Противопожарные требования к гражданским зданиям

Под гражданскими зданиями подразумеваются жилые дома, гостиницы, театры, музеи, школы и больницы, детские сады и ясли, административные здания, выставочные залы, кинотеатры, клубы, санатории, дома отдыха, столовые, рестораны, магазины, вокзалы, спортивные сооружения и т. д. Многие из этих зданий имеют не только функциональные различия. Их конструктивные и объемно-планировочные решения также значительно отличаются. Например, для театров существуют особые требования на случай вынужденной эвакуации зрителей. Противопожарная защита зрительного зала и сценического комплекса также значительно отличается от противопожарной защиты других гражданских зданий.

Все это учитывают не только при проектировании и строительстве гражданских зданий, но и при их эксплуатации, а также в пожарно-профилактической работе.Рассмотрим кратко конструктивные особенности различных гражданских зданий и специфику противопопарных требований. Жилые дома. Среди разнообразных причин пожаров в жилых домах наиболее характерными являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электронагревательных, газовых и керосиновых приборов, печного отопления, детская шалость с огнем.

Предупреждение пожаров в жилых домах, снижение ущерба от возникающих в них пожаров, исключение тяжелых последствий является одной из важных задач пожарной охраны, а также добровольных пожарных обществ и дружин. Жилые помещения размещают в надземных этажах, а цокольные и подвальные этажи используют для хозяйственных нужд, прокладки водопроводных, канализационных и тепловых коммуникаций. В первых этажах часто размещают магазины, кафе, столовые, детские учреждения, ателье, парикмахерские, аптеки и т. д. Для строительства многоэтажных жилых домов широко используют железобетонные изделия в виде стеновых панелей, плит перекрытий, колонн, перегородок, лестничных маршей. Применение железобетона и других негорючих материалов значительно снижает пожарную опасность жилых домов. Однако нельзя считать, что с бурным развитием огнестойкого строительства пожары в жилых домах являются достоянием истории. Как показывает статистика, более половины всех пожаров все еще происходит в жилых домах.

Чаще всего пожары возникают в подвалах жилых домов, где размещаются хозяйственные сараи, склады. Такие пожары иногда приводят к тяжелым последствиям. В настоящее время из подвалов жилых домов выше трех этажей, в которых размещены хозяйственные сами, предусматривают самостоятельные выходы наружул.При наличии в подвалах котельных особое внимание обращают на соблюдение установленного порядка хранения твердого или жидкого топлива, а также на исправность газоходов и дымовых труб. Если в качестве топлива используют природный газ, то следят за исправностью газопроводов, горелок и предохранительных клапанов, а при использовании жидкого топлива — за исправностью форсунок, наличием инструкций о пожарной безопасности для обслуживающего персонала.

В подвалах жилых домов еще нередко устраивают различные склады горючих материалов, мастерские, что также усугубляет пожарную опасность таких домов. Поэтому при обследовании жилых домов пожарная охрана особое внимание обращает на противопожарное состояние подвальных помещений, добивается постепенного удаления из них хозяйственных сараев и складов горючих материалов, требует, чтобы подвальные помещения были закрытыми и недоступными для посторонних людей. При эксплуатации проверяют исправность электропроводки, предохранителей, светильников, средств тушения пожаров и эвакуационных выходов, следят за тем, чтобы чердачные помещения всегда содержались в чистоте, горючие конструкции крыши были обработаны огнезащитными составами, электрохозяйство поддерживалось в исправном состоянии, проемы в противопожарных стенах защищались противопожарными дверьми, теплоизоляция чердачных перекрытий была негорючей, а дымовые трубы печного отопления были исправны, побелены. Входы в чердачные помещения всегда должны быть закрыты на замки, ключи от которых хранят в строго определенных местах.

При проверке противопожарного состояния жилых домов обращают также внимание на соблюдение правил хранения горючих жидкостей, исправность печей, газовых колонок, проводят беседы с жильцами о правилах вызова по телефону пожарной охраны, а также пользования огнетушителями или внутренним противопожарным водопроводом.

В жилых домах повышенной этажности необходимо следить за исправностью автоматической системы дымоудаления и внутреннего противопожарного водопровода. Основными элементами автоматической противодымной защиты являются пожарные извещатели, управляющее устройство, приводящее в действие систему, и вытяжные шахты. При возникновении пожара в здании срабатывает пожарный извещатель, сигнал поступает в управляющее устройство, которое выдает команду исполнительным органам на открытие соответствующего клапана вытяжной шахты и приемного клапана лифтовой шахты, а также на включение вытяжного и приточного вентиляторов. Кроме автоматического режима работы предусматривают также дистанционный пуск системы с помощью кнопок, расположенных в нишах пожарных кранов, и местных управляющих устройств.

При проверке готовности системы обращают внимание на соответствие фактической и расчетной производительности и давления приточных и вытяжных вентиляторов, герметичность шахт дымоудаления и исправность управляющих устройств. Техническое обслуживание автоматических систем дымоудаления в жилых домах повышенной этажности осуществляют жилищно-эксплуатационные организации. При обнаружении нарушений должностному лицу (руководителю жилищно-эксплуатационной конторы, коменданту, технику-смотрителю) или квартиросъемщику дают конкретные указания о способе их устранения, устанавливают сроки выполнения предложенных мероприятий.

Детские учреждения — ясли, сады, объединенные ясли-сады и детские дома. Здания, как правило, состоят из следующих помещений: групповые комнаты, спальни, изоляторы, залы для музыкальных и физкультурных занятий, веранды, пищеблок, санитарно-технические и административно-хозяйственные.Здания детских учреждений оборудуют водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением и вентиляцией, а также телефоном. Печное отопление допускается как исключение в одноэтажных зданиях. При этом устраивать топочные отверстия в помещениях игральных-столовых, спальнях и умывальнях не разрешается. Топка печей должна заканчиваться до прихода детей, а при круглосуточном пребывании детей — вечером до их сна. Устройство котельных на газовом топливе запрещено.

Детские учреждения находятся под неослабным контролем органов пожарной охраны, особенно сады и ясли с ночными группами пребывания детей. Большое внимание уделяется разработке планов эвакуации детей на случай пожара, в которых приводят планы этажей, пути эвакуации детей, а также обязанности обслуживающего персонала. Порядок эвакуации детей периодически отрабатывают под руководством заведующего детским учреждением. При обследовании детских учреждений особое внимание обращают на умение сотрудников пользоваться огнетушителем и подавать воду от внутреннего пожарного крана, быстро вызвать по телефону или другим способом пожарную часть или добровольную пожарную дружину, а также на бдительность обслуживающего персонала в ночное время.

Пример. Днем в двухэтажном деревянном здании детского санатория от искр из дымовой трубы загорелась кровля. Через 20 мин горели кровля, чердачное перекрытие и одна из трех лестничных клеток. Порывистый ветер разносил искры и головни на другие строения. В здании находилось 105 детей, большая часть на втором этаже. Обслуживающий персонал растерялся, пожар обнаружили поздно, мер к спасению детей не приняли. Прибывшие три пожарных отделения на автоцистернах немедленно приступили к спасательным работам. Руководитель тушения пожара — начальник районной пожарной части — привлек обслуживающий персонал санатория, членов ДПД и население, возглавил работы по эвакуации детей со второго этажа. Детей выводили по двум лестничным клеткам в условиях высокой температуры и сильной задымленности.

Через несколько минут пламя отрезало пути эвакуации по лестничным клеткам. К этому времени со второго этажа было эвакуировано пятьдесят четыре ребенка, оставалось еще семь. Огонь угрожал их жизни. Тогда руководитель тушения пожара изменил план проведения спасательных работ. По его распоряжению детей стали эвакуировать по стационарно установленному к окну второго этажа спускному лотку. Все дети были спасены, а пожар вскоре ликвидирован.

Школы строят, как правило, по типовым проектам вместимостью от 40 до 2000 человек. Состав помещений и их площади определяют на основании расчета загрузки учебных помещений в соответствии с действующими учебными программами. В школах предусматривают учебные классы, лаборатории физики, химии, биологии, кабинеты ручного труда и домоводства, мастерские по обработке дерева и металла, спортивные и актовые залы, столовые и буфеты, библиотеки, киноаппаратные, административно-хозяйственные и другие помещения. Школьные здания строят не выше пяти этажей. Печное отопление школ, школ-интернатов не допускается. В отдельных случаях печное отопление в одноэтажных сельских школах разрешается при количестве учащихся в каждой школе не более 80 человек. В школах-интернатах здания учебного корпуса, общежития, столовой, спортивного зала и т. д. строят отдельно друг от друга и соединяют сетью благоустроенных теплых переходов, обязательно устраивают внутренний противопожарный водопровод.

Наряду с мерами по предупреждению пожара особое внимание уделяют созданию условий, позволяющих быстро эвакуировать детей в случае возникновения пожара. Кровати в спальных комнатах расставляют с разрывом между рядами не менее 1 м. Столы, стулья, прикроватные тумбочки и другой инвентарь спальных комнат располагают так, чтобы они не загромождали выходов из спален.

Все двери основных и запасных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из здания. В период пребывания детей в спальных комнатах двери выходов из них можно запирать только на внутренние, легко открывающиеся задвижки, крючки и другие запоры. Особое внимание уделяют правилам эксплуатации приборов освещения и отопления, имеющихся в спальных комнатах.

Топить печи в спальных комнатах ночью или во время сна детей запрещается. Ни в коем случае недопустимо хотя бы кратковременно хранить на приборах отопления (печах, батареях-радиаторах) горючие предметы: листы бумаги, фотокинопленку, изделия из органического стекла, целлулоид, трикотаж, так как от нагрева они могут загореться. В школьном здании и в общежитиях детей размещают по возрастным группам. Например, учащихся 1—3-го класса размещают в нижних этажах. Из каждого учебного помещения и спальной комнаты делают выходы в коридор. Если в помещении одновременно находится более 25 человек, то предусматривают второй эвакуационный выход. В целом из учебного корпуса или из общежития должно быть не менее двух эвакуационных выходов независимо от числа учащихся.

Обычно производственные мастерские размещают в подвальных помещениях на первом этаже, а иногда в отдельно стоящих зданиях. Пожарная опасность столярных мастерских характеризуется наличием большого количества горючих материалов в виде древесины — сырья и получаемых при ее обработке отходов: стружек, опилок, древесной пыли, щепок, а также готовых изделий. Кроме того, пожарную опасность представляют процессе сушки древесины, приготовления клея, эксплуатация электрифицированного инструмента.

Пример. В коридоре третьего этажа четырехэтажного, III степени огнестойкости здания средней школы загорелся деревянный шкаф с учебными пособиями. Дым быстро распространился по коридорам третьего и четвертого этажей, по лестничным клеткам и через неплотности в дверях стал проникать в учебные классы. Около 8 ч 50 мин пожар был обнаружен учительницей зоологии, которая велела ученикам покинуть класс, а сама побежала сообщить о пожаре по телефону «01», но по растерянности стала звонить по «03» в скорую медицинскую помощь. В связи с тем что в школе не было добровольной пожарной дружины, план эвакуации учащихся на случай пожара разработан плохо, ни разу практически не отрабатывался, преподаватели растерялись, одна из них закричала: «Дети, бегите! Горим!». Все это вызвало неорганизованность, дети стали выпрыгивать из окон третьего этажа, спускаться по водосточной трубе, некоторые из них пытались выбежать наружу по задымленным коридорам и лестничным клеткам. В результате 36 учеников получили травмы и ожоги. Только два преподавателя не растерялись и обеспечили четкую эвакуацию учащихся своих классов.

С получением ЦППС сообщения о пожаре в школу было направлено 15 пожарных отделений. К моменту прибытия первого дежурного караула из окон третьего и четвертого этажей здания школы шел густой дым, в оконных проемах третьего этажа стояли дети и просили о помощи, 20 учеников-десятиклассников находились на карнизе шириной 80 см между третьим и четвертым этажом. РТП успокоил детей, находившихся в опасности. Были немедленно установлены две выдвижные лестницы, по которым из третьего этажа спасено 16 школьников. Внутрь здания направлены 4 спасательные группы, которые из коридоров и классов, а также с карниза вывели еще 56 ребят. Всего из классов на третьем и четвертом этажах эвакуировано 376 школьников. Одновременно были приняты меры к ликвидации пожара.

В школах обязательно разрабатывают план эвакуации учащихся при пожаре и проверяют его реальность проведением учебных тревог. Изучение плана складывается из ознакомления с ним, проверки обязанностей должностных лиц, ответственных за мероприятия, предусмотренные планом, отработки плана при практических занятиях. Условную эвакуацию детей нужно проводить периодически, причем если вначале о такой эвакуации должен знать весь обслуживающий персонал, то после того как он будет ознакомлен с порядком эвакуации, в отдельных случаях следует проводить ее с учетом элементов некоторой неожиданности, однако с таким расчетом, чтобы не вызвать паники. Периодическая эвакуация приучает людей к обычности этой операции, что особенно важно в условиях, когда ее будут проводить в реальной обстановке пожара.

Пионерские лагеря и детские дачи. Каждый пионерский лагерь представляет собой детский городок, состоящий из комплекса зданий и сооружений: спальных корпусов для пионеров старшего и младшего возраста, клуба, столовой, административных зданий, жилых помещений для обслуживающего персонала, хозяйственных, складских и других построек.

Детские дачи предназначены для размещения детей дошкольного возраста (из детских садов-яслей); комплекс используемых ими зданий значительно меньше, чем пионерскими лагерями. Пионерские лагеря, а также детские дачи располагают на обособленной территории, обычно в пригородах, вблизи сельских населенных мест или курортов. Участок пионерского лагеря имеет не менее двух въездов, пригодных для проезда пожарных автомобилей. Здания, в том числе спальные помещения на 80 человек, могут быть одноэтажными IV и V степени огнестойкости. Если в спальных помещениях располагается более 80 человек, то здание предусматривают не ниже III степени огнестойкости и не выше двух этажей. В пионерских лагерях и детских дачах обязательны телефонная связь, огнетушители, щиты с пожарным инвентарем, бочки с водой, звуковая сигнализация, приставные лестницы, запасы воды, пожарный автомобиль или мотопомпа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: