Особенности управления зарубежными вузами

1) Внутривузовские структуры разнообразны по странам, а подчас и по разным учебным заведениям в одних и тех же странах. Продолжают существовать университеты с факультетами и ка­федрами. Наряду с ними все больше вузов, в которых основной структурной единицей являются департаменты или отделения, где ведутся исследования и обучение по нескольким дисципли­нам. Сторонники департаментов считают, что в современных условиях такого рода вузовские структурные единицы обладают преимуществами перед кафедрами при организации как научной, так и учебной работы в результате концентрации в них представителей разных научных дисциплин. Поэтому в вузах, как правило, идет процесс увеличения числа департаментов за счет слияния кафедр, а не наоборот. В то же время продолжают существовать некоторые обстоятельства в пользу сохранения в ряде случаев кафедральной структуры.

2) Органы управления в вузах и порядок их формирования в за­падных странах многообразны. Вместе с тем их наиболее прин­ципиальные черты имеют много общего. Высшим органом управления в вузе является административный совет, в котором доминируют представители внешних организаций. Исполнительный глава вуза – ректор, называемый в различных странах по-разному. Ректор может и не быть председателем административного совета, но в любом случае он подотчетен такому совету и, как правило, назначается или утверждается соответствующим государственным ведомством, а иногда и верховной государст­венной властью.

В административном совете могут быть представители науч­но-педа-гогического и обслуживающего вузовского персонала, студентов и выпускников вузов. Однако все вместе они обычно составляют в совете меньшинство и не играют решающей роли при постановке общих задач перед вузами, а также при оценке результатов их деятельности.

3) Научными, учебными и другими вопросами внутривузовской деятельности занимается академический совет, имеющий различные названия. В нем доминирующую роль играет научно-пе­дагогический персонал вуза. В совете обычно представлены и студенты, хотя их участие сводится преимущественно к обсуждению вопросов, относящихся к условиям учебы и быта. В ряде стран вообще не принято привлекать студентов к обсуждению на академическом совете кандидатур на преподавательские должности, к рассмотрению вопросов отчисления студентов и ряда других вопросов, в которых студенты не могут сколько-нибудь серьезно разобраться и быть объективными. В этом от­ношении положение по странам неодинаково. В некоторых странах студенты представлены в академических советах более широко и они участвуют в обсуждении всех вопросов, выносимых на совет.

4) Формирование руководящего состава в вузах существенно различается по странам. Обычно руководители кафедр, департа­ментов, факультетов и вузов избираются соответствующими кол­лективами или их представителями на определенный срок. Чаще выборность практикуется для руководителей низших звеньев, на более высоких иерархических уровнях превалирует назначение вузовских администраторов. Как правило, основную роль при выборах играет научно-педагогический персонал соответствую­щих категорий. Обычно принято избирать руководителей из сре­ды собственного научно-педагогического штата, однако встре­чается и обязательность приглашения нового руководителя со стороны.

5) В последние годы все более заметной становится практика привлечения к руководству вузами специалистов в области науки об образовании и науки управления вместо существовавшего ранее стремления иметь во главе университета или другого вуза крупного ученого по одной из научных дисциплин, представлен­ных в данном учебном заведении. Это вызвано тем, что в совре­менных условиях одному и тому же лицу становится все более затруднительно или практически, невозможно сочетать активную научную деятельность в какой-либо профессиональной сфере на должном уровне и выполнение не формально, а по существу функций руководителя учебного заведения. И чем выше престиж и диапазон деятельности того или иного университета, тем более очевидным и серьезным по своим отрицательным последствиям является указанное противоречие.

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗАМИ В США

В США государственные и частные вузы обычно управляются общественными комитетами, члены которых не получают за это никакой платы. Такие управленческие комитеты (административные советы), в большинстве случаев называются в США комитетами регентов или комитетами попечителей. Комитеты в частных вузах были организованы в момент основания этих вузов, а в дальнейшем их члены сами себе избирали замену. Комитеты в государственных вузах обычно назначаются в количестве от 8 до 12 членов администрацией штата, хотя в некоторых случаях они непосредственно избираются гражданами штата.

Эти управляющие органы несут ответственность за всю деятельность подопечных вузов, выполняя следующие важные функции:
1) разработку основных целей и стратегии вузов;
2) подбор ректоров, обычно называемых в США президентами или канцлерами, которые наделяются исполнительной властью для управления вузом в соответствии со стратегической линией, намеченной управляющим комитетом. Ректор руководит вузом с помощью соответствующей внутривузовской структуры, находясь в постоянной зависимости от этого комитета. Доверие управляющего комитета имеет решающее значение для сохранения ректором своего поста;
3) наём и увольнение руководящих работников вузов и других категорий вузовского персонала;
4) разработку конкретных правил приёма студентов;
5) одобрение или отклонение предлагаемых академических программ и т.д.

При довольно предметном внешнем контроле, который осуществляется в ходе аккредитации, американские вузы вместе с тем обладают большой внутренней автономией.

Административные функции в вузах выполняют уже упоминавшиеся комитеты регентов или комитеты попечителей (административные советы), состоящие из представителей общественности, местных властей, деловых кругов и других внешних организаций, а также работников вузов.

Непосредственная учебная и научная деятельность вуза определяется и направляется соответствующим управленческим научно-педагогическим органом вуза (академическим советом). К его компетенции относятся вопросы приёма студентов, содержания и методов обучения, внутреннего распорядка в вузе, контроля и оценки знаний и другие вопросы, связанные с учебным процессом.

Во главе руководства вузом стоит президент, который несёт персональную ответственность за все стороны деятельности вуза. Президент имеет заместителей (вице-президентов) по академическим и другим вопросам в зависимости от масштабов и разнообразия деятельности вуза (по студенческим делам, по аспирантуре, планово-финансовой работе и т.д.). В вузе может быть до 6 вице-президентов. В административной иерархии старшим среди них считается вице-президент по академическим вопросам. В различных вузах это административное лицо называется по-разному: в крупных университетах – проректором, в малочисленных колледжах – деканом. Подразделения вуза и учебные колледжи обычно возглавляют деканы. Таким образом, верхний эшелон административной иерархии вузов, кроме ректора, представляют проректоры и деканы, которые обычно назначаются или избираются из научно-педагогического персонала и которые по истечении срока пребывания на своих административных постах возвращаются в академические департаменты.

Какими бы большими по масштабу своей научной и учебной деятельности и сложными по структуре ни были американские университеты и другие вузы, именно академические департаменты или отделения, являются основными функциональными звеньями и научно-учебными единицами в вузах. Они весьма немногочисленны по своему составу. Заведующий отделением считается в академической среде ключевой фигурой в системе администрации вуза. Он может назначаться сверху или избираться научно-педагогическим коллективом отделения. Заведующий отделением рассматривается в качестве ведущего деятеля среди своих коллег и обычно продолжает преподавать и вести научные исследования.

В департаментах ведётся учебная и научная работа группами специалистов соответствующих направлении и от результатов деятельности этих учебно-научных единиц зависит продуктивность и общественный престиж вуза в целом. Они играют главную роль в определении содержания учебной и научной работы. В департаментах решаются вопросы о том, какие курсы должны изучаться и в какой последовательности, какие научные исследования должны проводиться, какие требования должны предъявляться к студентам при изучении различных дисциплин, сколько и каких преподавателей и исследователей следует принять и какие изменения необходимо осуществить в действующем кадровом составе. Именно учебные отделения вузов несут ответственность за разработку учебных программ на уровне штатов. Учебные программы разрабатываются преподавателями и специалистами-экспертами. Таким образом, решение на уровне департаментов (отделений) в конечном итоге определяют содержание и направления учебной и научной деятельности вуза. Вышестоящие иерархические звенья только регистрируют и утверждают то, что решается в отделениях. Однако вузовская администрация в качестве эффективного рычага воздействия на деятельность департаментов использует распределение ресурсов.

На практике крупные американские университеты представляют собой довольно свободные объединения научно-педагогических отделений, координируемых вышестоящими администраторами. В то же время преподавательские коллективы более малочисленных вузов и особенно местных колледжей находятся под более жёстким контролем их администрации.

Вместе с тем в последние три десятилетия отмечается усиление вмешательства федеральных властей в деятельность вузов через целевое финансирование, осуществляемое различными министерствами и федеральными агентствами. Кроме того, начиная с 1960-х годов, автономия вузов в отношении разработки и внедрения учебных программ уменьшается в связи с активным вмешательством правительств штатов и агентств по аккредитации.

Необходимо также отметить, что в последние годы в высшей школе США усиливается роль административного персонала, занятого вопросами ресурсного обеспечения и связи с практическими организациями. Поэтому к ректорам вузов предъявляются требования уделять больше времени и внимания решению именно таких проблем. В результате всё чаще во главе университетов становятся лица, не столь известные в академическом мире как специалисты в области науки и техники, сколько проявившие себя способными организаторами, имеющие докторские степени по управлению и деловому администрированию, а также в области наук по образованию.

УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ ВО ФРАНЦИИ

1. Президент университета

· Он избирается сроком на пять лет членами трех советов университета на совместном заседании и выбирается среди постоянно работающих в университете научных работников-преподавателей; срок его полномочий может быть продлен.

· Он управляет университетом во всех сферах его деятельности с помощью соответствующего аппарата.

2. Административный совет

· Он включает в себя от 30 до 60 членов, которые распределяются следующим образом:

* 40 – 45% составляют представители научных работников, преподавателей и исследователей;

* от 20 до 30 % составляют внешние субъекты;

* от 20 до 25 % составляют представители студентов;

* от 10 до 15 % составляют представители административного, технического, и служебного персонала.

· Он определяют политику данного учебного заведения, принимая, в частности, решения по содержанию договорных Соглашений, утверждает бюджет и отчеты, занимается распределением рабочих мест и может делегировать некоторые свои обязанности президенту университета.

· Он выполняет определенные юридические полномочия дисциплинарного порядка в отношении преподавателей-исследователей и студентов /квалифицированным большинством/;.в этом случае его решения утверждает или аннулирует Высший совет национального образования.

3. Научный совет

· Он включает в себя от 20 до 40 членов, которые распределяются следующим образом:

* от 60 до 80 % представители персонала;

* от 7,5 до 12,5 % представители студентов третьего цикла;

* от 10 до 30 % составляют представители сторонних субъектов.

· Он предлагает административному совету основные направления научно-исследовательских работ, разработки научно-технической документации и распределения кредитов на исследования.

· Он проводит консультации по программам первоначального профессионального образования и переподготовки кадров, по уровню квалификации, необходимой для работы в качестве преподавателей-исследователей и исследователей, по исследовательским программам и контрактам, по заявкам на признание выдаваемых национальных дипломов, по проектам утверждения и изменения учебных дипломов, по учебным договорам; он осуществляет связь между обучением и исследованиями.

4. Совет по проблемам учебы и жизни университета

· Он включает в себя от 20 до 40 членов, которые определяются следующим образом:

* 75 до 80 % составляют представители преподавателей-исследовате-лей и преподавателей, с одной стороны, и студентов, с другой стороны; представительство обеих категорий является равным;

* 10 до 15 % составляют представители административного,технического и служебного персонала;

* от 10 до 15 % составляют сторонние субъекты.

· Он выступает в административном совете с предложениями относительно направлений развития системы первоначального образования и переподготовки кадров, изучает заявки о признании дипломов и проекты новых учебных циклов.

· Он готовит меры по ориентации студентов и по проверке их знаний, по организации культурной, спортивной и общественной жизни, по созданию нормальных условий для жизни и труда, по поддержке учебных и университетских мероприятий, медицинских и общественных служб, библиотек и центров документации.

· Он является гарантом политических и профсоюзных прав исвобод студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: