Доказывает

Да Нет

Подсчитайте общее количество утвердительных ответов.

Ответы:

— от 6 до 10 утвердительных ответов: ты часто испытываешь плохое настроение. Повседневные неприятности подавляют тебя. Многие проблемы возникают из-за того, что ты не можешь перебороть плохое настроение. Даже мелкие неурядицы могут вывести тебя из равновесия. Тебе следует подумать, как помочь себе в периоды подавленности;

от 3 до 5 утвердительных ответов: ты не часто испытываешь плохое настроение. И хотя оно овладевает тобой редко, необходимо подумать, как достичь более радостной жизни;

от 0 до 2 утвердительных ответов: ты обладаешь уравновешенным характером. Спокойствие и рассудительность — твои украшения. Но если ты будешь честен сам с собой, то не будешь отрицать того, что тебе приходилось быть печальным.

Затем подискутируйте о том, как пережить плохое настроение. Предложите учащимся описать действия людей, испытывающих неприятности. Ответы могут включать следующее:

—изливают зло на окружающих;

—не желают никого видеть и слышать;

—ищут поддержки у друзей (как Иов);

—грубят;

—молятся (как Даниил);

—острят;

—утрачивают интерес к тому, что раньше привлекало;

—при длительной апатии, перерастающей в депрессию — плохой аппетит или невоздержанность в еде, нарушения сна и т.д.

Обсудите следующий вопрос.

· Как найти правильный выход, когда находишься в плохом настроении?

Ответы могут включать следующее:

—молиться;

—изучать Библию;

—не обращать внимания на настроение;

—послушать музыку;

—пообщаться с друзьями и т.д.

После того, как учащиеся выскажутся, сразу перейдите к изучению Библии, оставив закрытыми вопросы, затронутые в дискуссии.

Библейское повествование

Заранее напишите на отдельных пронумерованных карточках следующие библейские ссылки: Пс.56.8-12 (карточка №1) Пс.51.10,11 (карточка №2), Пс.53.8,9 (карточка №3), Пс.56.1 (карточка №4), Пс.51.1-3 (карточка №5), Пс.53.1,2 (карточка №6).

Предложите учащимся разделиться на 6 групп и выбрать лидера. Вручите по карточке каждой группе (номер группы соответствует номеру карточки).

Дайте задание каждой группе ознакомиться с ссылкой.

Задайте вопрос для групп № 1-3:

· Какое настроение было у Давида, когда он писал этот Псалом? (Радостное, возвышенное).

Задайте вопрос для групп № 4-6:

· После каких событий Давид написал этот Псалом?

(Псалом 56 написан после того, как Давид убежал от Саула в пещеру (ответ группы № 4). Псалом 51 отражает предательство Дойка Идумеянина: он донес Саулу о том, что Давид пришел в дом Ахимелеха (ответ группы № 5). Псалом 53 написал после того, как Зифеи рассказали Саулу о том, что у них скрывается Давид (ответ группы № 6).

Поинтересуйтесь, выполняли ли дома ваши ученики задание 1 — отрывок из 1-й книги Царств (см. урок 2). Спросите, помнят ли они подробности бегства Давида в пещеру Адоламскую, доносов Дойка Идумеянина и Зифеев. Отметьте, что именно эти события побудили Давида написать Псалмы 56, 51,53.

На шести листочках бумаги заранее напишите одинаковые задания (см. образец ниже) и раздайте их лидерам каждой группы. Вместе с заданиями раздайте контурные карты и комплект пронумерованных иллюстраций. (Иллюстрации и карты заранее размножьте по образцу, данному в приложениях №5 и №6. Иллюстрации разрежьте на отдельные карточки. Размножьте контурные карты с названиями городов, не указывая событий, происшедших в них. Не указывайте также стрелочек странствования Давида).

Задание 2

Обсудите, какие события из Щар.21.1-23.21 освещает каждая из шести иллюстраций. Вверху каждой иллюстрации одним предложением опишите то, что изображено на ней.

Ответ.

Иллюстрация I. Давид встречается с Ахимелехом.

Иллюстрация II. Давид берет священные хлебы и меч.

Иллюстрация III. Давид притворяется безумным.

Иллюстрация IV. Давид скрывается в пещере.

Иллюстрация V. Доик говорит Саулу о Давииде.

Иллюстрация VI. Зифеи доносят Саулу о Давиде.

Задание 2

Ответьте на вопрос: в каких городах произошли события, изображенные на иллюстрациях? Перенесите надписи с иллюстраций на карту соответственно городам, в которых происходили события, изображенные на иллюстрациях.

Задание 3

На карте укажите стрелками странствования Давида, о которых повествуется в 1Цар.21.1-23.21.

Дайте время для выполнения этих заданий, затем предложите лидеру группы, справившейся с заданием первой, описать событие, изображенное на иллюстрации I. Затем предлагайте лидерам всех групп поочередно описывать другие иллюстрации. Предложите проверить, правильно ли они определили путь странствования Давида, показав карту из приложения № 5, на которой нанесите сведения, указанные на образце.

Предлагаемый вариант рассказа о странствованиях Давида, описанных в 1Цар.21.1-23.21.

Давид скрывался от царя Саула и поэтому обратился за помощью к священнику Ахимелеху, который жил в Номве (иллюстрация I). Давид попросил хлеба и меч Голиафа Филистимлянина, Ахимелех дал ему священный хлеб, т.к. обычного хлеба у него не было (иллюстрация II). После этого Давид убежал к Анхусу, царю Гефскому. Слуги Анхуса узнали Саула, несмотря на то, что Давид притворился безумным (иллюстрация III). Поэтому Давид был вынужден скрываться в пещере Адоламской. К нему собрались все огорченные душой, притесненные и должники (иллюстрация IV). Давид стал их предводителем. Его родственники были вынуждены скрываться вместе с ним. Для безопасности Давид отправил своих отца и мать в Моав, а сам скрылся в лесу Херет. Доик Идумеянин донес Саулу, что Давид был у Ахимелеха, который помог ему (иллюстрация V). Саул призвал Ахимелеха и других священников к себе в Гиву и вынес им смертельный приговор. Никто из телохранителей Саула не хотел поднять руку на священников Божьих. Только Доик не побоялся сделать это. Он убил восемьдесят пять служителей и, более того, уничтожил всех жителей города Номва. Только Авиафару, внуку Ахимелеха, удалось спастись.

Давиду и его войску удалось спасти жителей Ке-иля от нападения филистимлян. Саул узнал о том, что Давид находится в Кеиле, и захотел прийти в этот город Давиду удалось скрыться в пустыне Зиф. Жители города Зиф пришли к Саулу в Гиву и рассказали о том, где скрывается Давид (иллюстрация VI).

Задайте вопросы:

· Можно ли сравнить обстоятельства и причины, описанные в тесте «Плохое настроение», с обстоятельствами, в которые попадал Давид? (Давид находился в обстоятельствах несравнимо сложных).

Находился ли кто-нибудь из вас в обстоятельствах, хоть немного похожих на обстоятельства Давида: измена друзей; опасность для жизни; неблагодарность людей, которым сделал добро; тревога за судьбу родных? Опишите свои чувства, а также события.

Могли бы вы вспомнить случаи из своей жизни, когда в минуты больших трудностей из ваших уст неслась хвала Богу?

Почему Давид обладал силой славить и хвалить Бога в тяжелейших обстоятельствах?

Ответы учащихся дополните и обобщите.

Люди вокруг нас постоянно выражают недовольство жизнью. Мы часто испытываем ощущение, что у нас чего-то не хватает. Мы не замечаем' даров Божьих. Этому способствует и телевизионная реклама, которая пробуждает в нас недовольство нашей жизнью и не поощряет к благодарности БогуДавид сконцентрировал свое внимание на хорошем. Он хвалил, славил и благодарил Бога за все, что у него было и что он видел. В хвале и благодарности Богу скрыта великая сила. Выражение благодарности Богу при любых жизненных обстоятельствах наделяло Давида силой, которая помогала ему побеждать плохое настроение.

Разучивание золотого стиха

Заранее размножьте приложение №7 и раздайте каждому учащемуся. Предложите найти в Библии Пс.33.2. Объясните, что стих состоит из 11 слов, которые нужно вписать в пронумерованные листочки. 8 листочки под номерами 12 и 13 нужно вписать ссылку.

Практическое применение

Попросите учащихся подумать, есть ли в их жизни причины, по которым они могут хвалить Господа. Предложите им составить свое славословие и вписать его в середину под заголовком «Мое славословие Господу» (приложение №7).

Пение

На этом приложении есть место для текста песни «Сердцем, устами, умом и душой…». Продиктуйте учащимся текст песни, пусть они запишут его в свое приложение. Затем разучите мелодию (приложении №25).

После этого порекомендуйте им записать в дневник золотой стих и следующие мысли: — Даже самые трудные жизненные обстоятельства не дают повода верующим роптать на Бога.

—В хвале и благодарности Богу скрыта великая сила.

—Бог поддерживает тех, кто славит и благодарит Его, несмотря на нелегкую жизнь.

Домашнее задание

Предложите выполнить для выставки задания на выбор.

1. Написать выдержки из дневника Давида для книги «Записки сильных духом».

2. Нарисовать иллюстрации, изображающие события из жизни Давида, для книги «Записки сильных духом».

3. Перефразировать Псалмы Давида — псалмы 8, 22, 38 — в стихотворную форму для сборника со стихами.

4. Нарисовать плакат-панораму «Жизнь Давида» (серия рисунков с надписями из подобранных к ним псалмов, желательно соответствующих тем событиям, которые будут нарисованы).

5. Сделать макет-карту «Странствования Давида». (Например: там, где город Номва, сделать скинию; где Геф — дворец царя Анхуса; где Адолам — пещера и т.д.). Учесть рельеф и сделать его. Можно охватить не только те события, которые описаны в изученном отрывке, но и все остальные, или самые главные в жизни Давида. Подготовьте для демонстрации макета экскурсовода, который сможет красочно описать жизнь Давида и представит макет.

6. Сочинить мелодию для Псалмов 148, 149, 150.

7. Начать читать книгу Псалтырь, делая за метки в своем «Духовном дневнике».

Заключительная молитва

Предложите ученикам совершить молитву благодарения. Дайте возможность помолиться всем желающим.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Тест «Плохое настроение» (для каждого ученика).

3. Приложения №4,25,

4. Приложение №7 (для каждого ученика),

5. Приложения №5,6 (шесть экземпляров).


ЦИКЛ «ЧЕЛОВЕК»

УРОК 4

Тема урока:

СИЛА В БЛИЗОСТИ К БОГУ

Цель урока:

Показать учащимся, что постоянные близкие отношения к Богу обладают огромной преображающей силой.

Библейский источник:

Ин.14.21

Библейская история:

ОТ СЫНА ГРОМОВА — ДО АПОСТОЛА ЛЮБВИ

Золотой стих:

«… кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» — Ин.14.21

Второй план:

Бог исполняет Своей силой не сразу, а постепенно.

Практическая цель:

Привести учащихся к принятию твердого решения прилагать усилия к тому, чтобы ежедневно общаться с Богом.


Приветствие

Приветствуя ребят, поинтересуйтесь, удалось ли им на прошлой неделе победить плохое настроение песней. Заметьте, что Мартин Лютер когда-то сказал: «Дьявол бежит от поющего христианина».

Молитва

Поблагодарите Господа за то, что Он дает силу побеждать искушения и преодолевать любые трудности. Попросите благословения на предстоящий урок, чтобы вместе поразмышлять еще об одном аспекте силы.

Пение

Спойте с учащимися песню «Сердцем, устами, умом и душой» (приложение №25).

Мотивация

Предложите вниманию учащихся примеры из современной жизни.

Вообразите следующие ситуации.

—Вы опаздываете в школу, а ваш брат спрятал кроссовки, не говорит, где они лежат, и к тому же насмехается.

—Вы отдыхаете в христианском лагере. Для уборки столовой ежедневно назначаются дежурные. Сегодня не ваша очередь убирать. Но к вам подходит дежурный — и заставляет вас вынести мусор.

· Как вы отреагируете в этих двух ситуациях?

Выслушайте ответы учащихся и предложите им вспомнить подобные ситуации. После этого обсудите следующие вопросы.

· Часто ли в жизни приходится сталкиваться с людьми, ведущими себя неподобающим образом?

· Часто ли такое поведение наблюдается у христиан? Какую реакцию оно обычно вызывает?

· Правильны ли наши реакции в подобных ситуациях с точки зрения Бога?

· Часто ли у нас хватает силы не раздражаться в ответ и, несмотря ни на что, видеть в человеке не только плохие стороны, но и хорошие?

· Часто ли мы искренне желаем добра не симпатичным нам людям и верим, что в их характере могут произойти перемены?

Не давайте никаких комментариев и практических советов — просто позвольте учащимся задуматься над этими вопросами и высказать свое мнение.

Библейское повествование

Заранее на двух больших листах бумаги начертите одинаковые таблицы с указанными в первой колонке ссылками (см. ниже). Следующие две колонки оставьте незаполненными.

Предложите учащимся разделиться на две команды и выбрать лидеров. Вручите лидерам таблицы. Команда, которая заполнит таблицу первой, победит в соревновании.

В первой колонке таблицы написаны ссылки, по которым следует найти отрывки, описывающие эпизоды из жизни Иоанна, сына Заведеева. Во второй колонке следует описать поведение и черты характера Иоанна, раскрывающиеся в этих отрывках. В третьей колонке следует описать поведение и черты характера Иисуса Христа, отраженные в этих повествованиях.

(Таблица расположена на следующей странице.)

Предложите лидеру победившей команды прочесть то, что написано в таблице. Дополните и подкорректируйте ответ.

Заранее запишите на кассету слова из 1Ин.4.7-11 и после того, как окончится обсуждение таблицы, включите магнитофон. (Если это невозможно, то заранее, на большом листе бумаги, напишите слова из 1Ин.4.7-11).

Таблица будет включать, примерно, следующее:

Ссылки Иоанн Заведеев Иисус Христос
Мк. 3.13-17 прозвище «сын громов» намекает на раздражительность, эмоциональность доверяет Иоанну, несмотря на его неуравновешенный характер и избирает его в число Своих учеников
Мк. 9.33-40 участвует в споре кто больше из учеников Христа, запрещает человеку изгонять бесов (это свидетельствует о тщеславии, высокомерии) не разражается из-за неуместного спора и поступка, а выслушивает и терпеливо учит
Лк. 9.51-56 хочет низвести огонь с неба мстительный, импульсивный) спокойный, владеет собой, умеет переубедить, успокоить
Мф 20.17-28 хочет быть первым в Царстве и с этой просьбой подходит к Иисусу в тот момент, когда Иисус предсказывает Свои страдания (тщеславие, черствость) объясняет, в чем неправы Иоанн и Иаков, не высмеивает их
Мк. 14.32-42 спит, когда его друг и Учитель страдает (равнодушие, духовное бессилие) не осуждает, не обижается, но поясняет о важности молитвы

После прослушивания записи предложите ребятам охарактеризовать человека, написавшего эти строки (имя автора и ссылка в звукозаписи упоминаться не должны). Выслушайте ответы учащихся. Предлагаемая характеристика: человек, написавший эти строки, добродушный, любвеобильный, доброжелательный. Этого человека называли «Апостолом любви».

Возможно, учащиеся знают или догадываются о том, что Иоанн Заведеев написал эти строки, призывающие к любви. Если же не знают, скажите им об этом.

Перескажите историю из жизни Иоанна, сына Заведеева.

Эта история записана в труде древнего историка Евсевия Кесарийского. Иоанн стал епископом церквей в Малой Азии и посетил город Смирну. (Покажите на карте «Страны Средиземноморья в I в. По Р. Х.» Малую Азию и Смирну). Там он познакомился с молодым человеком и помог ему стать христианином. Через некоторое время Иоанн снова прибыл в эту общину и узнал, что юноша познакомился с нехорошими людьми и стал предводителем разбойничьей шайки, занимавшейся грабежами. Как только он узнал об этом, потребовал коня и отправился на поиски юноши. Он умышленно отдал себя в руки разбойников и упросил их разрешить повидаться с их предводителем.

Атаман, увидев Иоанна, испугался так, что пустился бежать. Иоанн бросился вслед за ним, крича ему: «Сын мой! Зачем бежишь от отца своего? Я стар и у меня нет оружия! Сжалься надо мною! Сын мой, не бойся меня!»

Разбойник после этих слов не смог бежать дальше, а упал на землю и зарыдал. Любовь апостола к этому молодому человеку была настолько сильна, что смогла освободить его из плена греха.

Молодой человек бросил оружие и возвратился в общину вместе с апостолом любви — Иоанном.

Задайте вопросы:

· Если судить по данным заполненной вами таблицы о характере Иоанна, подавал ли он большие надежды в будущем стать «апостолом любви»? (Нет).

· В один ли момент произошло это превращение? (Даже будучи избранным учеником Иисуса, Иоанн проявлял неуравновешенность. Его преображение происходило постепенно).

· Благодаря чему изменился характер Иоанна? (Благодаря тесному общению с Иисусом. Иоанн всецело привязался к Иисусу, полюбил Его. Иисус же возлюбил его больше всех учеников и явился ему Сам. Иоанну было открыто Богом много глубочайших истин. По откровению Иисуса он в преклонном возрасте написал последнюю книгу Библии — книгу Откровение. Иоанн не расставался с Иисусом не только тогда, когда Тот жил на земле, но был близок, к Нему и после Его вознесения).

Предложите учащимся прочитать 1Ин.1.3; Отк.1.10.

Разучивание золотого стиха

Запишите текст стиха Ин. 14.21 на доске крупными буквами. Предложите некоторым ученикам прочитать его вслух, а затем всем учащимся переписать его в свой «Духовный дневник».

Практическое применение

Каждый человек мечтает стать лучше. Иоанн изменился, потому что был близок к Иисусу.

Предложите вниманию учащихся вопрос: • Как практически быть близким к Богу?

После того, как все желающие выскажутся, обобщите и дополните их ответы.

Для того, чтобы быть близким к Богу, нужно находить время и место для Него.

Выделите место для молитвы и чтения Библии. Это может быть ваша комната или уголок квартиры, в которой вы живете. Иисус часто уходил для молитвы в пустынные места. Многие христиане любят общаться с Богом на лоне природы: в парке, в лесу, у реки.

Писатель Дон Постема в книге «Место для Бога» писал: «Мы всем назначаем встречи. Может, нам также следует наметить встречу с Богом. Я привык ежедневно писать в своем календаре «7-7.30 — Молитва». Однако я не выполнял этот пункт расписания множество раз. Это был один из пунктов, которые не выполнялись. Сейчас я пишу: «7-7.30 — Бог», Такой пункт не выполнить трудно.

Во время встречи с Богом никто не должен мешать вам. Постарайтесь объяснить своим близким, что в такое-то время вы общаетесь с Богом, и попросите их не тревожить вас.

Заранее приготовьте карточки в форме будильника без стрелок и без слов на ободке (см. рисунок ниже).

Скажите ребятам, что Вы выдадите карточку-памятку в форме будильника всем, кто желает общаться с Богом ежедневно.

Покажите «будильник» и объясните, что эта карточка есть обещание Богу встречаться с Ним в определенное время ежедневно.

Раздайте всем желающим «будильники». Объясните им, что на «будильниках» следует нарисовать стрелочки таким образом, чтобы они показывали выбранное время для встречи с Богом. На ободке «будильника» нужно написать следующие слова:

«С… по… — встреча с Богом».

Порекомендуйте ребятам наклеить «будильники» в свои дневники и побудите их серьезно отнестись к своему обещанию.

Порекомендуйте также все свои размышления, открытия, которые возникнут во время общения с Богом, записывать в дневник. Выдержки из своих дневников они могут переписывать в перекидной календарь (см. раздел «Домашнее задание», №3). Это задание, возможно, побудит их принять решение ежедневно встречаться с Господом и относится к этому с большим интересом.

Предложите учащимся сделать запись в дневнике:

· Бог исполняет Своей силой не сразу, а постепенно.

· Постоянное общение с Богом обладает преображающей силой.

· Чтобы быть близким к Богу, необходимо находить место и время для Него.

Повторение пройденного материала

Предложите учащимся ответить на вопрос:

· Что объединяет Даниила, Иова, Давида, Иоанна? (У Даниила, Иова и Давида были разные судьбы, но они не теряли близости к Богу. Даниил молился, несмотря на царский указ, грозивший смертью. Иов в тяжелое для него время открыто высказывал Богу все то, что лежало у него на душе. Давид, несмотря не десятилетние скитания, не только не терял общения с Богом, он прославлял Его. Иоанн не терял контакт с Богом до глубокой старости).

Предложите также вспомнить золотые стихи прошлых уроков — 1Ин.5.4; Иак.1.12; Пс.33.2. Дайте возможность всем желающим процитировать их.

Закрепление материала

Предложите ученикам снова просмотреть таблицы, заполненные ими, вспомнить библейские истории и рассказы из жизни Иоанна. Объявите конкурс на лучшие вопросы и ответы для интервью с Иоанном. Дайте задание написать вопросы. Определите время на выполнение этого задания. Затем предложите желающим побыть в роли корреспондентов-репортеров, задав свои вопросы. Выберите также учеников, желающих побыть в роли Иоанна, Корреспонденты пусть задают вопросы своим интервьюированным, а остальные ученики будут определять, какие вопросы и какие ответы, по их мнению, лучше. По возможности поощрите участников конкурса призами.

Домашнее задание

Предложите учащимся задание на выбор.

1. Написать выдержки из дневника Иоанна для книги «Записки сильных духом».

2. Нарисовать иллюстрации для книги «Записки сильных духом».

3. Изготовить перекидной календарь с иллюстрациями из жизни Иоанна, с цитатами из его Евангелия, посланий и откровения. Сюда же предложите переписывать мысли из своих дневников, главные мысли уроков, мысли, которые будет посылать Бог во время встречи с Ним.

Спросите, как продвигаются дела по подготовке к выставке, выбраны ли задания, данные в уроке о Давиде. Проведите необходимые консультации.

Заключительная молитва

Предложите одному из учащихся помолиться о том, чтобы Бог помог выполнить всем данные Ему обещания, а также побудил к стремлению общаться с Ним постоянно.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Приложение №25.

3. Две одинаковые таблицы на больших листах бумаги.

4. Магнитофон и кассета с записью 1 Ин.4.7-11 (или лист с текстом).

5. Размноженные рисунки «будильника».

6. Призы для победителей.

7. Карта Средиземноморья.



«ИИСУС ХРИСТОС»

УРОК 5

Тема урока:

СИЛА РЕШИТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

Цель урока:

Показать учащимся, что люди, решительно ответившие на призыв следования за Господом, исполняются силой для совершения великих дел.

Библейский источник:

Лк.5.27-29

Библейская история:

ЕВАНГЕЛИСТ ИЗ МЫТАРЕЙ

Золотой стих:

«… никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» — Лк.9.62

Второй план:

Люди презирают, а Христос доверяет.

Практическая цель:

Побудить учащихся решительно ответить на призыв Христа стать Его последователем.


Приветствие

Приветствуя каждого пришедшего, поинтересуйтесь, какие успехи есть в проведении времени общения с Богом, а также их духовными нуждами.

Молитва

Предложите учащимся выразить вначале свои конкретные благодарности и просьбы Господу, а затем дайте возможность помолиться всем желающим.

Пение

Спойте песню «Есть много дорог…» (приложении №26).

Мотивация

Начните урок вопросом: знаете ли вы, при каких обстоятельствах возникло выражение «сжечь за собой все мосты» и что это выражение означает?

Если никто из учащихся не сможет ответить на этот вопрос, предложите свой вариант ответа.

Страны-колонизаторы захватывали и присваивали острова. К одному острову подплыл корабль с захватчиками. Чтобы быть полностью уверенными в победе, они сожгли корабль, на котором приплыли. Мысль о сожженном корабле придала им силу, и они победили.

«Я сжег за собой мосты», — так говорит человек, который сознательно отрезает себе путь к отступлению (хотя мог бы этого и не делать). Это решение придает уверенность в том, как поступить. Теперь ничто не может помешать в достижении цели. (Например, сын соглашается с отцом, который предлагает вытолкнуть его из лодки для того, чтобы научить плавать).

Библейское повествование

Предложите двум желающим прочесть Лк.5.27-29 и Лк. 14.28-30. Задайте вопрос: существуют ли между этими отрывками противоречия? Попросите обосновать вопрос. Помогите наводящим вопросом:

· Когда чувствуешь призвание следовать за Иисусом, необходимо все обдумать или последовать за Ним немедленно?

Оставьте этот вопрос открытым и предложите для обсуждения следующие вопросы:

· Что вы знаете о Капернауме? (Это не большой город в Галилее на берегу Галилейского озера. В нем была таможня, т. к. город был пограничный. Одна из важных дорог древнего мира проходила через Капернаум: из Дамаска, мимо горы Кормил, вдоль долины Сарон через Газу в Египет. Покажите на карте Палестины упомянутые здесь географические названия).

· Что вы знаете о налогах в Римской империи и о сборщиках налогов (мытарях)?

(Римляне продавали на аукционах право собирать налоги. Купивший такое право, должен был уплатить правительству определенную сумму денег. Все, что он собирал сверх этой суммы, доставалось ему). В то время люди никогда точно не знали, сколько они должны были платить, т.к. ни телевидения, ни радио, ни газет еще не было. Сборщик налогов мог остановить кого угодно, заставить показать груз и потребовать уплатить столько, сколько ему вздумается. Если у человека не было достаточно денег, мытарь предлагал ему деньги под большие проценты. Кроме сбора пошлин на товары, мытари собирали налоги за проезд по большим дорогам, мостам, за въезд в города на рыночные площади, за вьючных животных, за колеса и оси повозок. Мытарей не любили везде, но неприязнь иудеев к ним была гораздо больше, т.к. они являлись избранным народом Божьим. Они признавали только одного Царя — Бога. Т. к. мытарями были в основном иудеи, их презирали за предательство и ставили в один ряд с убийцами, блудницами и грабителями. Им запрещалось входить в синагогу. Мытари богатели, наживая богатство нечестным путем. Один римский писатель упоминает о том, что видел памятник честному мытарю. Это свидетельствует о том, что честность являлась редкостью среди мытарей.

· Почему Иисус избрал Матфея в число Своих учеников?

(— Иисус не презирал людей, а давал им надежду.

Иисус видел готовность Матфея оставить все и последовать за Ним.

Чтобы явить силу Божью, преобразовывающую людей. Матфей был мытарем, а стал

евангелистом.

— Матфей был грамотным человеком, что послужило написанию Евангелия от Матфея).

· Какая черта характера проявилась в Матфее, когда его призвал Иисус? (Решительность. Матфей «сжег за собой все мосты». Он решительно оставил неизмеримо больше, чем кто-либо другой из учеников Христа. Ему, в отличие от Иакова, Иоанна, Петра, было гораздо труднее вернуться к прежней работе, а то и вовсе не возможно, т.к. право на сбор налогов покупалось на аукционе. Матфей решительно ответил на призыв Иисуса и, благодаря этому, исполнился силой для служения).

Вернитесь к вопросу, оставленному открытым:

· Когда чувствуешь призвание следовать за Господом, необходимо все обдумать или последовать за Ним немедленно? (Капернаум был небольшим городом и, без сомнения, Матфей слышал об Иисусе, а, возможно, видел Его и общался с Ним. Но, когда Иисус призвал Его, он, оставив все, немедленно последовал за Ним. Бог дает время подумать. Но в жизни каждого человека наступает время, когда Бог призывает к следованию за Ним. В момент призыва Господа нужно действовать решительно, т.к. время для взвешивания всех «за» и «против» уже прошло).

Практическое применение

Расскажите учащимся о том,. как вы обратились к Господу. Подробно опишите, каким образом Ваша решительность в выборе христианского пути придала Вам силу для служения, а также в противостоянии вредным наклонностям и привычкам. Или, может быть, Вы долго находились в нерешительности прежде, чем посвятить себя Богу? Открыто и искренно поведайте об этом ребятам. Возможно, они чувствуют неполную отдачу Богу и Ваше свидетельство поможет им совершить решительный шаг.

Также предложите тем учащимся, которые обратились к Богу, рассказать о своем обращении.

Если среди ребят есть те, которые не обратились к Богу или не полностью посвятили себя Ему, призовите их к молитве. (При этом не нужно называть их по именам. Не оказывайте давления на них. Сделайте это ненавязчиво). Возможно, многие из них не могут обратиться из-за нерешительности. Мысленно помолитесь за них. Не забывайте делать это всегда.

Разучивание золотого стиха

Предложите учащимся разделиться на две команды для соревнования и выбрать лидеров. Заранее сделайте две копии путаницы из приложения №8. Выдайте лидерам путаницы и по пять разноцветных фломастеров. Следует выделить разными цветами стихи прошлых уроков. Среди них в путанице они найдут и золотой стих этого урока. Команда, которая выполнила задание первой, получает пять баллов.

Затем напишите золотой стих на доске. Предложите учащимся переписать его в дневник и выучить наизусть.

Порекомендуйте ребятам написать в дневник следующие мысли:

· Люди презирают, а Христос доверяет.

· Люди, решительно ответившие на призыв следования за Иисусом, исполняются силой для служения.

Закрепление цикла «Человек»

(Продолжение соревнований)

Заранее приготовьте двенадцать карточек, на которых напишите названия глав «Книги Иова» (приложение №4).

(Карточка 1) Предисловие

(Карточка 2) Главная тема

(Карточка 3) Главный герой

(Карточка 4) Иов о себе

(Карточка 5) Друзья об Иове

(Карточка 6) Бог об Иове

(Карточка 7) Событие на небесах

(Карточка 8) Уничижение Иова

(Карточка 9) Лабиринты отчаяния

(Карточка 10) Победа смирения

(Карточка 11) Бог отвечает Иову

(Карточка 12) Эпилог

Покажите учащимся «Книгу Иова», с которой они уже познакомились на втором уроке.

Разложите карточки на столе надписями вниз и предложите лидерам выбрать по шесть карточек.

Следует по порядку пересказать содержание каждой главы «Книги Иова». За правильный пересказ одной главы команде присуждается пять баллов. Если из всех участников команды никто не сможет пересказать данную главу, это может сделать кто-либо из членов другой команды. В этом случае баллы также засчитываются другой команде.

Дайте возможность учащимся, рисовавшим иллюстрации к «Книге Иова», продемонстрировать свои работы и вклеить их в «Книгу Иова».

Затем предложите следующий конкурс. Заранее на двух листах бумаги напишите тексты с пропущенными словами (см. ниже). Это стихи Дан.1.8; Дан.6.10; Дан.3.17-18. Вручите их лидерам. За каждое правильно вписанное слово присуждается один балл. Пользоваться Библией не разрешается.

«Даниил положил своем не

яствами со стола царского и

, какое пьет, и

потому просил евнухов о том,

чтобы ему»

«… окна же его были открыты

против, и он раза в день преклонял

колена и своему и

Его, как это делал он и того»

«наш, Которому мы,

силен спасти нас от

, и от руки твоей,,

избавит. Если же и того, то да будет

известно тебе,, что мы твоим

не будем, и который ты поставил,».

Объявите конкурс для лидеров. Пригласите их к доске и дайте каждому мел. Объясните условия конкурса. Лидерам необходимо на доске писать букву «И», букву «Д», букву «М» по мере того, как Вы будете зачитывать цитаты из Библии, записанные ниже. Если цитата каким-то образом относится к Иоанну, следует писать букву «И», если к Даниилу — букву «Д», если к Матфею — букву «М». За каждый правильный ответ — 1 балл.

— «Возлюбленные! будем любить друг друга…» (И)

— «… кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим…» (И)

— «Сделай опыт над рабами твоими…» (Д)

— «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение…» (М)

— «… положил в сердце своем не оскверняться…» (Д)

— «… дорогою рассуждали между собою, кто больше» (И)

— «… нарекши им имена Воанергес…» (И)

— «И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (М)

— «… он находил их в десять раз выше всех тайноведцев…» (Д)

— «Господи! хочешь ли, мы сделаем, чтобы огонь сошел с неба…» (И)

Дайте возможность учащимся, писавшим сочинения, рисовавшим иллюстрации и выполнявшим другие задания по темам «Сила в хвале и благодарности» и «Сила в близости к Богу», продемонстрировать свои работы.

Подсчитайте количество очков, заработанных каждой командой. Поздравьте победившую командуй вручите им призы.

Пение

Спойте песню «Прости меня, Боже…» (приложении №27).

Домашнее задание

Предложите учащимся задания на выбор.

1. Написать о своем обращении к Богу для книги «Сильные люди сегодня».

2. Собирать выписки, статьи, рассказы и другой материал о сильных людях нашего времени для книги «Сильные люди сегодня»,

3. Нарисовать иллюстрации к книге «Сильные люди сегодня».

4. Сочинить монолог Матфея, который размышляет о своем призвании, для инсценировки «Призвание Матфея»,

5. Сочинить диалог Матфея и его друга-мытаря, которого он пригласил к себе в гости после того, как решил следовать за Господом, для инсценировки «Призвание мытаря».

6. Написать выдержки из дневника Матфея для книги «Записки сильных духом» или для инсценировки «Призвание Матфея».

7. Подготовить инсценировку «Призвание Матфея».

Заключительная молитва

Призовите учащихся к молитве о том, чтобы Бог воспитал их сильными людьми.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Приложения №26,27.

3. Карта Палестины.

4. Приложения №8 (две копии).

5. Двенадцать карточек с названиями глав из книги Иова (приложение №4).

6. Две копии текста.

7. Призы.

8. Фломастеры.



«ИИСУС ХРИСТОС»

УРОК 6

Тема урока:

СИЛА БОЖЬЯ В НЕМОЩИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

Цель урока:

Показать учащимся, что Иисус Христос дает силу не унывать в нужде и обыденности жизни.

Библейский источник:

Лк. 2 гл.

Библейская история:

МЛАДЕНЕЦ В ЯСЛЯХ И, ДЕТСТВО В НАЗАРЕТЕ

Золотой стих:

«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» — Ис.7.6

Второй план:

Мир держится на тех, кто с готовностью принимает на себя простые обязанности.

Практическая цель:

Пробудить в учащихся чувство благодарности к Иисусу, Который возвысил человеческую незначительность и не позволяет унывать в буднях.


Подготовка помещения

Данный урок планируется проводить в период празднования Рождества. Если возможно, перенесите его на вечернее время, чтобы создать в классе праздничную, необычную атмосферу. В конце урока можно организовать сладкий стол. Позаботьтесь о музыкальных инструментах для сопровождения пения.

Приветствие

Встречая ребят, поздравьте каждого с праздником Рождества, спросите, как идет подготовка рождественской программы в церкви (или как прошли рождественские праздники).

Молитва

Вознесите благодарность Господу за Спасителя мира.

Пение

Спойте все вместе несколько хорошо знакомых вам рождественских песен, попросите музыкально одаренных учащихся исполнить соло или дуэты.

Мотивация

Заранее подберите из разных источников, доступных вам, красочные иллюстрации, репродукции, фотографии, сувениры, даже кулинарные рецепты праздничных блюд, описания различных рождественских обычаев и традиций, которые рассказывают о праздновании Рождества в странах Запада. Ярко, образно прокомментируйте каждый предмет или иллюстрацию. Следите, чтобы это не заняло у вас слишком много времени. Расскажите, например, о том, что празднование Рождества в Германии начинается уже в первых числах декабря. В одну из ночей певцы и музыканты будят весь город и возвещают о том, что с этой ночи начинается ожидание Рождества. На протяжении трех недель до самого Рождества люди делают друг другу маленькие и большие сюрпризы. В этот период сюрпризы можно встретить в самых неожиданных местах: у порога дома, на рабочем столе, в холодильнике, под подушкой и т.д. В других странах, например, просто недопустимо встречать Рождество вне дома, вне круга семьи.

Задайте вопросы:

· Чем отличается празднование Рождества в западных странах и в нашей стране? (У нас не так ярко, не так красиво и т.д.). Скажите о том, что в некоторых странах Запада существует еще один интересный обычай — на праздничных служениях читать, пересказывать наизусть или инсценировать сказание о трех деревьях. Предложите учащемуся с хорошей дикцией прочитать текст этого сказания (приложение №9).

Дайте возможность всем желающим высказать свои впечатления о сказании.

Библейское повествование

Перед началом библейского повествования сделайте небольшое вступление.

Хорошо, когда люди, празднуя Рождество, понимают истинный смысл этого праздника и действительно благодарят Бога за то, что Он послал Спасителя всего человечества и их личного Спасителя. На поздравительных открытках и картинах события Рождества представлены в ярких красках, но много веков назад в обыденной жизни все было намного проще, прозаичнее. Рождественские события, описанные в Новом Завете, с детства хорошо знакомы всем христианам. О них говорят в проповедях, зачитывают стихи из Евангелий на праздничных богослужениях. Проверить же, насколько мы внимательны к тому, что слышим, поможет нам лото «Детство Иисуса».

Заранее приготовьте по образцу, данному в приложении №10, большой лист бумаги (лучше плотной), разделенный на 12 частей. На одной стороне листа напишите библейские тексты с пропущенными словами без указания ссылок и без нумерации карточек, на другой стороне — текст золотого стиха. (Напишите текст точно так, как указано в образце, иначе при выполнении учащимися задания 5 произойдет путаница!)

Разрежьте лист на 12 карточек и раздайте по одной карточке на 1-2 учащихся. Затем предложите учащимся выполнить следующие задания:

Задание 1

Не заглядывая в Библию, вставьте пропущенные слова и ответьте на вопросы. (Предупредите, что вопросы даны не во всех карточках).

Задание 2

Попросите помощи у товарищей, если не можете ответить сами. Все вместе постарайтесь заполнить все карточки.

Задание 3

Найдите самостоятельно в Библии ссылку, где записан данный стих и впишите ее под стихом на карточке. Проверьте, правильно ли вы вписали слова, исправьте ошибки. (При необходимости дайте подсказку: искать нужно у Матфея и Луки).

Задание 4

В углу каждой карточки стоит квадратик. Все вместе просмотрите карточки и поставьте события в той хронологической последовательности, в которой они происходили. Пронумеруйте карточки и сложите их парами, одна пара под другой (1 и 2,3 и 4, и т.д.).

Задание 5

Проверьте, правильно ли вы сложили карточки. Перевернув карточки на другую сторону, вы прочитаете золотой стих урока. Поочередно, начиная с первого номера, переворачивайте карточки. Если правильный текст золотого стиха не получается, значит вы пронумеровали карточки не в правильной хронологической последовательности. Ищите ошибку.

(Если ваш класс состоит из учащихся, недавно начавших посещать воскресную школу, перед тем, как давать задание, разделите их на 3-4 группы. Каждой группе дайте по 3-4 карточки. Пусть каждая группа прочитает Мф. 2 гл. иЛк. 2 гл. и заполнит карточки, а затем вместе выполняют задания 4 и 5).

Разучивание золотого стиха

Предложите ребятам переписать золотой стих в свой «Духовный дневник» и выучить его наизусть.

Пение

Спойте все вместе знакомую рождественскую песню «Младенца дал нам Вечный Бог…» (приложение №28).

Практическое применение

и закрепление

Проведите вопросно-ответное упражнение в устной форме.

· Что нам известно о детстве и юности Иисуса? (Б Евангелии упоминается только эпизод о посещении двенадцатилетним Иисусом храма).

· Не задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: почему такой большой период жизни такого Великого Человека, Богочеловека, прошел тихо, скромно, в безвестности?

· Нашли вы какие-нибудь ответы или объяснения этому?

· В зрелые годы, после 30 лет, Иисус явил Себя сильным в исцелении неизлечимых болезней, в изгнании бесов, в усмирении стихий, даже в воскрешении мертвых. Где же скрывалась Его сила в годы безвестия?

За годы детства и юношества Иисус ничем особым не проявил Себя, Он не сотворил в эти годы ничего сверхъестественного. Жители Назарета были глубоко поражены, когда услышали, что Сын обыкновенного плотника, проживший с ними рядом столько лет, вдруг явил Себя великим чудотворцем. Если же мы посмотрим повнимательнее, хорошо вдумаемся, то и в этих годах молчания сможем увидеть великую силу. Не догадываетесь ли вы, что это за сила? (Дайте возможность учащимся высказать свои предположения. Подскажите, что об одной силе говорится в сказании о трех деревьях). Именно в эти годы проявилась сила Божья в немощи человеческой. Детство и юность Иисуса прошли в бедности. Люди часто преувеличивают значение богатства и преклоняются пред теми, кто им владеет. Но Иисус избрал для Себя обыкновенную долю честной бедности. Он избрал положение, в котором живет и будет всегда жить большинство человечества. Иисус, таким образом, дал надежду бедным.

Детство и юношество Иисуса прошли в труде. У евреев была пословица: «Кто не учит сына ремеслу — воспитывает вора». С раннего возраста еврейские мальчики учились работать, чтобы добывать себе пропитание. Плотники провинциальных городов обычно занимали самое низкое положение и имели очень низкий заработок. Часто в людях мы можем наблюдать любовь к праздности и наклонность считать праздность высшим положением. Умение свалить труд на других сейчас даже в почете. Иисус же показал, что труд есть честное и благородное дело и дает надежду всем, кто трудится честно. Детство и юность Иисуса прошли в скромности и обыденности. Он жил так же, как жили другие дети простых родителей. Очевидно, иумные и веселые игры сопровождали Его детство. Он играл, учился (были школы для шести-семилетних мальчиков во всех городах Палестины), помогал родителям, по субботам ходил в синагогу. Одно из преданий говорит о том, что Иосиф, муж Марии, умер, когда Иисусу было 19 лет. По-видимому, Иисус с ранних лет узнал, что такое ответственность.

Он должен был воспитываться не только в порабощенной земле, но и в самой презираемой области, в самой бесславной долине- этой области. Жизнь его прошла в однообразной обыденности. Мир обычно ценит своих гениев, героев, благодетелей, великих мыслителей и т.д. Но таких всегда было и будет немного. Выдающаяся деятельность, блестящий успех не всегда имеют особое значение. Настоящие сокровища иногда находятся среди незначительных и неизвестных. Мир держится на тех, кто с готовностью принимает на себя простые обязанности. Иисус возвысил человеческую жизнь с ее повседневными обязанностями. В будничных делах мы или завоевываем венец или теряем его.

Предложите учащимся записать приведенные выше три последних предложения в свой «Духовный дневник».

Скажите ребятам о том, что вы приготовили лично для каждого из них особый рождественский подарок.

Для этого заранее, учитывая индивидуальные особенности и нужды ваших учеников, напишите им письма или открытки. Подойдите к этому творчески. Основной темой для ваших пожеланий пусть будет данный урок. Наверняка, в вашем классе найдутся ученики, испытывающие материальные затруднения. Может, смерть или болезнь отца или матери заставила кого-то из них нести огромный груз ответственности. Возможно, кто-то из учеников очень талантлив, но возможности для полной реализации нет. Учеников, живущих в относительном достатке и благополучии, побудите благодарить за это Господа, обратить внимание на бедствующих и оказать им реальную помощь словом или делом. Предложите им некоторые конкретные идеи.

Желательно, чтобы все открытки и письма были оформлены по-разному. Для девочек это могут быть красочные открытки. Хорошо, если они будут изготовлены лично вами. Для мальчиков более приемлем будет стиль делового письма, где вы будете обращаться к ним, как ко взрослым. Предварительно побеседуйте, если это нужно, с некоторыми родителями, чтобы быть более осведомленным о нуждах в семьях. Кому-то нужно будет написать пространное послание, для кто-то стоит ограничиться несколькими емкими предложениями. Помолитесь о том, чтобы Господь дал вам мудрости справиться с этим очень важным заданием. Такие письма дадут возможность учащимся почувствовать вашу искреннюю заинтересованность их судьбой. Вручите свой подарок каждому учащемуся, Затем предложите им подумать над тем, кого из своих родных или знакомых они могут ободрить, подписав им рождественские открытки. Предложите им самим изготовить такие открытки (приложение №21).

1. Дома, готовясь к уроку, переведите с приложения №21 поделку на картон.

2. Все пунктирные линии вырежьте ножом для картона или лезвием.

3. Вырежьте поделку по контуру.

4. С готового шаблона перерисуйте поделку на лист картона по количеству учащихся в классе.

5. Принеся на урок заготовки, раздайте их детям, объясняя как вырезать ножом.

6. Каждому ученику раздайте плотный картон (от коробок) для того, чтоб подложить его под поделки, когда они будут резать поделку ножом. Этот картон называется «рабочий».

Дайте учащимся перерисовать образцы. Если позволяет время, пусть они поработают над текстом поздравлений. Если нет времени, попросите их сделать это в качестве домашнего задания.

Домашнее задание

Изготовить рождественские открытки, подписать их и вручить родным и знакомым.

Задания на выбор для выставки.

1. Используя любой вид художественного творчества, сделать иллюстрации на тему «Детство и юность Иисуса».

2. Сочинить стихотворение «Детство и юность Иисуса».

3. Сделать иллюстрации или макеты к «Сказанию о трех деревьях».

Спросите ребят, выполнили ли они домашнее задание к уроку о Матфее. Скажите, что у них будет возможность продемонстрировать свои работы на следующем уроке.

Заключительная молитва

Предложите учащимся вспомнить поименно своих знакомых, нуждающихся в ободрении. Поблагодарите Господа за то, что Он оставил славу и величие и провел годы детства и юности на земле в бедности и безвестности, за то, что сделал Он это ради нас. Перечислите имена своих знакомых, нуждающихся в помощи и попросите мудрости, как реально ободрить их.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Предметы украшений для класса.

3. Магнитофон (или гитара).

4. Иллюстрации, вырезки о традициях празднования Рождества на Западе.

5. Приложения №9,10,28.

6. Приложение №21 (для каждого учащегося).

7. Поздравление для каждого учащегося.

8. Картон (по количеству учеников в классе).

9. Ножи для бумаги или лезвие.

10. Ножницы.

11. Заготовки на картоне.

12. «Рабочий» картон.



«ИИСУС ХРИСТОС»

УРОК 7

Тема урока:

СИЛА И ВЛАСТЬ ПРАВЕДНОСТИ ИИСУСА

Цель урока:

Показать учащимся, что праведная и благочестивая жизнь дает силу и власть обличать беззаконие.

Библейский источник:

Мк.11.15-17

Библейская история:

ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА

Золотой стих:

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» — Еф.4.26

Второй план:

В мире нет ничего бессильнее виноватой совести.

Практическая цель:

Побудить в учащихся стремление жить праведно и благочестиво перед Богом, чтобы иметь силу бороться с беззаконием.


Приветствие

Приветствуя каждого пришедшего, спросите о том, как идут успехи в ведении «Духовного дневника», появились ли новые идеи о проведении предстоящей выставки. Попросите также поделиться впечатлениями о поздравлении знакомых с праздником Рождества, удалось ли им самим сделать открытки и поделки.

Молитва

Помолитесь об успешном проведении предстоящей выставки и попросите благословения на предстоящий урок.

Повторение прошлого урока

Дайте возможность учащимся, выполнившим задание по уроку 5, продемонстрировать свои работы.

Предложите учащимся разделиться на две команды и проведите соревнование «Золотые фразы и идеи прошлого урока». Напишите это название крупными буквами на доске. В помощь под названием в хаотическом порядке напишите ключевые слова прошлого урока: Галилея, Назарет, Египет, Вифлеем, Младенец, ясли, пастухи, бедность, обыденность, труд, плотник, детство, неизвестность и т.д. Раздайте каждой команде много маленьких листочков бумаги. На каждом листочке нужно будет написать фразу или идею прошлого урока. Больше число баллов наберет та команда, которая напишет большее число не просто фраз, например: «Детство Иисуса прошло в Назарете», но идей, например: «Христос подарил надежду бедным людям». За каждую фразу прошлого урока будет засчитываться один балл. За каждую идею урока будет засчитываться 5 баллов.

Определите время для выполнения этого задания, затем предложите каждой команде зачитать свои фразы и идеи. На некоторых особо интересных идеях вы можете заострить внимание, задав вопрос тем, кто написал их: «Почему ты так думаешь?», «Как ты пришел к такому выводу?» и т.д. Дайте возможность продемонстрировать работы по теме «Сила Божья в немощи человеческой».

Пение

Предложите учащимся разучить песню «Я иду тропинкою…» (приложении №29).

Мотивация

Разделите учащихся на 4 группы. Предложите каждой группе обсудить следующие вопросы:

· Были ли вы когда-нибудь свидетелем проявления гнева?

· По поводу чего чаще всего гневаются люди?

· Испытывали ли вы когда-нибудь сильный гнев и с чем это было связано?

· Имеет ли человек право гневаться?

Эти вопросы вы можете написать на листах бумаги, отставив место для ответов, и раздать каждой команде.

Определите время для выполнения этого задания, затем соберитесь вместе и дайте возможность каждой группе ответить сначала на первый вопрос, затем на второй и т.д. После каждого вопроса предлагайте самим учащимся обобщать ответы, не давайте никаких комментариев.

Библейское повествование

Продолжите обсуждение следующих вопросов:

· Гневается ли Бог?

· Откуда мы знаем, что Бог гневается?

· Можете ли вы привести доказательства того, что Бог гневается?

· Гневался ли Сын Божий?

· По поводу чего Он гневался? Предложите одному из учащихся прочитать

Мк.11.15-17. Спросите, как вы думаете, что испытывал Иисус, кода вошел в храм? Что именно было задето в Его душе и вызвало такой сильный гнев?

Покажите план храма Ирода (приложение №11) и расскажите о его устройстве.

Территория храма охватывала всю вершину горы Сион. Она была окружена высокой стеной длиной от 300 до 400 м, причем с каждой стороны стены имели разную высоту. Перед храмом находился большой двор язычников, в который мог войти каждый, будь то язычник или иудей. По внутреннему краю двора язычников проходила низкая стена, в которую были вделаны таблички, предупреждавшие, что за преступление этой черты язычнику грозит смертная казнь. За низкой стеной находился двор, в который могли входить женщины, хотевшие принести жертву, а также двор израильтян. В этом дворе по великим праздникам собиралась вся церковная община и отсюда люди передавали священникам принесенных и приведенных для жертвоприношения животных. В самом центре находился двор священников. Сам храм стоял во дворе священников. А вся территория со всеми дворами называлась святым местом.

Двор язычников был задуман как место молитвы и подготовки. Но что же там происходило во времена Христа?

Предложите одному из учащихся прочитать вслух факты из приложения №12. Попробуйте все вместе представить себя на месте паломников-язычников, приходящих в храм поклониться живому Богу. Дайте возможность всем желающим описать чувства паломников. Сделайте обобщение.

Паломник, ищущий близости Бога, вдруг оказывается среди шума и гвалта. У торгашей одно стремление — получить как можно больше. Некоторым паломникам приходилось отбиваться от торгашей и так же, как они, яростно ругаться. Звон монет и мычание животных заглушали пение левитов во внутреннем дворе. Иисус недаром назвал этот двор вертепом разбойников. Значение этого выражения было понятно для евреев. Дорога из Иерусалима в Иерихон пользовалась дурной славой из-за разбойников. Эта узкая и извилистая дорога проходила среди горных ущелий. В горах было много пещер, в которых путников поджидали разбойники. И Иисус сказал, как бы: «В храмовых дворах разбойники страшнее, чем на дороге в Иерихон».

Задайте вопрос:

· Как отреагировали окружающие на такие смелые, даже дерзкие, с человеческой точки зрения, действия Иисуса? (Никто не оказал Ему сопротивления, никто не взял Его под арест).

Предложите учащимся снова разделиться на те же четыре группы, в составе которых они обсуждали тему «Гнев» (см. раздел «Мотивация»), Дайте задание каждой группе обсудить следующие вопросы (напишите их на четырех листочках).

· Итак, что же было задето в душе Иисуса? По поводу чего Он так сильно разгневался? (Иисус разгневался из-за того, что бесславилось имя Божье, что избранный народ мешал своим недостойным поведением язычникам приходить к Богу. Гневался Он и из-за того, что открыто грабили бедных людей, попирали их права).

· Когда вы гневаетесь, то всегда ли это происходит из-за того, что кто-то бесславит имя Божье или обижает бедных? (Если мы будем до конца честным перед собой, то признаем, что зачастую наш гнев вспыхивает именно тогда, когда задеты наши права, наше самолюбие. Редко у кого вспыхивает гнев и пробуждается чувство ревности о славе имени Божьего. Например, тогда, когда сверстники во время богослужения ведут переговоры во дворе дома молитвы. А ведь может статься, что человек, в первый раз пришедший послушать о Боге, услышит обрывки этих разговоров и решит для себя больше никогда не приходить на это место. Не воспылает ли тогда гнев Иисуса на тех, кто станет соблазном для других?)

· Почему Иисус имел право так поступить? (Праведность Иисуса давала Ему право так поступить. Увидев нечистоту, Иисус не покинул храм в гневе. Его праведный гнев помог удалить беззаконие из храма. Как мог возразить первосвященник Анна на такие действия Иисуса, если сам был виновен в беззаконии? В мире нет ничего бессильнее виноватой совести).

Дайте время на выполнение этого задания. Затем соберитесь вместе и предоставьте возможность каждой группе представить результаты обсуждений. Пусть каждая группа дополнит ответы другой группы. (Включите ответы, данные выше в скобках, после каждого вопроса задания).

Предложите каждому активному участнику дискуссии, на основании изученного материала, ответить на вопрос, заданный в мотивации: имеет ли человек право гневаться? Ответ может быть следующим. Христианской жизни не чужд гнев, но он должен быть справедливым. Плохое настроение и раздражительность никогда не могут быть оправданы. Гнев эгоистичный и бесконтрольный — грешен и должен быть изгнан из христианской жизни. Но гнев самоотверженный и целеустремленно направленный на служение Христу и нашим собратьям является одной из великих движущих сил мира.

Заметьте, что мир многое потерял бы, если бы в нем не было гневных речей против крепостного права в России и работорговли в Америке, против плохих условий труда в девятнадцатом веке, от которых страдали мужчины, женщины и дети.

Пение

Предложите учащимся спеть песню «Я не хочу полуправды...» (приложении №22).

Разучивание золотого стиха

Предложите ученикам найти золотой стих Еф.4.26 в Библии, прочитать его, а затем по очереди, слово за словом повторить его.

Таким же образом закрепите другие стихи, выученные на прошлых уроках. Пусть каждый скажет по одному слову из текста. Начинать будет ученик, которого вы назначите. Все остальные по очереди называют по одному слову из этого текста. Следующий человек, сидящий рядом, может начать следующий раунд игры, указав место, где в Библии записан другой золотой стих.

Сделайте краткий комментарий к золотому стиху этого урока.

У учеников Пифагора в их обществе существовало правило, согласно которому, если днем они говорили оскорбления друг другу, то еще до захода солнца они, пожимая друг другу руки, восстанавливали мир. Один иудейский раввин молился о том, чтобы ему никогда не пришлось идти спать с горькой мыслью о своем собрате. Чем дальше мы откладываем примирение, тем меньше шансов, что мы вообще когда-нибудь достигнем его.

Закрепление и

практическое применение

Предложите учащимся ответить на вопрос

· В настоящий момент храма в Иерусалиме нет, где же можно совершать поклонение Богу? (В домах молитвы и повсюду, потому что теперь Бог избрал Своим храмом сердца человеческие).

Отметьте, что, к сожалению, в современном мире остается также много причин для справедливого гнева. И очень часто мы совершенно бессильны что-либо изменить. Но посмотрим опять на Христа. Поднимал ли Он когда-нибудь восстание против римского владычества? Призывал ли Он Своих учеников восстать против неправедных священников? Иисус начал с главного — с очищения храма.

Спросите:

· Вы верите в то, что в вашем сердце живет Бог, что лично ваше сердце является храмом Божьим? Подумайте, насколько это ответственно!

· Возникал ли у вас когда-нибудь гнев на то, что творится в вашем сердце?

Прежде, чем начать изменять мир, нужно навести порядок в своем собственном сердце, Изменить мир мы не можем, но в храме своего сердца мы можем многое изменить. Изменив многое в своем сердце, возможно, когда-то мы обретем способность, также как Иисус, смело обличать беззакония. Наши слова обретут власть и силу.

Заранее приготовьте для каждого ученика приложение №13. Раздайте их ученикам.

Прежде, чем приступить к заполнению простых разлинованных строчек, предложите учащимся совершить молитву, с просьбой, чтобы Господь вошел в храм сердца и указал на то, что нужно в нем изменить. Затем предложите заполнить внутреннюю часть сердечка. Изготовьте такое сердечко и для себя. Выполняйте задание вместе с учащимися. Предложите учащимся вырезать сердечки и сложить их, как показано на образце.

Домашнее задание

Предложите учащимся задания на выбор.

1. Написать сочинение на тему: «Если бы Иисус вошел в нашу церковь, что бы Он в ней изменил?»

2. Написать рассказы от лица книжников; учеников Иисуса; паломников, наблюдавших события в храме.

3. Написать выдержки из дневника одного из фарисеев, наблюдавших сцену в храме для книги «Записки сильных духом».

4. Нарисовать иллюстрации на тему «Изгнание торговцев из храма».

Заключительная молитва

В молитве поблагодарите Господа за то, что Он пришел в наш мир и хочет жить в наших сердцах. Попросите прощение за то, что в наших сердечных храмах часто находится место для несправедливого гнева. Попросите Его также продолжить работу по очищению наших сердец.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Доска или бумага, пишущие принадлежности.

3. Много маленьких листочков бумаги.

4. Приложения №11,12,22,29.

5. Приложение №13 (для каждого учащегося).

6. Четыре листа с заданиями для 4 групп.



«ИИСУС ХРИСТОС»

УРОК 8

Тема урока:

СИЛА СЛОВ ИИСУСА

Цель урока:

Показать учащимся, что слова Иисуса всегда обладают глубоким смыслом и силой.

Библейский источник:

Мф.22.15-22

Библейская история:

МУДРЫЕ ОТВЕТЫ ИСКУШАЮЩИМ

Золотой стих:

«Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» — Кол.4.6

Второй план:

За всякое праздное слово люди ответят пред Богом.

Практическая цель:

Помочь учащимся понять силу слов и побудить в них стремление говорить только то, что имеет смысл, вес, соль.


Приветствие

Попросить учащихся продемонстрировать выполненные дома работы. Спросите их, что интересного они записали в свои дневники.

Молитва

Помолитесь вместе с учащимися, выразив Господу благодарности и просьбы. Попросите благословить в подготовке и проведении выставки.

Пение

Повторите песню, выученную на прошлом уроке «Я иду тропинкою…» (приложение №29).

Мотивация

Предложите вниманию учащихся рассказ.

В Южной части Греции, Лаконии, жили спартанцы. Одни люди называли их спартанцами, другие — ла-кониками. Эти люди были очень смелые и вели простой образ жизни. Одним из правил в их среде было всегда говорить кратко, используя только самые необходимые слова. В наши дни часто краткий и точный ответ называют лаконичным. Северной частью Греции, Македонией, управлял король Филипп, который хотел стать главой всей Греции. Он имел большую армию и с успехом, часть за частью, завоевывал территорию Греции. Лакония оказывала сильное сопротивление и оставалась свободной. Когда Филипп подступил к Лаконии, он послал письмо смелым спартанцам В нем было написано: «Если я овладею вашей страной, я сравняю с землей ваш великий город». Через несколько дней Филипп получил ответ, который сломил его мужество. В письме осталось только одно слово: «Если».

Библейское повествование

Отметьте, что слова Иисуса Христа нередко таким же образом обезоруживали даже самых образованны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: