При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Схема применения SWOT-анализа*
В проанализированной нами литературе сущность SWOT-анализа раскрывается укрупненно. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.
На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы — конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
• патентоспособность выпускаемых товаров;
• цена товаров;
• прогрессивность технологии;
• квалификация кадров;
• стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
• возраст основных производственных фондов;
• географическое расположение фирмы;
Основнымиинструментоми регулярногоистратегическогои управленияиили матрицей качественногоистратегического анализаиявляется SWOT.
|
|
SWOT – этоиаббревиатура начальных буквианглийских слов:
Strength –исильная сторона:ивнутренняя характеристикаикомпании, которая выгодноиотличает данноетпредприятие отгконкурентов.
Weakness –ислабая сторона: внутренняяихарактеристика компании,икоторая по отношению к конкурентуивыглядит слабой (неразвитой), и которую предприятиеив силеиулучшить.
Opportunity – возможность:ихарактеристика внешнейисреды компаниии(т.е. рынка), которая предоставляетивсем участникам данногоирынка возможность для расширенияисвоего бизнеса.
Threat – угроза:ихарактеристика внешней средыикомпании (т.е. рынка), которая снижаетипривлекательность рынка для всехиучастников.
Наиосновании последовательного рассмотрения этихифакторов принимаютсяи решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых,ресурсных,функциональных,управленческих), которые,ив свою очередь, определяют ключевыеимоменты организации деятельности.
Процедураипроведения SWOT-анализаив общем виде сводится к заполнению матрицы,ив которой отражаются и затемисопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставлениеипозволяет чётко определить, какие шаги имогут быть предпринятыидля развития компании и, на какиеипроблемы необходимо обратить особоеивнимание.
Эта матрицаипредоставляет руководителямикомпании структурированное информационное поле, в которомиони могут стратегическииориентироваться и приниматьирешения