Основные направления развития и типологические характеристики Русской философии

Русская философия

Русская философия предстает как неотъемлемая часть мировой философии, обладая, тем не менее, историческим, содержательным и идейным своеобразием. Такое понимание русского философствования позволяет избежать крайности как акцентирования радикальной оригинальности и полного отличия русской мысли от западной философии, так и крайности подчеркивания ее полной вторичности по отношению к последней. Впрочем, такой подход оправдан при анализе любой национальной традиции философствования.

«Крещение Руси», фреска В.М. Васнецова.

Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси (крещение Руси в 988 г.). Главным источником и проводником философских идей являлась как евангельская литература, так и учения восточных отцов церкви. Христианское мышление радикально изменяет установки языческого мировосприятия. В противоположность натуралистическому пантеизму на первый план выходит напряженное противостояние духа и материи, утверждается идея индивидуальной моральной ответственности.

Памятник «Тысячелетие России». Возведен в Новгороде в 1862 г.

В центре – Рюрик со щитом, слева от него – Владимир Креститель,

держащий в руке крест и попирающий ногой идола Перуна.

(Скульптор М.О. Микешин).

Сложной проблемой является определение специфики средневековой русской философии, ее оригинальности и самостоятельности. Средневековая русская мысль развила глубочайшее «умозрение в красках» (Е.Н. Трубецкой), но не смогла сформулировать такого же уровня мировоззрения в понятиях, характерного, например, для средневековой схоластики в Европе. Тем не менее, период с Х по ХVII века не может быть исключен из изучения русского философствования, ведь именно здесь образовались истоки его своеобразия, основные категориальные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика, что и позволило русской философии достигнуть в ХIХ-ХХ вв. высочайшего расцвета. Ранняя русская философская мысль раскрывала свои идеи не столько в понятийно-категориальной форме, сколько через художественно-пластические образы. Это и сформировало характерное для русской философии в целом тяготение к живому, образному слову, публицистичность, особый интерес к исторической и нравственно-этической проблематике, ее тесное переплетение с художественной литературой, в целом рассредоточенность во всем контексте культуры.

Итак, выделим следующие важнейшие периоды в развитии русского философствования (табл. 29).

Таблица 29.

Периоды русской философии

Периоды Хронология Направления и представители Характерные черты философии
1. Русская философия эпохи средневековья ХI-XVII вв. Митрополит Илларион; учения стяжателей (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорский); исихазм: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый. Неразрывная связь с литературой и религией; Значимость внерациональных форм познания (интуиции и др.); Значимость нравственной оценки социальных событий; Интерес к обществу и человеку; Ориентация на постижение не только истины (теоретически верный образ мира), но правды (нравственные основания жизни, духовная сущность бытия); Философствование в форме спора, диалога; Утверждение самобытности русской мысли; Представление о богоизбранности России, о ее мистической миссии спасения человечества как проявление утопического сознания; Патриотическая ориентация; Антропологическая, историософская ориентация; Критические оценки бездуховности цивилизации Запада, но в то же время, идея необходимости изучения и использования опыта Запада; Стремление к общечеловеческим началам в философии и социальной мысли: «принадлежа к известной народности, он [человек] живет жизнью человечества» (Чичерин);
2. Русская философия эпохи Просвещения XVII- XVIII вв. Ф.Прокопович; вольтерьянство; М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.И.Галич; мистическое направление (П.Величковский, Г.С. Сковорода); масонство
3. Формирование русского национального философствования пер. пол. XIX в. Чаадаев П.Я.; славянофилы: И.В. Киреевский (1806-1856), А.С.Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф.Самарин (1819-1876), И.С. Аксаков, А.И.Кошелев, П.Киреевский, Д.А. Валуев, Ф.Чижов, Н.Я.Данилевский (1822-1885), Н.Н.Страхов (1828-1896); западники: В.Г.Белинский (1811-1848), Н.П.Огарев, А.И.Герцен (1812-1870), М.А.Бакунин (1814-1876), В.П.Боткин, П. Анненков, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин (1818-1885); материалисты: Н.Г.Чернышевский (1828-1889) позитивисты: П.Л.Лавров (1823-1900); русская литературная философия: Ф.М.Достоевский (1821-1881), Л.Н.Толстой (1828-1910); русский идеализм: П.Д.Юркевич (1827-1874), Б.Н.Чичерин (1828-1904), А.А.Козлов (1831-1900).
4. Русская философия втор. пол. XIX в. – XX в. втор. пол. XIX в. – XX в. Русская идеалистическая философия: В.С.Соловьев (1853-1900), К.Н.Леонтьев (1831-1891), С.Н.Трубецкой (1862-1905), Е.Н.Трубецкой (1863-1920), Д.С.Мережковский (1865-1941), В.В.Розанов (1856-1919), С.Н.Булгаков (1871-1944), Н.А.Бердяев (1874-1948), С.Л.Франк (1877-1950), Л.И.Шестов (1866-1938), Н.О. Лосский (1870-1965), П.А.Флоренский (1882-1937), Л.П.Карсавин (1882-1952), И.А.Ильин (1883-1954), А.Ф.Лосев (1893-1988); русский марксизм: Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924); анархизм: М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин; русский космизм: Н.Ф.Федоров (1828-1903), В.С.Соловьев, А.Н.Бердяев (1857-1935), С.Н.Булгаков (1871-1944), П.А.Флоренский (1882-1943), К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский (1863-1945), Н.Г.Холодный (1882-1953), А.Л.Чижевский (1897-1969), Н.А.Умов (1846-1915).

Первый древнерусский философ – киевский митрополит Илларион (XI в.) пишет «Слово о законе и благодати» (между 1037 и 1050 гг). В «Слове» кроме глубоких философско-исторических размышлений о предназначении русского народа в общемировом движении к божественному «свету», содержится важная для русской философии идея противопоставления «благодати» (христианской благой вести) «закону», погруженному в суету земных страстей и чуждому представлению о высшем благе. Кроме «Слова о законе и благодати» - первого сочинения по философии истории, известно «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.) – первый трактат, посвященный гносеологическим проблемам.

Для русской средневековой философии XVI в. характерно столкновение рационалистической и иррационалистической интерпретаций христианства. Так, известно, например, идейно-политическое противоборство нестяжателей (Нил Сорский, около 1433-1508 гг.) и иосифлян (Иосиф Волоцкий, 1439/1440-1515 гг.). Внешним поводом для спора было отношение к монастырской собственности, но, по существу, столкнулись два религиозных замысла – замысел социально-политического служения, предполагающий сведение веры к благочинию и начетничеству (иосифляне), и замысел внутреннего, духовного творчества на основе личностного диалога с Богом (нестяжатели). В последнем случае значительную роль сыграл исихазм с характерным для него этико-аскетическим учением о мистико-символическом пути человека к Богу. В итоге победило иосифлянство, что способствовало укреплению в России ситуации духовной косности и неподвижности, идейно-политического тоталитаризма, подавления духовной свободы творчества. Указанное столкновение определило такую черту русского философствования как его тесную связь с социально-политическими идеями.

В нач. XVI в. возникает концепция «Москва - третий Рим», изложенная монахом Филофеем в «Послании к князю Василию 3». В этой концепции получила дальнейшее развитие возникшая еще у митрополита Илариона идея об особой миссии России. Здесь утверждалось, что высшее призвание светской власти – сохранение православного христианства как единственно подлинного учения. Пали первые два Рима: в V в. погиб под натиском варваров «Старый Рим» как первый центр христианского учения, а в XV в. под натиском турок пал «Новый» или «второй Рим» - Константинополь. Старец Филофей объяснял, что два первых «Рима» погибли из-за Божьей кары за измену истинной вере – православию. Москва как преемница идей христианства - это «третий Рим», а четвертому не быть. Итак, уже в древнерусской мысли формируется так называемая «русская идея» - идея особой судьбы и особого предназначения Руси, которой и суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации, способной объединить всех в единое целое на основе христианства.

Новые тенденции в развитии философии в России связаны с реформами Петра Великого (XVIII в.). Первая половина XVIII века связана с творчеством Феофана Прокоповича (1681-1736), ориентированного на рационалистическую интерпретацию как богословия, так и философии. Это определило то, что XVIII в. не только стал периодом формирования русской секулярной культуры, но также заложил все последующие противоречия социально-политического и духовного развития России.

Для второй половины XVIII в. характерно широкое освоение западной философии Нового времени, формирование русского философского языка, становление различных типов и традиций философствования. Особое значение имело усвоение идей европейского Просвещения. Возникает и развивается так называемое «вольтерьянство», соответствующее критическому духу эпохи. «Вольтерьянство» стало одним из источников русского радикализма и нигилизма XIX- XX вв.

Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую национальную идеологию, опиравшуюся на идеи гуманизма, научности, образованности (М.В. Ломоносов (1711-1765), Н.И. Новиков (1744-1818)). Сюда же примыкают антропологические учения А.Н.Радищева (1749-1802) и, несколько позднее, А.И. Галича (1783-1848). Именно с этих пор антропологизм становится фундаментальной чертой русской философии. Так, важнейшая книга А.Радищева называется «О человеке, его смертности и бессмертии» (написана в ссылке). В русле просветительского рационализма в этой работе рассматриваются аргументы в пользу смертности и бессмертия. Читатель сам может выбрать ту точку зрения, которая покажется ему наиболее убедительной. О выборе самого Радищева можно судить по выводу, что «вечность не есть мечта».

Бюст М.В. Ломоносова. Скульптор Ф.И. Шубин, 1792 г.

Музей М.В. Ломоносова, Санкт-Петербург.

Одновременно развиваетсяи мистическая традиция (П. Величковский, 1722–1794 гг.; Г.С. Сковорода, 1722–1794), а также традиция масонства, отвергающие односторонний интеллектуализм просветительства и выражающие поворот русского философствования к личностному поиску сокровенного смысла жизни.

Время рождения русской национальной философии как особого типа философствования – первая половина XIX в. В этот период русская философия, начиная с П.Я. Чаадаева (1792–1856), решительно заявляет о себе как философия истории, в центре которой - проблема «Россия – Запад». Причем эта проблема формулируется именно как религиозно-метафизическая проблема, связанная с новыми онтологическими и гносеологическими построениями.

Главной темой основного философского произведения П.Я. Чаадаева – «Писем о философии истории» или «Философических писем» (написаны в 1829-1831гг. и опубликованы в журнале «Телескоп» в 1836г.) оказываются размышления по поводу исторического предназначения России. Русский философ и публицист писал о духовном застое, косности России в осознании своей исторической миссии. Эти идеи были встречены негативно и в кругах просвещенной публики, охваченной патриотическим порывом после победы над Наполеоном, и российскими властями. Автор «Философических писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, П.Я. Чаадаев писал в работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще предстоит решить большую часть проблем социального порядка, найти ответы на множество важнейших вопросов.

Славянофилы и западники

В XIX–XX вв. идеи П.Я. Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами (табл. 30).

Таблица 30.

Славянофилы и западники русской философии

Течение общественной жизни Хронология Представители Основные идеи
ЗАПАДНИЧЕСТВО 40-60-е гг. XIX в. Н.Станкевич, М.Бакунин, Т.Грановский П.Анненков, К.Кавелин А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский
  • Критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;
  • идея социально-экономического реформирования по западному образцу;
  • утверждение необходимости усвоения европейской науки;
  • подчеркивание просвещения как средства социальных преобразований;
  • высокая оценка реформ Петра 1.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО конец 30-х - начало 60-х гг. XIX в. А.Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ю.Самарин, И. Аксаков, А. Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев, Ф.Чижов, Н.Данилевский, Н. Страхов
  • утверждение самобытности России, ее духовного и социального уклада;
  • обоснование особой миссии России во всемирной истории;
  • идеализация патриархальных начал русской жизни в триаде «Православие-Самодержавие-Народность».

Западничество (европейство) как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60 гг. XIX в. как противостоящее идеологии славянофильства. Основные идеи западничества развивались в кружках Н. Станкевича (П.Анненков, М.Бакунин, Т.Грановский) и А.Герцена – Н.Огарева.

Обсуждение проблем религии и вопросов о методах российских реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления (см. табл. 31).

Таблица 31.

Направления западничества Представители Идеи
Либеральное П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин Отстаивали догмат о бессмертии души; отвергали революционные методы реформ.
Революционно-демократическое А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский Трактовали сущность души с позиций атеизма и материализма; выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма.

Славянофильство (славянолюбие) как религиозно- философское течение русской общественной жизни оформилось в конце 30-х-начале 60-х гг. XIX в. В его основе лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Среди главных представителей славянофильства можно назвать:

· «старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);

· «младшие» славянофилы (И. Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев, Ф.Чижов);

· «поздние» славянофилы (Н.Данилевский, Н.Страхов).

Структурообразующим принципом философии славянофилов является учение о целостности духа как фундаментального принципа бытия, познания, этики взаимоотношений между людьми, основы достижения с помощью верующего разума и любовного делания синтетического живого знания, которое и должно лечь в основу как индивидуального мировоззрения, так и общественного строя. Интегральным выражением данного учения является понятие соборности, понимаемой и как всеобщий метафизический принцип бытия, и как принцип социальной организации.

Для славянофилов характерна недооценка политико-правовых форм регулирования поведения. Более того, слабость правовых форм рассматривалась как преимущество русского общества, отличающее его от западного как излишне рационалистического. Россия же обладала духовной защитой в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность. Старшие славянофилы (были гонимы и царскими властями, и представителями церкви) трактовали эту триаду в духе идеализации патриархальных начал русской жизни: Православие (истинное первичное христианство, соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти; царь – добровольный грешник, у него нет права на власть, но он возлагает ее на себя как тяготу); Народность (православная община, солидарность и нравственность, национальный уклад жизни). Именно развитие этих качеств дает России возможность не только избежать социальных катаклизмов, характерных для Запада, но и выработать свой путь преодоления внутренних проблем.

Одним из направлений философской мысли первой пол. XIX в. является материализм (Н.Г. Чернышевский), основой которого была как диалектика Г.Гегеля, так и учения Л.Фейербаха и К.Маркса. Для взглядов Н.Г.Чернышевского характерно представление о природе как материальной, никем не сотворенной, находящейся в состоянии непрерывного развития. Человек – это материальное существо. Этические представления Н.Г.Чернышевского можно охарактеризовать как «разумный эгоизм». Наилучшей формой общественного устройства Н.Г.Чернышевский считал социализм.

Действительно оригинальное и плодотворное направление русской философии второй пол. XIX представлено идеалистической философией. Ее основными представителями являются: В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Н.Н.Страхов, Б.Н.Чичерин, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой и др.

Ключевое место в этом процессе, конечно, принадлежит метафизике всеединства великого русского мыслителя Владимира Соловьева, творчество которого является истоком философии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и др. Именно В. Соловьев создал первую русскую категориально-понятийную систему, не сводимую к какой-либо одной традиции, систему, ставшую опознавательным знаком именно русского философствования. Настоящим предметом метафизики, считает мыслитель, является не бытие, но сущее (Абсолют, Бог), которому бытие принадлежит. Бытие относительно, сущее (сверхсущее) абсолютно, оно выше любых признаков и определений, представляя собой положительное ничто, поскольку не есть что-нибудь, а все, поскольку не может быть лишено чего-нибудь, оно есть положительная возможность, сила и мощь бытия. В этом ключе В.Соловьев разрабатывает понятие положительного всеединства, учение о котором выступило ведущей линией русского философствования. Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции. Онтологическая основа всеединства - божественная Троица, обнаруживающая связь со всеми божественными творениями, а главное – с человеком, так как всеединство предполагает, прежде всего, единство Творца и творения.

Гносеологическим коррелятом концепции всеединства предстает теория цельного знания, направленная против сведения познавательных потенций человека только к его рациональной сфере. Цельное знание представляет собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей знания:

· Эмпирического (научного),

· Рационального (философского),

· Мистического (созерцательно-религиозного).

В качестве необходимой предпосылки цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала – Бога. Эмпирическое знание, источником которого является опыт, способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений. Рациональное знание, источником которого выступает рассудок, способно уже раскрыть особенности самого мышления, связь понятий. Однако истина не постижима ни эмпирическим, ни рациональным путем - она постигается лишь посредством непосредственного созерцания, интуиции, основой которой является вера.

Сущее невозможно постичь ни чувствами, ни разумом, которые открывают только одну из его граней. Абсолют можно познать только с помощью внутреннего мистического опыта, «интуитивного постижения» бесконечного содержания внутреннего опыта. Такой опыт всегда есть погружение в глубину собственного «я» человека, ведь индивидуальное «я» - это конкретное проявление Абсолюта. То, что было воспринято в мистическом акте интуитивного «схватывания», благодаря вере, в дальнейшем может быть осмыслено при помощи разума.

Особое место в философии всеединства занимает учение В. Соловьева о Софии, божественной премудрости, ставшее основой софиологического направления русской философии (С.Булгаков, П.Флоренский, Л.Карсавин и др.), а также ведущей темой символической поэзии (А. Блок, А.Белый). Именно София - единство, все в себе заключающее - является началом, объединяющим и сотворенный мир, и Абсолют. София, выступающая и как непосредственное воплощение Абсолюта в мире и одновременно как образ идеального человека, оказывается реальной опорой субъекта в преодолении хаоса сотворенного мира.

Метафизика и гносеология В. Соловьева неразрывно связаны с его антропологическими, этическими, социально-философскими построениями. Космический процесс с рождением человека переходит в исторический, где всеединство предстает уже как социальный идеал, смысл истории. Соответственно история представляет собой богочеловеческий процесс воплощения Божества и обожения человека, богодействие. Стремясь найти средства реализации данного идеала, В. Соловьев в 80-е гг. XIX вв. разрабатывает теократическую утопию, полагая, что единство человечества будет обеспечено всемирной теократией (воссоединением церквей).

Русский космизм, сложившийся в России в конце XIX – нач. XX вв., выступает в качестве оригинального духовно-теоретического феномена. Центрообразующей идеей представителей русского космизма можно назвать идею активной эволюции (лат. evolutio - развертывание), которая предполагает необходимость нового сознательного этапа развития мира, направляемого человечеством в сторону, которая диктуется ему не только разумом, но и нравственным чувством. Под космизмом часто понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Однако в качестве концептуальной системы космизм формируется именно в философской традиции, что предполагает выделение двух направлений русского космизма:

· Религиозное направление, связанное с именами Н.Ф.Федорова, В.Ф.Одоевского. В философском наследии русской религиозной философии (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С.Н.Булгаков, П. А. Флоренский) также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. И именно здесь разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, как указывает Н.Бердяев, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».

· Естественнонаучное направление русского космизма связано с именами В. И.Вернадского, Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного, В.Н.Муравьева. Это направление характеризует рассмотрение природного (космического), антропологического и социального в рамках единого коэволюционного процесса (табл. 32).

Таблица 32.

Русский космизм

Направления русского космизма Представители Инвариантные философские идеи
Религиозное Н.Ф.Федоров, В.Ф.Одоевский В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский 1) Идея единства макро- и микрокосма (идея всеединства в учении В.Соловьева, учение В.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предполагающее глобальное единство живого и косного вещества природы); 2) Идея несовершенства мира и человека,что допускает данную Творцом или природой возможность человеческого участия в гармонизации и совершенствовании мироздания; 4) Идея внутренней активности человека,выраженной в образе человека-космоурга, художника мира; 5) Представление об идеальном общественном устройстве.
Естественнонаучное В.И.Вернадский, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный, В.Н.Муравьев

Если первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в процессе обожения природы, то второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу.

Родоначальником религиозной версии русского космизма считается Н.Ф.Федоров (1828–1903) и его «Философия общего дела» (т.1-2, 1906–13). Философия Федорова основывается на представлении о том, что стремление к порождению разума и «разумность» уже заложено в основе эволюционного развития, и в разумных человеческих существах оно достигает своей реализации. В ходе Разумной эволюции цивилизации и культуры возникает задача регуляции природных процессов, где большое значение Н.Федоров придает развитию науки и техники. Целенаправленное преобразование космоса и есть «общее дело» человечества. В процессе этого эволюционного движения произойдет и перестройка всего человеческого организма. Возникнет возможность преодолеть главное зло – смерть. Здесь философ рассуждает не только о достижении бессмертия ныне живущими, но и о воскрешении уже умерших («воскрешении отцов»).

Апокалипсическому завершению человеческой истории Н.Ф.Федоров противопоставляет идею всеобщего спасения. Причем основы для воплощения Царства Небесного должны быть заложены еще на земле благодаря разумной деятельности людей.

Человек в русском космизме наделяется особым статусом, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным. У Н.А.Умова возникает термин homo sapiens explorans - человек разумный исследующий, у В.Муравьева - homo creator – человек творящий, у В.Вернадского - homo faber – человек умелый. В рамках космизма человек выступает как «устроитель и организатор вселенной» (В.Соловьев). Перед ним, по словам В.Вернадского, ставится «вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». В контексте развиваемой космистами антропологии предполагается и определенный идеал общественного устройства: общество по типу психократии (Н.Федоров), теократии (В.Соловьев), осуществление пневматосферы (П.Флоренский), антропосферы (Н.Холодный), ноосферы (В.Вернадский).

Особое место в когорте русских мыслителей первой половины XX века занимает В.И.Вернадский (1863-1945), соединивший естественнонаучные исследования с философским пафосом русской культуры.

Вот как характеризует теоретическую деятельность В.И.Вернадского один из ведущих специалистов в области русской философии А.И.Новиков:

«В.И. Вернадский, следуя традициям русской философской мысли (Ломоносов, Герцен, Тимирязев и др.) был убежден, что влияние философской мысли на развитие естественных наук и наук о человеке чрезвычайно велико. Он писал о том, что ученый, подойдя к крупным научным обобщениям, неизбежно встречается с философскими понятиями и должен считаться с достижениями философской мысли. В то же время и философ, замечал Вернадский, неизбежно опирается на научные факты, обобщения, гипотезы. Но для такого взаимопроникновения философии и науки необходимо многообразие философских идей.

В отличие от большинства «официальных» философов, он придавал особое значение истории философии, справедливо считая ее школой человеческой мысли. Особое значение придавал он истории философской мысли всех времен и народов — и русской, и западноевропейской, и восточной — индийской и китайской.

Он утверждал непрерывное развитие и многообразие философских систем. Та­кие крупные философские системы, как учения Фомы Аквинского, Гегеля, Маркса, должны рассматриваться не как застывшие, а как дающие начало новым философским знаниям.

В. И. Вернадский был подлинным русским философом, чье философское творчество основывалось на глубоком проникновении в сущность мировых процессов и не укладывалось в узкие рамки отвлеченных рассуждений философов того времени. Он не просто рассуждал о диалектике, о ее законах (развитие, борьба противоречий, взаимосвязь количества и качества), но был как бы погружен в диа­лектику реальных процессов взаимосвязи человека, земли, космоса.

Разрабатывая новую картину мира, Вернадский привлек данные геохимии, геологии, астрономии, биологии, антропологии. Этого ученого-философа, подлинного энциклопедиста двадцатого века- по праву ставят в один ряд с Ньютоном, Дарвином, Ломоносовым, Эйнштейном. Вернадский творчески продолжил и развил традиции русского космизма.

Центральная идея научно-философских поисков Вернадского — учение о ноосфере (ноос — ум, разум по-древнегречески). Это учение было изложено в книге Вернадского «Биосфера» (1926 г.), а также в многочисленных статьях, обобщенных в работе «Философские мысли натуралиста». Он показал, что кроме литосферы — верхней части земной коры, атмосферы существует и биосфера, то есть среда «живого вещества» во всех ее проявлениях в океанах и на суше. Между биосферой и косной, безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен — движение атомов.

Эта картина мира продолжает идеи Ломоносова, Федорова, русской фи­лософской поэзии Тютчева и Фета, как бы взглянувших на Землю извне, из Космоса.

Научная мысль человека, коллективный разум и коллективный труд всего человечества приводят к тому, что биосфера переходит в новое состояние - ноосферу. Цивилизация - результат мысли и труда людей - не может прерваться или уничтожиться, это уже природное явление, оно образует ноосферу. Поэтому человечество должно осознавать себя в общепланетарном масштабе и беречь биосферу - свой общий дом, тем самым беречь и сохранить себя. Таким образом, человек, его разум включаются в систему космических процессов. Но осознание этого требует не только коллективных усилий ученых различных стран и народов, но и соединения всех познавательных способностей человека. Иначе говоря, и наука, и философия, и религия, и искусство должны служить единой цели - познанию мира и человека».

Таким образом, Вернадский продолжал традиции не только русского космизма, но и идеи Владимира Соловьева, и Павла Флоренского, идеи философии всеединства, объединяющие философию, науку, религию, искусство»[1].

Итак,

· становление белорусской философии тесно связано с национальными культурными традициями;

· особенности культуры белорусского народа связаны со срединным географическим положением Беларуси между Западом и Востоком, с теми влияниями (политическими, духовными, языковыми), которые она претерпевала в своей истории;

· философские категории выступают общекультурными мировоззренческими универсалиями, актуализирующихся в человеческих действиях и поступках;

· рождение философской мысли Беларуси связано с крещением Киевской Руси и христианизацией Беларуси;

· в своем развитии белорусская философия прошла ряд этапов: зарождение (Е.Полоцкая, К.Туровский), философия эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий, К.Лыщинский и др.), философская мысль конца XVIII-нач. XX в., периода советской и независимой Беларуси (вторая половина XX в.);

· для философии Беларуси актуальны: осмысление философского наследия белорусской философии. ориентация на этическую и социально-политическую проблематику, регулирование общества, обсуждение вопросов личной веры, духовной свободы, антисхоластическая направленность;

· в ситуации нового современного глобализационного «вызова» перед белорусским народом и русским народами стоит задача поиска новых нравственных ориентиров, моделей социально-экономического развития и общегражданских ценностей;

· русская философия является неотъемлемой частью мировой философии, обладая при этом разносторонним национальным своеобразием;

· первые опыты русского философствования связаны с принятием христианства на Руси (988 г.);

· христианское мышление радикально изменяет установки языческого мировосприятия;

· в период русского средневековья (X-XI вв.) складываются основные категориальные структуры русской философии, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика, подготовившие расцвет русской философии в XIX- XX вв.;

· характерной особенностью русской философии является ее тяготение к живому, образному слову, публицистичности стиля, ориентация на социально-нравственную проблематику;

· основными направлениями в русской философии являются славянофилы и западники; первые отстаивали идею исторического предназначения России и «свой путь» развития, в то время как западники выступали за ассимиляцию европейского опыта и перевод России на капиталистические рельсы;

· основными идеями славянофилов являются учение о целостности духа, соборности, всеединстве, Софии и др.;

· в русской философии есть представители как материализма, так и идеализма;

· особым направлением в русской философии является космизм XIX – нач. XX вв. развивавший идею активной эволюции природы и культуры;

· среди русских космистов имеются сторонники как идеалистического космизма (Н.Федоров, В.Соловьев, П.Флоренский и др.). так и естественнонаучного (В.Вернадский, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский и др.)

· если первые видели в человеке Божий замысел, то вторые рассматривали преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную силу).

Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

1. Какова связь философии с национальными культурными традициями?

2. Как соотносятся философские категории и универсалии культуры?

3. С чем связаны национальные особенности культуры белорусского народа?

4. Каковы периоды, представители и проблемы в истории философской мысли Беларуси?

5. Какие задачи стоят перед белорусской философией в настоящее время?

6. В чем заключаются особенности русской философии?

7. Какое мировоззрение господствовало на Руси до ее христианизации?

8. Какую роль в истории русской философии играет русское средневековье X – XV вв.?

9. Кто такие славянофилы и какие идеи они развивали?

10. Кто такие западники и каковы их философские взгляды?

11. Кто является представителем материалистического направления русской философии?

12. Кто представляет русский идеализм?

13. Кто из русских философов относится к русскому космизму?

14. Кто из представителей русской философии относится к научному направлению русского космизма?


[1] Новиков, А.И. История русской философии X-XX веков / А.И.Новиков.- СПб.: «Лань», 1998. – С. 304-307.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: