Сто великих городов мира 23 страница

которых меняется в зависимости от времени года.

Ундур-гэгэн, хоть и не жил в монастыре Их-Хурэ, очень много сделал для его

роста и лично руководил возведением первых храмов. Са-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

СЛАВНЫЙ ГОРОД УЛАН-БАТОР

мым красивым из монастырских построек был храм Великого Спокойствия

Калбы55, который считался личной кумирней Богдо-гэгэна: он был выстроен

рядом с его дворцом и обнесен общей с ним желтой оградой. Этот храм стоял

на главной площади города, сверкая позолотой своей двухъярусной крыши,

сплошь увешанной звенящими на ветру металлическими колокольчиками.

Великолепен был и храм Майдари-сум, крыша которого завершалась

подчеркнуто монгольским куполом, расцвеченным орнаментом «хал-зан», как

верх у степной юрты. В этом храме находилось громадное изваяние Майдари

— монгольское произношение Майтреи, Будды грядущего. Медную статую

Майдари, густо покрытую потом позолотой, отливали в Долоноре, так как

считалось, что туда перенес Ундур-гэгэн свою мастерскую по

художественному литью. Но когда этот бурхан по частям перевезли в Ургу и

установили в деревянном храме, здание стало разрушаться. Ламы

предположили, что Майдари не желает жить в кумирне китайской

архитектуры. Тогда для великой святыни построили храм, стены которого

были сложены из деревянных брусьев и имитировали кладку тибетских

монастырей. Причем, как рассказывают, план и, фасад кумирни начертил

будто бы сам Ундур-гэгэн.

Майдари сидел посреди кумирни под балдахином: ноги его были поджаты, а

руки благословляли. Перед ним стояли бронзовые курильницы и высокие

красные 4-угольные свечи в подсвечниках, а в вазах — искусственные цветы

священного лотоса. Из-под балдахина спускалось много длинных шелковых

полос разного цвета. В верхней части кумирни были устроены хоры, идущие

кругом, а от них шел ход в боковые отделения. Потолка в кумирне не было, и

голова Майдари почти упиралась в крышу купола.

Вначале жителями Урги были в основном бедные монахи-ламы, число которых

достигало 10 000 человек — более половины всего населения. Каждое лето в

городе проводился цам — торжественное праздничное шествие. К

Триумфальным воротам, которые стояли напротив храма Великого

Спокойствия Калбы, вел очень широкий путь. По нему провозили «живого

бога» — Богдо-гэгэна, который один только и мог пройти за эти священные

ворота. По дороге к святыням площади Поклонений подползали богомольцы

со специальными дощечками в руках: они отмечали 100 000 поклонений, что

считалось особым благочестием.

На площадь Поклонений с западной стороны выходили все главные храмы

Урги, а далее следовали храмы врачевания, астрологии и другие. Когда

шествие лам заканчивалось, улицы города вновь погружались в

безжизненную тишину, и тогда можно было встретить только паломников,

переходящих из одной кумирни в другую. Все ламы и монахи давали обет

безбрачия, поэтому женщин здесь никогда не было видно,, кроме старух,

которые заведовали хозяйством лам.

Ранние изображения монгольской столицы сделал петербургский художник А.

Мартынов. Это было в 1806 году, примерно через 30 лет после

55 Калба у ламаистов — столица Шамбалы, «державы света»

того, как город навсегда осел у подножия заповедной горы. В акварелях и

офортах А. Мартынова нет и намека на то, что город еще только начинается:

нет, он был сложен сразу! Четкая планировка кочевого города нашла свое

отражение и в монгольском названии столицы — Их-Хурэ, что означает

«большой круг». Еще с древности кольцо юрт живой крепостью защищало

юрту предводителя от набегов врага в открытой степи. И до нашего времени

сохранилась в монгольской архитектуре традиционная планировка кочевых

городов-ставок

Некоторые исследователи полагали, что Урга была лишь религиозным

центром, жила только религией и религиозными праздниками. Однако со

временем бывшая кочевая ставка главы буддистской церкви превратилась в

главный политический и культурно-религиозный центр страны. Здесь же

развивалась и самобытная монгольская культура, здесь действовали

церковные школы, в которых мальчики с детства обучались монгольской и

тибетской письменности, чтению, религиозным ритуалам и этикету.

Дореволюционная Урга была центром книгоиздания Монголии, здесь

трудились выдающиеся ученые — Дандар-аграмба, Шишэ-габчжи, Ш Дамдин и

другие.

Издали Урга привлекала блестящими на солнце золотыми конусообразными

куполами кумирен и черепичными крышами зданий. Маленькие домики,

разбросанные по всему городу, густо прилеплялись друг к другу. Улицы и

переулки были образованы сплошными кирпичными или глиняными стенами с

калитками в них. Само жилье строилось внутри двора и было закрыто от улиц.

Здесь селились мелкий чиновный люд, крестьяне-бедняки, перебравшиеся в

Ургу в поисках хлеба насущного, и торговцы. Между духовенством и купцами

временами начиналась борьба, так как, согласно ламским законам, торговые

поселения не должны располагаться от монастырей ближе слышимости

человеческого голоса. Когда в начале XIX века торговые лавки и базары

подступили к стенам монастырей, ламы обратились в Пекин с петицией, а

резиденция пятого Богдо-гэгэна даже откочевала с главными храмами в

монастырь, расположенный на северо-западе долины.

Борьба эта привела к обособлению трех частей города: в одной находился

монастырь главы ламаистской церкви, в другой части располагался

монастырь Гандан, где находились храмы и жили монахи, третью часть

составлял торговый район Маймачэн, который жил по своим особым законам.

По вечерам закрывались все его ворота, и не каждый мог попасть в эту часть

города.

Тяжба тянулась несколько десятилетий, а потом ламы уступили.

Впоследствии в Урге появились торговые слободы китайцев, русских,

американцев.

До конца XIX века вид Урги был довольно неприглядным. Русский ученый В.А.

Обручев писал: «Улицы не мощеные, покрытые всякими отбросами, как и

базарная площадь. Население все помои и отбросы выносило на улицу, и

только обилие бродячих собак, игравших роль санитаров, предохраняло

улицы от окончательного загрязнения. Мно-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

жество нищих в грязных лохмотьях, выставлявших напоказ всякие язва и

уродства, бродивших по улицам или сидевших у входа во дворы храмов и

общежитий, составляло также неприятную особенность монгольского

города».

В 1911 году, когда была свергнута власть Цинской династии и образовалось

феодально-теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном, Урга стала

столицей страны. А еще через Шлет части Красной Армии и монгольские

революционные войска изгнали из города барона Унгерна, и в ноябре 1924

года Великий монгольский хурал переименовал город в Улан-Батор —

«Красный Богатырь».

Районы прежней Урги поглотило современное строительство, и атмосфера

старого города сохранилась только в районе бывшего монастыря Гандэн.

Полное его название — Гандэнтэгченлин — Большой Монастырь Полной

Радости. В дореволюционной Монголии было несколько монастырей с таким

названием, но ургинский, где обучались богословию, был известен далеко за

пределами страны. На его факультетах монахи изучали «сущность мудрости»,

и только здесь присуждались ученые звания философам, врачам, астрологам,

заклинателям и т.д.,

Сегодня на окраине Гандэна высится телебашня, и это единственный район в

монгольской столице, где сохранились не только колорит, но и классическая

национальная планировка кочевой столицы «хурэ» — «кругом». Здесь

присутствует привлекательная провинциальная уютность старого деревянно-

войлочного города: за серым частоколом заборов, в чистых дворах, в 1—2

юртах живут городские монголы. Юрты поставлены постоянно, до постройки

здесь многоэтажных домов.

Отдельно в Гандане, за высокой собственной оградой, стоит храм Мижид

Ченрези — последнее буддистское сооружение Монголии. Посвященный

милосердному богу Авалокитешваре (по-монгольски — Ченрези), он является

самым высоким в истории монгольского зодчества храмом, высота его

достигает 42 метров.

Прежде в храме стояла огромная фигура Ченрези, которого всегда

изображали молодым принцем: цвет его тела был бел и чист, как цветок

священного лотоса, голова украшалась диадемой, а руки и ноги —

драгоценными браслетами56. Внутри храмового здания нет потолков, а во

всю его высоту поднимаются колонны из мощных стволов лиственниц,

покрытые красным лаком.

Жители Улан-Батора, как и жители других городов мира, с ревнивой

нежностью относятся к своей столице. Дома, улицы, камни мостовой,

памятники, седые тополя — все дорого сердцу монгола, потому что эти

свидетели минувших событий могут многое рассказать. На одной из окраин

города, например, неприметно расположился старый бревенчатый домик с

большими окнами на солнечной стороне: в нем в 1930-е годы жил поэт Д.

Нацагдорж — основоположник современной монгольской литературы.

Особенно трепетное отношение испытывают монголы к священной горе

Богдо-ула. С нее начинается Улан-Батор, она дорога сердцу каждого, без нее

немыслимо ни прошлое, ни настоящее, ни будущее города. Гору сравнивают с

56 Сейчас этой статуи не существует

СЛАВНЫЙ ГОРОД УЛАН-БАТОР

изумительной ювелирной оправой, без которой не засиял бы ни один

драгоценный камень. В старой Монголии Богдо-ула, после Богдо-гэгэна, была

второй святыней столицы. Обойти ее вокруг или даже объехать верхом, а это

более 100 километров, означало для ламаиста искупить тяжкие грехи.

Древняя легенда рассказывает, что гора спасла Темучина, укрыв его от

врагов. И став Чингисханом, он повелел почитать ее. Монголы верили, что где-

то на вершине горы спрятаны доспехи и оружие великого хана. Во время

маньчжурского правления в Монголии они писали императору в Пекин, что

возле Богдо-улы Чингисхан и родился.

Император, конечно, не поверил в это, но разрешил дважды в год делать

торжественные жертвоприношения и сам присылал богатые дары.

Специальная охрана следила, чтобы никто не охотился в горных лесах и не

рубил здесь деревья. В прежние времена даже запрещалось казнить

преступника в том месте, откуда бы он мог видеть священную гору.

Пожертвований горе было так много, что ламы создали специальное

хозяйство святой Богдо-улы, в табунах которого паслись тысячи подаренных

лошадей.

I

f1

m n

МОНРЕАЛЬ — ГОРОД ВСЕХ СВЯТЫХ

МОНРЕАЛЬ- ГОРОД ВСЕХ СВЯТЫХ

Самый крупный город Канады — Монреаль — является промышленным

центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у

подножия Королевского холма — Мон-Руаяль, от которого и произошло

название города. В месте расположения Монреаля скрещиваются реки

Святого Лаврентия, Оттава и Ришелье, поэтому город является еще и крупным

речным портом, к нему подходит также несколько каналов Железные дороги

Монреаля ведут в Квебек, Портленд, Бостон, Нью-Йорк и многие другие

города.

Монреаль нередко называют «Парижем Северной Америки», и, несмотря на

условность подобных сравнений, название это дано не случайно. Город

заложили французские поселенцы примерно 360 лет назад, и сегодня

французский язык является родным для большинства его жителей.

Французские колонисты первыми из европейцев обосновались на берегах

реки Святого Лаврентия, и на землях, отнятых у индейцев, появилась колония

Новая Франция. Однако вскоре свои колонии создали в Канаде и англичане, со

временем ставшие теснить соперников. Силой оружия они вынудили

французов в 1763 году отказаться от своих владений в Северной Америке: так

французские поселенцы оказались под властью английского генерал-

губернатора.

Нынешний Монреаль является крупнейшим городом не только провинции

Квебек, но и всей Канады. А Квебек — самая большая из десяти провинций

Канады: без малого три Франции могли бы разместиться на

ее территории. В Монреале живет более 3 000 000 человек, каждый со своими

заботами, стремлениями, надеждами, радостями, горестями, мечтами.

Монреаль является и одним из самых старых городов Канады, и потому в нем

сохранилось много исторических памятников и зданий старинной

архитектуры. Например, вокзал самой крупной железнодорожной станции

Виндзор — это здание, врезанное в крутую гору, и потому он напоминает

средневековый замок. Первый этаж южной стороны вокзала находится на

уровне тротуара, однако, чтобы попасть на этот этаж с северной стороны,

пассажиры поднимаются на лифте.

Монреаль отличается от городов США: вместо порой беспорядочно

расставленных прямоугольных коробок торговых и административных зданий,

что типично для американских городов, в центре города высятся солидные

каменные строения с портиками, красивой лепниной и колоннадами. Узкие

горбатые улочки, бесчисленные лавочки сувениров, темные от времени стены,

сплошь увешанные картинами и картинками, на которых запечатлены эти

самые улочки, памятники, старые церкви...

В Монреале много зданий европейского стиля, есть и уменьшенные копии

знаменитых архитектурных памятников мира. Стоит только пересечь в центре

города квадратную рыночную площадь, как оказываешься у входа в

мрачноватое, величественное здание собора Нотр-Дам де Бон Секюр — собор

Милосердной Покровительницы Мадонны. Эта копия Собора Парижской

Богоматери была построена в 1824 году и считается самым древним

сооружением Монреаля. В наши дни собор обновляется на пожертвования

людей, чьи отцы и братья, мужья и сыновья погибли в водах Атлантики. Серые

гранитные глыбы собора будто впитали неизбывную горечь утраты, а

скрепляющий эти глыбы цемент словно замешан на слезах вдов и сирот.

Внутри со стен собора смотрят изображения святых — покровителей всех

плавающих и путешествующих. В нишах Нотр-Дам де Бон Секюр стоят

миниатюрные копии самых разных кораблей: от парусников XV века и

скромных рыбацких лодок до современных океанских лайнеров. По краям

алтаря расставлены видавшие виды адмиралтейские якоря со следами

ржавчины, предметы моряцкого обихода, пропитанные ветрами и солью

разных морей, а притвор украшен гирляндами из рыбацких кухтылей.

Однако время и власть имущие были не особенно благосклонны к старинным

памятникам. Например, кафедральный собор Святого Джеймса, сооруженный

в 1870 году по образу и подобию римского собора Святого Петра,

располагается рядом с бетонными громадинами (в частности, с гостиницей

«Куин Элизабет»), надменно поднявшими свои этажи над куполом храма.

Собор Святого Джеймса, высотой с 8-этажный дом, венчается огромным

куполом, который по высоте своей раза в три превышает само здание. Над

портиком с коринфскими колоннами по всему фасаду собора расположились

статуи святых.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

Близкое соседство с современными небоскребами не пошло собору на пользу,

еще меньше повезло церкви Милосердной Покровительницы Мадонны,

которая просто потерялась в тени мрачноватого здания «Бэнк оф Монреаль»,

бесцеремонно вторгшегося в круг старинных зданий на Пляс д'Арм. Но

согретые дыханием многих поколений камни старого Монреаля гораздо

больше привлекают гостей, нежели зеркальные стекла и бетон деловой части

города — хотя и весьма импозантной, но холодноватой и однообразной, как в

большинстве городов мира.

По той же причине торговая Сен-Катрин, далеко не самая красивая улица

Монреаля, остается самой оживленной и приветливой. Под румянами рекламы

у нее сохранилось свое лицо с неповторимыми морщинками времени. Сотни

улиц разбегаются в разные стороны от невысокой Королевской горы, полтора

десятка мостов повисло над рекой Святого Лаврентия, тысячи домов, более

300 церквей (церковь Святого Георгия, церковь медиевистов и др.) и

бессчетное число часовен и молелен тянутся к небу. Имена святых присвоены

в Монреале улицам и бульварам, площадям и мостам, школам и больницам,

поэтому сами канадцы и говорят, что «Монреаль — это город всех святых».,

КАЛЬКУТТА- САМЫЙ ИНДИЙСКИЙ ГОРОД

Музей королевы Виктории

Калькутта — сравнительно молодой город, ему всего лишь чуть больше 300

лет, а возникновение его связано с деятельностью Ост-Индской компании. В

конце 1687 года Д. Чарноб, служащий компании, получил от правившей в

Дели династии Великих Моголов разрешение основать в деревушке Сутанути,

которая славилась своими ярмарками, торговую факторию. Учреждение

фактории состоялось в 1690 году, который и принято считать датой

официального рождения Калькутты.

Основатель города Д. Чарноб и предположить не мог, какое значение для

Индии будет иметь заложенный им порт. Сам он потом женился на

бенгальской девушке, перенял индийский образ жизни, правил суд под

баньяном и мирно окончил свои дни под его зеленой листвой. Гробница в

старой церквушке Святого Джона — единственная вещественная память об

основателе Калькутты.

Через шесть лет для охраны фактории англичане построили крепость — форт

Уильям, а еще через три года им было даровано право собственности на

земли, где располагалась эта фактория. Ост-Индская компания процветала

здесь до середины XVIII века, а потом ее земли были захвачены правителем

Бенгалии. Однако уже через полгода англичане вернули свои владения, и

Калькутта стала столицей Британской Индии, оставаясь ею до 1911 года.

От английского владычества в Калькутте остался «Мемориал Виктории» —

одна из главных достопримечательностей города. Первый камень

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

в основание мемориала был заложен будущим королем Георгом V в 1906 году,

а все строительство закончилось к 1921 году. Но еще долгие годы

продолжалась отделка мемориала, и четыре его боковых купола были

завершены лишь в 1935-м.

«Мемориал Виктории» окружен небольшим парком с прудами, каналами,

посыпанными ярко-красным песком аллейками и геометрически

подстриженными кустами. На полпути к главному входу посетителей

встречает сама королева, восседающая на бронзовом троне со скипетром в

руке и при всех остальных королевских регалиях. Это одна из немногих

статуй колониального периода, которая сохранилась в Индии после обретения

страной независимости57. Когда-то неподалеку от статуи королевы Виктории

стояла еще одна — вице-короля Индии лорда Керзона. Она была окружена

аллегорическими символами Коммерции, Мира, Сельского хозяйства и Борьбы

с бедностью.

«Виктория-мемориал» высится огромной белой глыбой, обрамленной

изумрудной зеленью лужаек. Символика его прямолинейна без всяких затей:

чистота мрамора символизировала чистоту помыслов Британской империи,

помпезность и размеры сооружения — ее мощь и незыблемость. '

Все роскошные залы мемориала так или иначе посвящены королеве Виктории:

в них выставлено много ее личных вещей — туалеты, стол и кресло, седло,

сбруя ее лошади и т.д. В отдельном зале представлена портретная галерея,

где из тяжелых золоченых рам смотрят на посетителей британские

правители. Здесь же демонстрируется полотно русского художника В.

Верещагина «Въезд принца Уэлльского в Джайпур в 1876 году»: все

путеводители с гордостью сообщают, что это самое большое художественное

полотно в Индии, написанное маслом.

Знаменитый на всю Индию Калькуттский ботанический сад тоже остался от

колониальных времен. Он был заложен в 1786 году на средства Ост-Индской

компании полковником Р. Кидом, который был его первым директором и

хранителем. Сад создавался для изучения индийской флоры, поэтому в нем

представлено около 40 000 видов растений, но главное его чудо и главная

гордость — Великий Баньян, предмет зависти многих ботанических садов.

Великий Баньян — это целая роща, площадь которой равняется примерно 2

гектарам, и она продолжает расширяться. Гуляя в ней, совершенно

забываешь о том, что это — всего одно дерево.

Начало Великого Баньяна традиция относит к 1769 году. Когда его впервые

увидели англичане, это был маленький росток, возле которого в состоянии

медитации сидел отшельник. Через 150 лет его ствол-родоначальник, уже

изъеденный грибком, упал во время циклона, но осталось 600 его «детей».

Сейчас это поистине великое чудо природы: огромные ветки Баньяна растут

параллельно земле, а на высоте нескольких метров тянутся серые веревки

воздушных корней, на которых можно даже покачаться. Врастая в землю, эти

воздушные корни образуют что-

КАЛЬКУТТА - САМЫЙ ИНДИЙСКИЙ ГОРОД

57 В Дели, например, их не осталось совсем короли и губернаторы

громоздятся где-то на окраине индийской столицы — на заброшенном

пустыре.

то вроде эстакад, которые разбегаются в разные стороны: на сегодняшний

день их более 1100.

Главная улица исторической части Калькутты — нескончаемая Чау-ринги,

которая сейчас носит имя Джавахарлала Неру. Когда-то здесь были густые

джунгли, в которых водились тигры и леопарды, медведи и дикие кабаны,

буйволы и олени. В болотах кишели крокодилы, а окрестности оглашались

воем волков и воплями обезьян. Пешеходная дорожка неприметно вилась по

краю зарослей, по ней и шли многочисленные паломники, направляясь в

знаменитый на всю страну храм богини Кали.

Когда здесь высадились англичане, им долгое время было не до

благоустройства города. Только с возведением военного форта Уильям

джунгли потеснились: территория перед фортом была расчищена на

расстояние пушечного выстрела, чтобы никто не мог внезапно атаковать его.

На месте тропы паломников проложили улицу, которая вполне могла бы

соперничать с улицами многих европейских столиц того времени, так как

специально приглашенные из Италии архитекторы застроили ее

великолепными дворцами. В 1859 году это была единственная в Калькутте

широкая улица — просторная, тщательно подметенная, освещаемая газовыми

фонарями.

Второй стороны у улицы Чауринги вовсе нет. Прямо за трамвайной линией

раскинулось поросшее травой поле площадью 2x3 километра — очень

неровное и все в ухабах. В центре его разрослась дубовая роща.

Рассказывают, что рано утром, когда окрестности еще окутаны туманом,

здесь собираются местные «йоги» — но не святые отшельники, а просто

богатые люди. Для дыхательных упражнений нужен чистый воздух, а здесь он

самый чистый в городе.

Калькутта считается самым противоречивым городом Индии. Это целый мир,

который включает в себя все: небоскребы и лачуги, дорогие рестораны и

людей, готовящих себе еду на костре, роскошные отели и спящих на асфальте

бездомных, японские и американские автомобили и рикш... Говоря о

Калькутте, сами бенгальцы утверждают, что все здесь — «самое-самое» и

здесь всего — больше всего: больше, чем в других индийских городах, поэтов

и нищих, дервишей и музыкантов, торговцев и художников...

В Калькутте огромные силуэты современных зданий соседствуют с

викторианскими постройками англичан. Когда-то это был просто западный

город с чисто европейской архитектурой — даже без всякой примеси внешних

традиций. Англичане пытались воспроизвести на земле древней Индии города

доброй старой Англии, и Калькутта стала тем местом, где Запад встретился с

Востоком, причем не в переносном смысле.

На месте старинной деревушки вырос гордый английский город — символ

западной цивилизации, технического прогресса и эстетики. Но Индия

поглотила этот город: особняки английского стиля до неузнаваемости обжиты

временем и людьми, некогда роскошные здания превратились во что-то

невообразимое — в каких-то облупившихся монстров, истлевших и

полуразрушенных не только от неумолимого бега времени,

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

и при этом наскоро заштопанных современными подручными строительными

материалами индийского производства. В Калькутте, например, нередко

можно увидеть великолепный портал с колоннами, которые снизу доверху

обклеены пестрыми плакатами и афишами.

И многотысячная людская толпа кругом: торгующая, едущая на велосипедах,

несущая на своих головах самые разнообразные грузы... Турист может ходить

по улицам Калькутты, лишь глядя себе под ноги, как в горах: стоит отвлечься

лишь на секунду, как тут же угодишь в лужу или наступишь на лежащего

человека, столкнешься с бегущим рикшей или попадешь под машину. Но сами

индийцы, обладающие удивительной пластикой, не только не сталкиваются в

этой многотысячной толпе, но даже не касаются друг друга.

Калькутта — город не для тех, кто ищет обычного туристского отдыха и

развлечений. Здесь надо прожить не один месяц, съесть не один пуд едкого

здешнего перца, чтобы сквозь контрасты богатства и нищеты разглядеть

другие стороны величественного города — многоликого и многорукого, как

его древние боги.

Калькутта — город, посвященный богине Кали, и название его переводится

как «место Кали», «обитель Кали». Изображения Богини смотрят на вас из

каждого магазина и дома, из каждой лавки и мастерской. Самый большой

храм города — Калигхат — это массивный, двухступенчатый столп серовато-

белого цвета (высота его около 10 метров). Сооружен он сравнительно

недавно, в 1809 году, а предыдущий храм находился в полутора километрах

отсюда.

В глубине храма находится алтарь, на котором стоит голова богини Кали: три

кроваво-красных глаза на черном лице, белые зубы и свисающий красный

язык. На шее богини — гир

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

МНОГОЛИКИЙ СИНГАПУР

Главным украшением «Парка тигрового бальзама» стали искусственные

гроты, причудливые скалы и аллеи, образованные подрезанными деревьями.

Мифологические животные и древние герои, группы воинов и целые деревни

с их жителями — все это искусно вылеплено из гипса, раскрашено и

живописно вмонтировано в парковые ансамбли. Бесчисленные беседки и

гроты «Парка тигрового бальзама» заселены персонажами,

воспроизводящими сцены древнекитайской мифологии, фольклора, древних

легенд и конфуцианских хроник. Многие композиции имеют назидательный

смысл: «Чти своих предков, какие бы дела они ни совершали — ты не вправе

судить их». «Молись усердно богам за себя, за своих родителей и своих

предков, и боги услышат твои молитвы».

В одной композиции изображены те, кто не достоин прощения. Дьяволы

терзают грешников, потрошат им внутренности, мелют их жерновами,

распиливают на части, варят в котлах, насаживают на вилы... Корчатся в

нечеловеческих муках грешники, рекой льется их кровь, и довольно

ухмыляется торжествующий дьявол.

Резец скульптора-ваятеля оживил и многие реальные сюжеты, например, в

одной из аллей воспроизведен уголок деревни. <

Кривые, выдолбленные в скале ступени ведут к хижине. К источнику

спускается женщина, чуть дальше крестьяне обрабатывают землю, высоко в

горы забрели овцы, и разгневанный пастух, грозя пальцем, отчитывает

заблудившуюся овцу...

Огромная хищная птица взобралась на скалу, чтобы оттуда выследить

добычу. А вот нищий бродяжка утащил цыпленка, но выскочившие из засады

стражники схватили его. Однако в это время в деревню пришел фокусник, и

собравшийся вокруг него народ забыл о воришке...

Самую многочисленную этническую группу в Сингапуре составляют китайцы,

которые расселились во всех частях города. Особенно сильно заселен

Китайский город, в котором в основном сооружены двухэтажные дома.

Первые этажи таких домов приспособлены под магазины, конторы и

мастерские, а вторые — под жилье. Здесь сохранилось много зданий,

построенных еще 200 лет назад, и сейчас они образуют целые районы с

узкими, кривыми улочками и переулками.

Китайский город обновляется медленно, и его пейзаж во многом сохраняет

свой традиционный вид. Из окон торчат длинные бамбуковые шесты с

подвешенным на них бельем, рядом сушатся лук, чеснок и красный перец.

Вечерами в воздухе слышится смешанная речь на различных китайских




double arrow
Сейчас читают про: