Проект актуализированного Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечня) разработан взамен утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047- р в связи с тем, что содержание и рубрикация нормативных документов действующего Перечня изменились в результате проведенной в 2010 – 2012 гг. актуализации включенных в Перечень СНиПов, межгосударственных и национальных стандартов.
Выбор требований нормативных документов или их частей для размещения в обязательном Перечне основывался на поступивших предложениях пользователей нормативных документов и с учетом следующих исходных критериев:
1) указание части 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ о том, что в обязательный Перечень могут включаться документы и их части, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений;
|
|
2) направленность требования на обеспечение безопасности зданий и сооружений (механической, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условиях проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду и энергетической эффективности зданий и сооружений);
3) целесообразность и возможность контроля исполнения этих требований со стороны государственных контролирующих органов.
Две промежуточные версии проекта Перечня (5-я и 6-я редакции) были опубликованы в Интернете и вызвали активный отклик со стороны строительного сообщества. По этим версиям поступило более трехсот отзывов от пользователей нормативных документов, в том числе различных ФОИВов, органов государственной экспертизы, государственного строительного надзора, проектных и строительных организаций, саморегулируемых организаций и их объединений, специализированных научно-исследовательских институтов, а также отдельных специалистов. В поступивших отзывах на 5-ю редакцию содержится более 600 конкретных замечаний и предложений, из которых принято 332, отклонено 141. Остальные предложения касались вопросов упорядочения нормативной базы, в том числе содержали предложения по корректировке отдельных положений действующих нормативных документов. Эти предложения были приняты к сведению для учета в работе по подготовке изменений в актуализированные своды правил. В поступивших отзывах на 6-ю редакцию содержится 307 конкретных замечаний и предложений, из которых принято 170, отклонено 120. Остальные предложения касались вопросов упорядочения нормативной базы, в том числе содержали предложения по корректировке отдельных положений действующих нормативных документов. 7-я редакция Перечня была разослана Минрегионом РФ в заинтересованные строительные сообщества. На нее получено 80 замечаний, которые включены в сводку замечаний к 6-й редакции Перечня. 14 замечаний было отклонено, 66 принято. После анализа всех поступивших замечаний и составления общей сводки к 6-й, 7-й и 8-й (промежуточным) редакциям проекта Перечня, в настоящее время подготовлена последняя, 9-я редакция проекта.
|
|
Необходимо отметить, что подавляющая масса отзывов, полученных от всех заинтересованных участников строительного рынка, содержала предложения не по сокращению Перечня, а его по расширению.
Как известно, нормативные документы и их части, не вошедшие в Перечень, формально не исключаются из нормативной базы строительства, а должны включаться в перечень документов добровольного применения, и, по идее, применяться на добровольной основе. Однако отзывы строительного сообщества не подтвердили такое предположение. Пользователи нормативных документов воспринимают перевод документов или их частей в статус применяемых на добровольной основе как исключение их из нормативной базы строительства вообще, т.е. лишение нормативного статуса.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ (Статья 161, ч. 4) указывает на принципиальную возможность применения документов, не включенных в Перечень. Однако условия и механизм применения на добровольной основе нормативных требований в законодательстве о техническом регулировании однозначно не определены, поэтому в общественном сознании добровольность воспринимается как свобода применения (или неприменения) нормативных положений по усмотрению пользователя. Таким образом, представляется целесообразным внести в законодательство изменения, в которых был бы очевидным образом раскрыт механизм применения документов на добровольной основе. Можно раскрыть этот механизм в примечании к Перечню, которое будет сформулировано следующим образом:
«Не включенные в настоящий Перечень положения действующих сводов правил и национальных стандартов, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и применяются на добровольной основе в качестве достаточного доказательства соответствия требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В случае использования аналогичных иных положений лицо, осуществляющее оценку соответствия требованиям указанного федерального закона, вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям указанного федерального закона».