Тема года:
«В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ»
Первая четверть (9 ч)
Урок 1. «Музыка души» (1 ч)
Слушание музыки:
Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Хоровое пение:
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Цветные сны.
«Тысяча миров музыки» (7 ч)
Урок 2. Наш вечный спутник (1ч)
Урок 3. Искусство и фантазия (1ч)
Урок 4. Искусство — память человечества (1ч)
Урок 5. Какой бывает музыка (1ч)
Урок 6. Волшебная сила музыки (1ч)
Уроки 7, 8. Музыка объединяет людей (2 ч)
Слушание музыки:
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;
М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент;
М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;
Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент;
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Ло-энгрин»;
К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент;
Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент.
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль;
А. Рыбников, стихи И- Кохановского. Ты мне веришь*;
А. Калныныи, стихи В. Пурвса. Музыка;
|
|
Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Спасем наш мир.
Урок 9. Заключительный урок (1 ч)
Вторая четверть (7 ч)
КАК СОЗДАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Урок 10. Единство музыкального произведения (1ч)
Хоровое пение:
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет.
Ритм (6 ч)
Урок 11. «Вначале был ритм» (1 ч)
Уроки 12, 13. О чем рассказывает музыкальный ритм (2 ч)
Урок 14. Диалог метра и ритма (1 ч)
Уроки 15, 16. От адажио к престо (2 ч)
Слушание музыки:
И. Штраус. Сказки Венского леса. Фрагмент;
Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент;
Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент;
М. Равель. Болеро;
А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ»;
Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент;
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия *Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639;
Дж. Россини, стихи К. Пеполли. Неаполитанская тарантелла.
Хоровое пение:
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания»;
Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там тамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира»*;
И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари;
П. Аедоницкий, стихи И, Романовского. Добрая столица;
Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня*;
М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год*.
Третья четверть (11 ч)
Мелодия (3 ч)
Урок 17. «Мелодия — душа музыки» (1 ч)
Урок 18. «Мелодией одной звучат печаль и радость» (1ч)
Урок 19. Мелодия «угадывает» нас самих (1 ч)
Слушание музыки:
Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада;
В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент;
В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза;
П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик».
|
|
Хоровое пение:
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко;
Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского;
П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова*;
П. Чайковский, стихи Б. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома»*.
Гармония (4 ч)
Урок 20. Что такое гармония в музыке (1 ч)
Урок 21. Два начала гармонии (1ч)
Урок 22. Эмоциональный мир музыкальной гармонии (1 ч)
Урок 23. Красочность музыкальной гармонии (1ч)
Слушание музыки:
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира»;
В. А. Моцарт. Симфония № 40.1 часть;
Ж. Визе. Увертюра к опере «Кармен»;
Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко».
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса);
Ю. Тугаринов, стихи В. Палъчинскайте. Веселая история*;
Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова*.
Полифония (2 ч)
Урок 24. Мир образов полифонической музыки (1ч)
Урок 25. Философия фуги (1ч)
Слушание музыки:
И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа. Хоровое пение:
B. А. Моцарт. Dona nobis pacem;
Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве;
Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве*;
В сыром бору тропина. Русская народная песня*.
Фактура (2 ч)
Урок 26. Какой бывает музыкальная фактура (1ч)
Урок 27. Пространство фактуры (1ч)
Слушание музыки:
C. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень;
С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды;
Ж. Визе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен».
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям*;
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс.
Четвертая четверть (7 ч)
Тембры (2 ч)
Урок 28. Тембры — музыкальные краски (1 ч)
Урок 29. Соло и тутти (1 ч)
Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада»;
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»;
С. Рахманинов. Вокализ;
И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра;
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Хоровое пение:
Музыканты. Немецкая народная песня;
М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка*.
Динамика (2 ч)
Урок 30. Громкость и тишина в музыке (1ч)
Урок 31. Тонкая палитра оттенков (1ч)
Слушание музыки:
Л. Бетховен. Симфония № 6. IV часть. «Гроза. Буря»;
К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»;
О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент.
Хоровое пение:
И. Брамс. Ночной костер (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева*;
М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра.
Чудесная тайна музыки (2 ч)
Уроки 32, 33. По законам красоты (2 ч)
Слушание музыки:
К. Сен-Санс. Лебедь. Из цикла «Карнавал животных»;
М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;
Т. Алъбинони. Адажио.
Хоровое пение:
Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями;
М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. Песня о дружбе*.
Урок 34. В чем сила музыки (заключение) (1ч)