Класс (34 ч)

Тема года:

«СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Первая четверть (9 ч)

Урок 1. «Магическая единственность» музыкального произведения (1ч)

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Урок 2. Музыку трудно объяснить словами (1ч)

Уроки 3,4. Что такое музыкальное содержание (2 ч)

Слушание музыки:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.

Хоровое пение:

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант;

Ю. Мигуля. Быть человеком*;

Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба.

Каким бывает музыкальное содержание (4 ч)

Урок 5. Музыка, которую необходимо объяснить словами (1ч)

Урок 6. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1ч)

Урок 7. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1ч)

Урок 8. Когда музыка не нуждается в словах (1ч)

Слушание музыки:

А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года»;

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть»;

A. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Хоровое пение:

Е. Подгайц. Осенний вокализ*;

B. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня;

А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины.

Урок 9. Заключительный урок (1ч)

Вторая четверть (7 ч)

Музыкальный образ (3 ч)

Урок 10. Лирические образы в музыке (1 ч)

Урок 11. Драматические образы в музыке (1ч)

Урок 12. Эпические образы в музыке (1ч)

Слушание музыки:

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;

Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;

Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».

Хоровое пение:

Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка;

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев*;

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство.

О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

Урок 13. «Память жанра» (1 ч)

Уроки 14, 15, 16. Такие разные песни, танцы, марши (3 ч)

Слушание музыки:

Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;

Во поле береза стояла. Русская народная песня;

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент;

П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик»;

Ж. Бизе. Марш тореадора. Из оперы «Кармен»;

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.

Хоровое пение:

Ты река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой*;

В. Мурадели, стихи М. Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.

Третья четверть (11 ч)

ФОРМА В МУЗЫКЕ

Что такое музыкальная форма (3 ч)

Урок 17. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы (1 ч)

Урок 18. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание» (1 ч)

Урок 19. От целого к деталям (1 ч)

Слушание музыки:

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза;

Ф. Шуберт. Серенада;

В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;

Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь».

Хоровое пение:

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам;

А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг;

Э. Колмановский, стихи Л. Дербенева, И. Шаферана. Московская серенада;

А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».

Музыкальная композиция (7 ч)

Урок 20. Какой бывает музыкальная композиция (1ч)

Урок 21. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) (1ч)

Урок 22. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) (1 ч)

Урок 23. Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина—Глинки (1ч)

Уроки 24, 25. Многомерность образа в форме рондо (2 ч)

Урок 26. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) (1ч)

Слушание музыки:

Л. Бетховен. Симфония № 5.1 часть. Фрагмент;

М. Равель. Игра воды. Фрагмент;

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7;

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Ине-зилья...»;

А. Бородин. Спящая княжна;

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта»;

Д. Шостакович. Симфония № 7.1 часть. Фрагмент («эпизод нашествия»).

Хоровое пение:

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка*;

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;

А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны;

А. Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении)*;

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Урок 27. Заключительный урок (1 ч)

Четвертая четверть (7 ч)

Музыкальная драматургия (6 ч)

Урок 28. Музыка в развитии (1 ч)

Урок 29. Музыкальный порыв (1 ч)

Урок 30. Движение образов н персонажей в оперной драматургии (1ч)

Уроки 31, 32. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» (2 ч)

Урок 33. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1ч)

Слушание музыки:

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;

Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»;

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

A. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся,

княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия,

ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны»

из IV действия;

B. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть.

Хоровое пение:

A. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба;

участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря)*;

C. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина;

Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины;

Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь;

B. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день.

Урок 34. Заключительный урок (1 ч)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: