Рекомендуется книга X. Корнелиус, Ш. Фэйр [22].
РАЗДЕЛ 6. ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
Для разработки этой темы предлагаются из „Банка упражнений…" игры общения № 46, 47 (см. стр. 151—153) и материалы хрестоматии (стр. 53—86).
РАЗДЕЛ 7. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
В данном разделе обобщается материал предыдущих занятий. Учащиеся уже знакомы с вербальными и невербальными реакциями при вступлении в контакт в начале коммуникативного процесса. Знакомы они и с реакциями, соответствующими выходу из контакта. Они знают об особенностях обмена информацией между людьми, о необходимости проверки и перепроверки не только услышанного, но и того, насколько правильно понято эмоциональное состояние говорящего.
На основе этого они могут выделить ведущие стили межличностного общения, понять их сходство и различие.
В данном разделе педагогом-психологом ставится и решается следующая группа задач:
1) научить видеть „детали" коммуникативного процесса как часть целого — определенного стиля общения;
|
|
2) научить по целостному впечатлению от ситуации общения получать недостающую информацию о частностях;
3) связать поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты общения в определенный стиль общения;
4) научить старшеклассников узнавать проявления того или иного стиля у себя и у других в конкретных ситуациях;
5) показать зависимость преобладания того или иного стиля общения у человека от особенностей его личности.
До начала занятий по этому разделу рекомендуется подробно ознакомиться с текстовыми материалами хрестоматии для их последующего использования в ходе занятий, а также для мотивации учащихся к работе. Эти материалы помогут ответить на следующие вопросы:
Как „выглядят" в глазах писателя-художника и в глазах психолога-практика перечисленные стили общения:
— конвенциальный;
— примитивный;
— манипулятивный;
— актуализированный;
— духовный.
Каковы стили семейного общения?
Каковы основные стратегии поведения в конфликте?
Каковы причины выбора человеком того или иного стиля общения?
Каковы причины манипулятивного общения?
Как стиль общения отражается на взаимоотношениях в семье?
Как преобладание какого-либо стиля сказывается на деловых взаимоотношениях?
От каких личностных особенностей человека зависит преобладание у него определенного стиля в качестве ведущего?