Фактура и особенности хоровой оркестровки

Историко-стилистический анализ

1) сведения об авторе музыки и текста;

2) жанр хорового произведения

3) анализ литературного содержания;

Музыкально-теоретический анализ

1) анализ мелодического языка;

2) анализ гармонического языка;

3) ритмические особенности;

4) фактура изложения;

5) роль инструментального сопровождения;

Вокально-хоровой анализ

1) тип и вид хора;

2) диапазон каждой партии и всего хора в целом;

3) тесситура хоровых голосов.

Исполнительский анализ

1) детальная характеристика динамики, фразировки;

2) агогика;

3) штрих;

4) дыхание.

Дирижерско-исполнительские трудности

I.Историко-стилистический анализ

1. Биография композитора и автора литературного текста. Характеристика направления в искусстве; стиль;

2. если произведение является частью более крупной формы: оперы, мессы - дать сведения обо всем произведении в целом и определить место и значение изучаемого отрывка;

3. тема, идея, сюжет, круг образов. Соотношение и соответствие содержания музыкального и поэтического текстов.

II. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. определение формы (простая, сложная, куплетная, двух, трех – частная, рондо…);

2. ладотонический план, включая отклонения;

3. мелодия – художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством темпа, ритма, лада. Соотношение скачков и плавного голосоведения. Задержание нисходящее, секундовое, придает мелодии лирический или лирико-драматический характер. Восходящее движение – активную целеустремленность.

Гармония – обогащает мелодию. Метроритм – проявление временных свойств в музыке. Двух- или четырех – дольный размер, пунктирный ритм создает маршевый характер. Смена размера связана с развитием содержания. Изменение ритма при неизменной мелодии и гармонии меняет смысл.

4. Темп.

Фактура и особенности хоровой оркестровки

Фактура – способ изложения или склад хорового письма. Ф. бывает:

1. мелодическая (эпизодически);

2. гомофонно-гармоническая (голос+сопровождение);

3. гармоническая (= аккордовая);

4. полифоническая:

а) подголосочная (рус. нар. песня);

б) имитационная (имитация – подражание; проведение темы в разных голосах);

в) контрастная полифония (самостоятельность мелодических линий в одновременном звучании);

5. смешанная фактура;

Приемы хоровой звучности

1. Различное использование унисонных звучаний;

2. «хоровая педаль» (органный бас)

3. прием изменения звучности путем разделения хоровых партий;

4. прием постепенного снятия голосов, создающих эффект растворения;

5. прием «эха» - отголоски темы звучат то в одном, то в другом голосе;

Инструментальное сопровождение

Играет различную роль:

- гармонической поддержки;

- дублирует хоровые голоса;

- дополняет и обогащает хоровую партитуру;

- носит звукоизобразительный характер;

Определенную законченность и целостность произведению придают вступление и заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: