Историко-стилистический анализ
1) сведения об авторе музыки и текста;
2) жанр хорового произведения
3) анализ литературного содержания;
Музыкально-теоретический анализ
1) анализ мелодического языка;
2) анализ гармонического языка;
3) ритмические особенности;
4) фактура изложения;
5) роль инструментального сопровождения;
Вокально-хоровой анализ
1) тип и вид хора;
2) диапазон каждой партии и всего хора в целом;
3) тесситура хоровых голосов.
Исполнительский анализ
1) детальная характеристика динамики, фразировки;
2) агогика;
3) штрих;
4) дыхание.
Дирижерско-исполнительские трудности
I.Историко-стилистический анализ
1. Биография композитора и автора литературного текста. Характеристика направления в искусстве; стиль;
2. если произведение является частью более крупной формы: оперы, мессы - дать сведения обо всем произведении в целом и определить место и значение изучаемого отрывка;
3. тема, идея, сюжет, круг образов. Соотношение и соответствие содержания музыкального и поэтического текстов.
II. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1. определение формы (простая, сложная, куплетная, двух, трех – частная, рондо…);
2. ладотонический план, включая отклонения;
3. мелодия – художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством темпа, ритма, лада. Соотношение скачков и плавного голосоведения. Задержание нисходящее, секундовое, придает мелодии лирический или лирико-драматический характер. Восходящее движение – активную целеустремленность.
Гармония – обогащает мелодию. Метроритм – проявление временных свойств в музыке. Двух- или четырех – дольный размер, пунктирный ритм создает маршевый характер. Смена размера связана с развитием содержания. Изменение ритма при неизменной мелодии и гармонии меняет смысл.
4. Темп.
Фактура и особенности хоровой оркестровки
Фактура – способ изложения или склад хорового письма. Ф. бывает:
1. мелодическая (эпизодически);
2. гомофонно-гармоническая (голос+сопровождение);
3. гармоническая (= аккордовая);
4. полифоническая:
а) подголосочная (рус. нар. песня);
б) имитационная (имитация – подражание; проведение темы в разных голосах);
в) контрастная полифония (самостоятельность мелодических линий в одновременном звучании);
5. смешанная фактура;
Приемы хоровой звучности
1. Различное использование унисонных звучаний;
2. «хоровая педаль» (органный бас)
3. прием изменения звучности путем разделения хоровых партий;
4. прием постепенного снятия голосов, создающих эффект растворения;
5. прием «эха» - отголоски темы звучат то в одном, то в другом голосе;
Инструментальное сопровождение
Играет различную роль:
- гармонической поддержки;
- дублирует хоровые голоса;
- дополняет и обогащает хоровую партитуру;
- носит звукоизобразительный характер;
Определенную законченность и целостность произведению придают вступление и заключение.