Для разработки данной темы предлагаются материалы хрестоматии (стр. 104—128) и описание игры „Скверная компания" (№ 49 в „Банке упражнений…", см. стр. 154—156).
Тема 3. Манипулятивный стиль общения
Занятие № 1. Причины выбора манипулятивного стиля общения.
Цель: показать зависимость выбора стиля общения от внутреннего состояния человека.
В начале занятия важно обосновать его цель. Это можно сделать в свободной беседе либо использовать тексты популярных книг по практической психологии (например, „Как стать несчастным без посторонней помощи" Павла Вацлавика). Необходимо отметить, что множество честных людей страдает от всевозможных манипуляций, что этот вид деструктивного поведения в общении оказывает наиболее пагубное влияние на здоровье человека. А для того чтобы научиться методам „противоманипулятивной защиты", важно понять причины выбора человеком этого стиля.
Упражнение 1.
Группа делится (произвольно) на две подгруппы. Первая подгруппа должна найти и записать причины, по которым человеку иногда бывает выгодно преувеличивать свою силу. Вторая подгруппа должна раскрыть причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Перечисленные причины должны быть проиллюстрированы случаями из жизни. После окончания работы представители подгрупп предъявляют ее результаты.
Упражнение 2. «Несчастная Лисонька» и «„Крутой" Волк-рэкетир».
Инструкция: учащиеся придумывают сценки с произвольным сюжетом на заданную тему. Организуются две творческие группы. Можно использовать предыдущее разделение. Группа, которая анализировала причины преувеличения человеком собственной силы, работает над сценой «„Крутой" Волк-рэкетир». Группа, отвечавшая на вопрос о „выгоде" преувеличения собственной слабости, сочиняет сцену «Несчастная Лисонька». „Сценаристы" сами должны наполнить сюжеты различными персонажами.
Основное условие — главную роль играют два человека. Один показывает внешнее манипулятивное поведение (соответствующие жесты, реплики, позу), другой за спиной первого (или рядом с ним) демонстрирует истинное внутреннее состояние героя (Волка или Лисы), также используя и жесты, и мимику, и реплики, отражающие скрытые чувства и намерения. При демонстрации этих сцен желательна видеозапись. Обсуждение может идти параллельно с просмотром видеоматериалов.






