Тема года:
«СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
Первая четверть (9 ч)
Урок 1. «Магическая единственность» музыкального произведения (1ч)
Хоровое пение:
Ю. Шевчук. Что такое осень.
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Урок 2. Музыку трудно объяснить словами (1ч)
Уроки 3,4. Что такое музыкальное содержание (2 ч)
Слушание музыки:
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.
Хоровое пение:
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант;
Ю. Мигуля. Быть человеком*;
Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба.
Каким бывает музыкальное содержание (4 ч)
Урок 5. Музыка, которую необходимо объяснить словами (1ч)
Урок 6. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1ч)
Урок 7. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1ч)
Урок 8. Когда музыка не нуждается в словах (1ч)
Слушание музыки:
А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».
О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;
|
|
П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года»;
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть»;
A. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.
Хоровое пение:
Е. Подгайц. Осенний вокализ*;
B. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня;
А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины.
Урок 9. Заключительный урок (1ч)
Вторая четверть (7 ч)
Музыкальный образ (3 ч)
Урок 10. Лирические образы в музыке (1 ч)
Урок 11. Драматические образы в музыке (1ч)
Урок 12. Эпические образы в музыке (1ч)
Слушание музыки:
С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;
Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;
Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».
Хоровое пение:
Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка;
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев*;
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство.
О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)
Урок 13. «Память жанра» (1 ч)
Уроки 14, 15, 16. Такие разные песни, танцы, марши (3 ч)
Слушание музыки:
Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;
Во поле береза стояла. Русская народная песня;
П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент;
П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик»;
Ж. Бизе. Марш тореадора. Из оперы «Кармен»;
П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;
Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.
Хоровое пение:
Ты река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой*;
В. Мурадели, стихи М. Лисянского. Школьная тропинка;
В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.
Третья четверть (11 ч)
|
|
ФОРМА В МУЗЫКЕ
Что такое музыкальная форма (3 ч)
Урок 17. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы (1 ч)
Урок 18. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание» (1 ч)
Урок 19. От целого к деталям (1 ч)
Слушание музыки:
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;
В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза;
Ф. Шуберт. Серенада;
В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;
Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь».
Хоровое пение:
Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам;
А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг;
Э. Колмановский, стихи Л. Дербенева, И. Шаферана. Московская серенада;
А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».
Музыкальная композиция (7 ч)
Урок 20. Какой бывает музыкальная композиция (1ч)
Урок 21. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) (1ч)
Урок 22. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) (1 ч)
Урок 23. Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина—Глинки (1ч)
Уроки 24, 25. Многомерность образа в форме рондо (2 ч)
Урок 26. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) (1ч)
Слушание музыки:
Л. Бетховен. Симфония № 5.1 часть. Фрагмент;
М. Равель. Игра воды. Фрагмент;
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7;
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;
М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Ине-зилья...»;
А. Бородин. Спящая княжна;
С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта»;
Д. Шостакович. Симфония № 7.1 часть. Фрагмент («эпизод нашествия»).
Хоровое пение:
Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка*;
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;
А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны;
А. Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении)*;
В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!
Урок 27. Заключительный урок (1 ч)
Четвертая четверть (7 ч)
Музыкальная драматургия (6 ч)
Урок 28. Музыка в развитии (1 ч)
Урок 29. Музыкальный порыв (1 ч)
Урок 30. Движение образов н персонажей в оперной драматургии (1ч)
Уроки 31, 32. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» (2 ч)
Урок 33. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1ч)
Слушание музыки:
М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;
Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»;
М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;
М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;
A. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся,
княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия,
ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны»
из IV действия;
B. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть.
Хоровое пение:
A. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба;
участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря)*;
C. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина;
Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины;
Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь;
B. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день.
Урок 34. Заключительный урок (1 ч)