Ведущий произносит любую фразу (о погоде, школе, политике, самочувствии и др.) и каждому участнику предлагается рассказать, что он услышал и что воспринял. В результате высказываний становятся очевидными некоторые расхождения в понимании этой фразы.
Предлагается проанализировать этот феномен посредством простых упражнений.
Упражнение 2. „Испорченный телефон".
Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.
Упражнение 3.
Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.
Обсуждение.
Почему искажен смысл? Как это происходило?
Информация для педагога-психолога.
Для большего эффекта и тщательного анализа (если на это способна и настроена группа) можно процесс записывать на магнитофон. В результате рефлексии группа совместно с ведущим систематизирует выводы. Например:
— Слушание граничит с пониманием.
— Слушать и слышать не совсем одно и то же.
— Фильтром при передаче информации является избирательное восприятие.
После окончания процесса анализа и формулирования причин заключается „договор" на следующий процесс — тренировка умения слушать.
Тренировочные упражнения. Их можно проводить по кругу, в парах и в группах.
Упражнение 1.
Участникам предлагается пересказать то, что рассказал собеседник. (Упражнение идет легко, если предложить рассказать фрагмент события, которое произошло по дороге в школу, в школе, дома, а также прочитанную статью или отрывок из книги, фильма и т. п.)
Обсуждение.
В каких случаях пересказ более точен?
Какую роль играет умение рассказчика концентрировать внимание своего собеседника?
Что „мешает" услышать и запомнить текст?






