Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 17
Согласовано
Директор ГБОУ СОШ № 17
______________________/ А.Н.Афанасьев
«____»___________________2013 г.
Рабочая программа
По русскому языку
Для 10 класса
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Верютина Нонна Павловна
Квалификационная категория: первая
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы к учебнику по русскому языку для 10 классов под ред.Н.Г.Гольцовой
Программа рассмотрена на заседании школьного
методического объединения учителей-словесников
Протокол № ____ от «____»________________2013 г.
Руководитель ____________________/О.Л.Чижикова
Г.
Русский язык. 10 класс. Тематическое планирование.
Общеобразовательный уровень (68 ч)
№ урока | Тема урока | § | Кол. час. | Основные термины и понятия | Внутрипред-метные связи | Универсальные учебные действия | Правописные навыки | ||||
Слово о русском языке. | Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма, русский язык среди языков мира. | Лексическое богатство русского языка, культура речи, стилистика. | Составление плана, виды планов, эпиграфы. | ||||||||
Слово и егозначение. | Слово. Лексическое значение. Толковый словарь. | Работа с толковым словарем. | |||||||||
Однозначность и многозначность слов. | Однозначные слова. Многозначные слова. | Лексическое и грамматическое значение слова. | Работа с толковым словарем. | Попутное повторение орфографии. | |||||||
Изобразительно-выразительные средства. | Тропы, метафора, сравнение. | Лексика: прямое и переносное значение слова, многозначность. | Анализ лексических средств выразительности в тексте. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | |||||||
Омонимы и их употребление. Работа со словарем омонимов. | Омонимы: омографы, омофоны, омоформы. | Морфология: части речи. Морфемика: грамматическая форма слова. | Работа со словарем. | Повторение орфографии и пунктуации. | |||||||
Паронимы, их употребление. Словари паронимов. | Паронимы. | Предупреждение речевых ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов. | Работа со словарем. | Попутное повторение орфографии. | |||||||
Синонимы. Их употребление. Словари синонимов. | Синонимы. Синонимы лексические. Синонимы стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. | Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности синонимов. | Работа со словарями синонимов. Анализ текста. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | |||||||
Антонимы. Их употребление. | Антонимы. Типы антонимов. Антитеза. | Употребление антонимов в речи. Изобразительные возможности речи речи. | Работа со словарем антонимов. Анализ текста. | ||||||||
Развитие речи. Изложение. Анализ лексических особенностей текста. | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. | Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. | Составление плана текста. | Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания. | |||||||
Происхождение лексики современного русского языка. | Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. | Роль старославянизмов в создании текста высокого стиля. | Работа со словарем иностранных слов и этимологическим словарем. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | |||||||
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | 9-10 | Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. | Стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. | Определение лексических особенностей текста. | Попутное повторение орфографии. | ||||||
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. | Употребление фразеологизмов в речи. | Работа со словарями фразеологизмов. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | |||||||
Обобщающий урок: лексикография. | Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные). | Знакомы ли вам эти имена? В.В. Виноградов, СИ. Ожегов, Д.Н. Ушаков, В.И. Даль (сообщения учащихся). | Работа с вопросами и заданиями для повторения. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | |||||||
Диктант / Лингвистический анализ текста. | Упр. 522 или 523 по выбору учителя. | ||||||||||
15- | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие; парные, непарные. Гласные: ударные, безударные. | Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения школьников). | Фонетический анализ слова. Характеристика гласных и согласных звуков в слове. | Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии. | ||||||
17-19 | Орфоэпия. | Ударение. Орфоэпические нормы. | Выразительное чтение произведений художественной литературы. | Знакомство сорфоэпическими вариантами. | Попутное повторение орфографии. | ||||||
20- | Состав слова. | 15- | Корневая морфема, | Синонимия и | Морфемный | Правописание | |||||
Морфемы. Мор- | аффиксальные морфе- | антонимия аффик- | анализ слов. | морфем. | |||||||
фемный анализ | мы. Основа слова. | аффиксов. | Словообразова- | Морфологи- | |||||||
слова. | Производная — | Упр.78 | тельные словари | ческий | |||||||
Словообразова- | непроизводная основа, | Стилистичес- | принцип | ||||||||
ние. Словообра- зовательные мо- | простые, слож-ные, производя- | кие возмож- ности частей | правописания. | ||||||||
дели. Формообразова- ние. Понятие па- радигмы. | щие основы. | слова. Нормы формообразо -разования. | |||||||||
Развитие речи. | Тема. Главная мысль. | Стилистика: стиль | |||||||||
Изложение | Ключевые слова. Упр. | речи. Анализ | |||||||||
с творческим за- | 80, 85 по выбору учи- | текста: тип речи. | |||||||||
данием. | теля. | речи | |||||||||
Принципы русской орфографии. | Морфология, орфография, орфограмма. | Работа с учебно-научным текстом («Из истории русского языкознания. Я.К. Грот»). | Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии. | Типы орфограмм. | |||||||
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Безударные гласные, проверяемые ударением. Безударные гласные, не проверяе-мые ударением. | Фонетика: безударные глас-ные. Ударение. Повторение: морфемный анализ слова. | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. | Безударные гласные в корне слова. | |||||||
Чередующиеся гласные в корне слова. | Безударные чередующиеся гласные в слове. | Фонетика: безударные гласные. Ударение. | Морфемный анализ слова. | Безударные гласные в корне слова. | |||||||
Употребление гласных после шипящих. | Безударные гласные, ударение. | Морфемика: части слова. Морфемный анализ слова. Фонетика: шипящие согласные, ударение. | Работа по алгоритму. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слова. | Правописание гласных после шипящих в разных частях слова. | |||||||
Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э,Е,Ё и сочетания ЙО в различных морфемах | 22-23 | Орфограмма, гласные и согласные звуки, звук и буква. | Морфемика: части слова. | Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму. | Правописание гласных после шипящих и Ц. Попутное повторение орфографии. | ||||||
Диктант. | — | Проверка уровня усвоения основных знаний по русскому языку. | |||||||||
30-31 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ Правописание двойных согласных. | 24-26 | Орфограмма, звук и буква, согласные звуки, звонкие и глухие согласные. | Фонетика: звонкие и глухие согласные. | Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова. | Правописание согласных в слове. Правописание двойных согласных. | |||||
32-33 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ -и ПРИ-. Гласные Ы — И после приставок. | 27-29 | Орфограмма, правила правописания, приставка, значение приставки. Принципы орфографии. | Морфемика: части слова — приставка. Фонетика: глас-ные, согласные звуки. | Орфографический разбор слова. Уяснение значения приставок, связь с правописанием. Орфографический анализ слова. | Правописание приставок. | |||||
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 30-32 | Орфография, роль букв Ъ и Ь в слове. Графика и орфография, строчная и прописная буква. Слог, деление слова на слоги. | Морфемика: части слова. Фонетика и графика: буквы, не обозначающие звуки. Лексика: слово и его значение. | Роль Ъ и Ь. Орфографический анализ слова. Морфемный разбор, фонетический разбор слова. | Правописание Ъ и Ь. Написание строчных и прописных букв. Правила переноса слов. | ||||||
Имя существительное как часть речи. | Морфология, часть речи, имя существительное, лексико- грамматические разряды имен существительных. | Культура речи: лексико-грам-матические разряды имен существительных и нормы формо-образования. | Морфологический разбор имен существительных. | Обобщение и повторение орфографии. | |||||||
Правописание падежных окончаний имен существительных. | 34-35 | Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение. | Варианты падежных окончаний. Морфемика: части слова — окончание. Фонетика: безударные гласные. | Определение типа склонения, числа и падежа существительных. | Падежные окончания имен существительных. | ||||||
Правописание сложных имен существительных. | Имя существительное. Слитные и дефисные написания. | Состав слова. | Орфографический анализ слов. | Слитные и дефисные написания. | |||||||
Контрольный диктант. | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | ||||||||||
Имя прилага- | 37- | Имя прилагатель- | Стилистиче- | Морфологи- | Правописание | ||||||
тельное как часть речи. | ное. Лексико-граммматические | ские особен- ности употреб- | ческий разбор имен прилагатель- | падежных окончаний имен | |||||||
разряды имен | ления полных | ных. | прилагательных. | ||||||||
прилагательных. | и кратких форм им. прилагат. | ||||||||||
Правописание суффиксов | Имя прилагательное. | Морфемный и и словообра- | Написание суффиксов: | Правописание суффиксов | |||||||
имен | Суффиксы. | зовательный | -ск- / -к- | имен прилага- | |||||||
прилагательных. | разбор | -ев-/ -ив-; | тельных. | ||||||||
-чив-/ -лив-; | |||||||||||
-ов-/-оват-/-овит-; | |||||||||||
-инск-; | |||||||||||
-оньк-/-еньк-. | |||||||||||
Правописание Н | Орфограмма, имя | Морфемный анализ | Морфемный | Правописание | |||||||
и НН в суффик- | прилагательное, | анализ слова, | анализ слова, | Н и НН в суф- | |||||||
сах имен прилага- | суффикс. | словообра- | словообразование | фиксах имен | |||||||
тельных. | зовательный | имен прилага- | прилагательных. | ||||||||
разбор | тельных. | ||||||||||
Правописание | Орфограмма. Сложное | Правописаие слож- | Образование | Правописание | |||||||
сложных имен | прилагательное, | ние сложных | сложных | сложных | |||||||
прилагательных. | слитное и дефисное | имён суще- | имен прила- | имен прила- | |||||||
написание. | ствительных, | гательных. | гательных. | ||||||||
сочинительная, подчинитель-ная связь | |||||||||||
43-45 | Имя числительное как часть речи. | 42-45 | Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, составные, сложные числительные. | Употребление имен числительных в речи. Морфемика: части слова — окончания. Сочетание числительных оба/обе с существитель-ными. | Морфологический разбор имен числи-тельных. | Правописание числительных; слитные, дефисные и раздельные написания; падежные окончания числительных. | |||||
Местоимение как часть речи. | 46, 47 | Местоимения: личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные. | Употребление местоимений в речи. | Морфологический разбор местоимений. | Правописание местоимений. | ||||||
Развитие речи. | Изложение / сочинение-миниатюра (по выбору учителя). | ||||||||||
48-49 | Глагол как часть речи. | 48-49 | Глагол, морфологические признаки глаголов, две основы глаголов. | Употребление глаголов в речи. Формообразование. Синонимия глагольных форм. | Морфологический разбор глаголов, образование разных форм глаголов. | Правописание глаголов. | |||||
50- | Причастие как глагольная форма. | 50-52 | Причастие, особая форма глагола, морфологические признаки причастия. Категория времени. | Функционирование причастий в речи. Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | Морфологический разбор причастий, образование причастий. | Правописание суффиксов причастий; Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | |||||
Деепричастие как глагольная форма. | Деепричастия, особая форма глагола, признаки глагола, признаки наречия. Категория вида. | Употребление деепричастий в речи. | Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий. | Правописание деепричастий. | |||||||
53-54 | Наречие как часть речи. | 54-55 | Наречия: обстоятельственные, определительные; степени сравнения наречий. | Употребление наречий в речи, образование наречий. | Морфологический разбор наречий. | Правописание наречий. | |||||
Диктант. | - | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | |||||||||
Слова категории состояния. | Слова категории состояния. | Омонимичность слов категории состояния наре-чиям и кратким прилагательным. | Морфологический разбор слов категории состояния. | Попутное повторение орфографии. | |||||||
57-58 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | 57-58 | Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные. | Особенности употребления предлогов в речи. | Морфологический разбор предлогов. | Правописание предлогов. | |||||
Союз как служеб-ная часть речи. | 59-60 | Служебные части речи. Союз. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. | Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов. | Морфологический разбор союзов. | Правописание союзов. | ||||||
Частицы. | 61- | Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц. | Употребление частиц в речи. Стилистические особенности употребления частиц. | Морфологический разбор частиц. | Правописание частиц. | ||||||
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц. | Отрицательные частицы и их значение. | Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. | Правописание частиц. | |||||||
Тест. | — | Проверка орфографических навыков и грамматических умений. | |||||||||
Слитное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | Служебные части речи. Частицы. Отрицательные частицы. Морфемика: приставки. | Повторение: морфология — самостоятельные части речи. | Определение значения частицы НЕ и частицы НИ. | НЕ и НИ сразличными частями речи. | |||||||
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | Междометие. Звукоподражатель-ные слова. | Особенности употребления в речи междометий и звукоподражательных слов. | Морфологический разбор междометий. | Правописание междометий и звукоподражательных слов. | |||||||
Повторение и обобщение пройденного. | Повторение и обобщение основных тем и разделов курса. | ||||||||||
Контрольный диктант. | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | ||||||||||
Работа над ошибками. | — | Индивидуальная работа над основными правописными затруднениями. Работа по алгоритму. | |||||||||
Завершающий урок. | — | Повторение и обобщение пройденного. | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|