Машины для земляных работ по назначению разделяют на:
землеройные, предназначенные для выполнения одной операции— отделения грунта от массива (экскаваторы);
землеройно-транспортные, которые не только отделяют грунт от массива, но и перемещают его (бульдозеры, скреперы);
специальные, предназначенные для уплотнения грунтов (катки, трамбовки, виброуплотнители), для свайных работ (вибропогружатели, дизель-молоты).
Машины для земляных работ различают также по виду привода (электрический, внутреннего сгорания, гидравлический, комбинированный), но ходовому оборудованию (гусеничные, пневмоко-лесные, шагающие, рельсовые), по климатическому исполнению (обычное, северное, тропическое), по условиям воздействия на грунт (периодического действия, когда технологические операции выполняются последовательно или с частичным совмещением; непрерывного действия, когда все операции выполняются одновременно и непрерывно).
При открытом способе строительства метрополитена наибольшее применение получили одноковшовые экскаваторы — самоходные машины периодического действия, предназначенные для разработки грунта, погрузки его в транспортные средства и укладки в отвал или возводимое земляное сооружение.
|
|
Сменное рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов (рис. 58) предназначено для выполнения различных земляных работ. Прямая лопата (рис. 58, а) служит для разработки грунта, расположенного выше уровня стоянки экскаватора, в процессе копания ковш движется вверх от экскаватора.
Обратная лопата (рис. 58, б) служит для разработки грунта, находящегося ниже уровня стоянки, при этом ковш движется вверх в сторону экскаватора. Драглайн (рис. 58, в) предназначен для разработки грунта ниже уровня стоянки; его ковш, имеющий гибкую подвеску на стреле, движется вверх в сторону экскаватора. Грейфер (рис. 58, г) — это грузозахватное приспособление с поворотными челюстями, предназначенное для выемки грунта из-под воды, погрузки и разгрузки сыпучих и мелкокусковых материалов, разработки узких и глубоких траншей, выемки грунта при проходке стволов способом опускной крепи в тиксотропной оболочке и производстве работ способом «стена в грунте».
Для разработки грунта слоями, параллельными поверхности забоя, используют машины послойного резания — бульдозеры и скреперы. Эти машины не только роют, но и транспортируют грунт на некоторое расстояние, поэтому их называют также землеройно-транспортными машинами. Работа таких машин возможна на грунтах, обладающих достаточной несущей способностью и хорошим сцеплением с колесами или гусеницами. В переувлажненных грунтах работа таких машин невозможна, поэтому в них предварительно проводят искусственное водопонижение.
|
|
Рис. 58. Сменное рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов:
а-прямая лопата; б-обратная лопата; в-драглайн, г — грейфер; д — копер для забивки свай; е — грузоподъемный кран; ж — струг; э — рыхлитель грунта
Рис. 59. Бульдозер ДЗ-54:
1 — базовый трактор; 2 — гидроцилиндры поворота отвала; 3-отвал; 4 — козырек; 5 — ножи; 6 — толкающие брусья; 7 — раскос; 8 — опорный шарнир
Базой бульдозера (рис. 59) является трактор, оборудованный толкающей рамой, на которую навешен жесткий управляемый отвал, предназначенный для срезания грунта и его перемещения волоком. В транспортном положении отвал поднят над поверхностью земли, и бульдозер может передвигаться, не касаясь грунта отвалом. При движении трактора вперед для разработки грунта отвал опускают, его передняя, оснащенная ножами, кромка срезает слой грунта и перемещает его.
Скрепером называют машину периодического действия, представляющую собой ковш на колесном ходу, который загружается в движении при послойном резании грунта, используется для транспортирования набранного грунта к месту отвала и разгружается в движении на отвале, образуя слой отсыпки.
Прицепные скреперы предназначены для тракторной тяги. Для работы с таким скрепером используют тракторы, оборудованные лебедками или гидрофицированные. Полуприцепные скреперы представляют собой сочетание одноосного тягача и скреперного полу-прицепа. Самоходные скреперы представляют собой постоянно скомпонованные машинные агрегаты, состоящие из одноосного тягача и скреперного устройства, которое имеет самостоятельный привод и ходовые колеса.
Для погружения в грунт и извлечения из него свай и шпунта применяют специальные установки, состоящие из механизма, обеспечивающего погружение свай (свайного молота, вибропогружателя), копра и силового оборудования. Свайный дизель-молот работает на дизельном топливе. Рабочим органом дизель-молота является подвижной цилиндр, ударяющий по наголовнику сваи или шпунту.
Вибропогружатели предназначены для погружения в грунт и извлечения из него металлического шпунта, свай и труб. Вибропогружатель состоит из вибратора с электродвигателем наголовника, закрепляемого на верхнем конце шпунта или сваи, и пригрузочной плиты.