с. 13]. «...Здесь много романтизма, которым были пропитаны многие произведения В. Гюго: долг перед общим делом разрывает самые крепкие личные узы» (Э. Поч) [1, с. 30].
Изложение «Сюжет пьесы несложен <...>. 1941 год, осень. Под натиском зарвавшихся немецких войск отходят части нашей Красной Армии, в тяжёлых и кровопролитных боях мужественно отстаивая каждый метр родной земли, истребляя живую силу и технику неприятеля» (А. Лавров) [1, с. 11].
Словесная инкрустация «Кое-где, выражаясь словами поэта, «произрастают мимозы», кое-где наши себе уютные уголки «легкокрылые стрекозы», для которых лишь только танцы, модная прическа, высокий каблук, «чулок со стрелкой» составляет цель жизни. Что им до шумной, напряженной трудовой жизни военного времени, им бы лишь «Срывать цветы удовольствия», как сказал знаменитый Хлестаков» (И. Гринева) [1, с. 2].

За «постулатом», или нормативным рядом текста, стоят документально закрепленные положения идеологии и неписаные, но общеизвестные нормы морали [2, c. 96]. Постулаты соотносятся с идеей текста — то есть рекомендацией поступать тем или иным образом. Нормативная информация представлена многопланово. Это и лозунги, призывающие к борьбе с врагом, рекомендации быть твердыми духом в этой борьбе, требования защищать родину до последней капли крови. И, безусловно, позитивная оценка массового героизма и трудового энтузиазма во время войны и негативная оценка захватчиков, номинируемых как «Ненавистные захватчики», «Коричневая чума», «Проклятый враг», «Немецкий фашизм», «Профессиональные грабители и убийцы».

Способы подачи Примеры
Лозунг «Дать только отличные и хорошие показатели в учебе!» [1, с. 1]. «Все для фронта, все для победы над проклятым врагом!» [1, с. 2].
Рекомендация «Так будьте в битвах тверды, Ведь вы большевики!» (И. Брихничева) [1, с. 20]. «Всюду храбрым будь» (Э. Поч) [1, с. 21].
Требование «...Истребляйте, давите врага, бойцы. Слава Вам, бьющим немцев, защищая народ свой! Разгромим, снесём, уничтожим фашизм! И оставим в истории символ уродства!..» (В. Ходулин) [1, с. 10]. «...Прямой долг наших писателей и художников — раскрыть перед всем миром величие и благородство наших, советских героев фронта и тыла и наряду с этим показать во всей отвратительной и мерзкой очевидности облик врага, несущего нам разорение и гнёт фашизма!» (А. Лавров) [1, с. 11].
Оценка «Война всколыхнула и «вынесла на поверхность» все великие качества советского народа: трудолюбие, бесстрашие, ненависть к врагам отчизны, любовь к Родине и готовность защищать свою свободу до последней капли крови» (А. Лавров) [1, с. 10]. «...К несчастью, среди нас имеется и такая, правда, очень малочисленная группа студентов где царят беззаботные, благодушные настроения. <...> Давно пора им перевоспитать себя, — их первоочередная задача, и прямая обязанность коллектива — помочь им в этом. Или иначе — им не место среди нас, они позорят высокое звание советского студента» (И. Гринева) [1, с. 2].
«Немецкий фашизм своими звериными лапами задушил свободу Европы и потянулся к нашей стране» (Э. Поч) [1, с. 28]. «...В пьесе даны во всём их омерзительном облике изменники народа — Фаюнин, Кокорышкин и другие, недобитые в своё время враги нашей великой Родины. Все эти зверьки, выждав удобный момент, высовывают свои змеиные головки и судорожными усилиями пытаются вернуть безвозвратно потерянное было своё блаженство; и в пьесе замечательно показано, насколько непрочно и шатко положение этих «воскресших» бар и их покровителей — немецких вояк» (А. Лавров) [1, с. 13].

Таким образом, анализ фактологического, образного и нормативного рядов помогает воссоздать достоверный обобщенный облик молодого поколения военного времени.

Важными темами для авторов оказываются патриотизм, подвиг солдата, партизанское движение, помощь на фронте и в тылу, общественно-политическое просвещение и поддержание боевого духа, надежда на победу, верность долгу и чести, страстная жажда жизни, нравственный выбор человека на войне, поиск своего места в жизни, предательство и трусость, насаждаемый фашизмом «новый порядок», противостояние между захватчиками, врагами, и защитниками Отечества.

В условиях военного времени человек становится более собранным, на первый план выходит долг перед родиной, а не личные интересы, формируется негативное отношение к тем, кто избегает участия в трудовой жизни тыла, предпочитая заботу только о собственном комфорте.

В студенческих рассказах Великая Отечественная война раскрывается не только как освободительная, но и как борьба за культурное наследие. Авторы подчеркивают важность не только желания быть полезным своей стране, но и не забывать об учебных успехах. Важными образами становятся, с одной стороны, образ вождя и Красной Армии как защитников и надежды, а с другой — образы предателя и солдата-врага. Характерны мотивы самопожертвования, чувства сплоченности, бесстрашия, презрения к смерти; самым страшным грехом становится предательство и нежелание сражаться за родину. Высоко оцениваются следующие качества: гордость, отвага, доблесть, любовь к родине.

Литература:

1. Заря: сборник студентов ТГПИ. Тула, 1943. 33 с.

2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: «Аспект Пресс», 2001. 240 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: