Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Проект актуализированного Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечня) разработан взамен утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047- р в связи с тем, что содержание и рубрикация нормативных документов действующего Перечня изменились в результате проведенной в 2010 – 2012 гг. актуализации включенных в Перечень СНиПов, межгосударственных и национальных стандартов.

Выбор требований нормативных документов или их частей для размещения в обязательном Перечне основывался на поступивших предложениях пользователей нормативных документов и с учетом следующих исходных критериев:

1) указание части 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ о том, что в обязательный Перечень могут включаться документы и их части, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений;

2) направленность требования на обеспечение безопасности зданий и сооружений (механической, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условиях проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду и энергетической эффективности зданий и сооружений);

3) целесообразность и возможность контроля исполнения этих требований со стороны государственных контролирующих органов.

Две промежуточные версии проекта Перечня (5-я и 6-я редакции) были опубликованы в Интернете и вызвали активный отклик со стороны строительного сообщества. По этим версиям поступило более трехсот отзывов от пользователей нормативных документов, в том числе различных ФОИВов, органов государственной экспертизы, государственного строительного надзора, проектных и строительных организаций, саморегулируемых организаций и их объединений, специализированных научно-исследовательских институтов, а также отдельных специалистов. В поступивших отзывах на 5-ю редакцию содержится более 600 конкретных замечаний и предложений, из которых принято 332, отклонено 141. Остальные предложения касались вопросов упорядочения нормативной базы, в том числе содержали предложения по корректировке отдельных положений действующих нормативных документов. Эти предложения были приняты к сведению для учета в работе по подготовке изменений в актуализированные своды правил. В поступивших отзывах на 6-ю редакцию содержится 307 конкретных замечаний и предложений, из которых принято 170, отклонено 120. Остальные предложения касались вопросов упорядочения нормативной базы, в том числе содержали предложения по корректировке отдельных положений действующих нормативных документов. 7-я редакция Перечня была разослана Минрегионом РФ в заинтересованные строительные сообщества. На нее получено 80 замечаний, которые включены в сводку замечаний к 6-й редакции Перечня. 14 замечаний было отклонено, 66 принято. После анализа всех поступивших замечаний и составления общей сводки к 6-й, 7-й и 8-й (промежуточным) редакциям проекта Перечня, в настоящее время подготовлена последняя, 9-я редакция проекта.

Необходимо отметить, что подавляющая масса отзывов, полученных от всех заинтересованных участников строительного рынка, содержала предложения не по сокращению Перечня, а его по расширению.

Как известно, нормативные документы и их части, не вошедшие в Перечень, формально не исключаются из нормативной базы строительства, а должны включаться в перечень документов добровольного применения, и, по идее, применяться на добровольной основе. Однако отзывы строительного сообщества не подтвердили такое предположение. Пользователи нормативных документов воспринимают перевод документов или их частей в статус применяемых на добровольной основе как исключение их из нормативной базы строительства вообще, т.е. лишение нормативного статуса.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ (Статья 161, ч. 4) указывает на принципиальную возможность применения документов, не включенных в Перечень. Однако условия и механизм применения на добровольной основе нормативных требований в законодательстве о техническом регулировании однозначно не определены, поэтому в общественном сознании добровольность воспринимается как свобода применения (или неприменения) нормативных положений по усмотрению пользователя. Таким образом, представляется целесообразным внести в законодательство изменения, в которых был бы очевидным образом раскрыт механизм применения документов на добровольной основе. Можно раскрыть этот механизм в примечании к Перечню, которое будет сформулировано следующим образом:

«Не включенные в настоящий Перечень положения действующих сводов правил и национальных стандартов, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и применяются на добровольной основе в качестве достаточного доказательства соответствия требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В случае использования аналогичных иных положений лицо, осуществляющее оценку соответствия требованиям указанного федерального закона, вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям указанного федерального закона».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: