Средства и методы восстановления работоспособности

В спортивной практике апробированы общие и частные методики использования восстановительных средств (Н.Д.Граевская, Л.А.Иоффе, 1973; О.В.Ищенко, 1979; В.Н.Платонов, 1980, 1984; В.М.Калинин, 1985; А.М.Клепальченко, 1985; И.П.Сокас, 1985; В.А.Шестаков, В.К.Макаренко, 1986; В.П.Зотов, 1990; И.Б.Казиков, 1996). Выделяют три основных направления использова­ния средств управления работоспособностью и восста­новительными процессами (В.Н.Платонов, 1988).

Первое направление заключается в быстрейшем уст­ранении утомления, являющегося следствием выполнен­ной работы. Систематическое использование восстановительных мероприятий в первом направлении способствует при­росту суммарного объема тренировочной работы, спе­циальных физических качеств и спортивных результа­тов, повышает функциональные возможности систем энергообеспечения. При этом следует учитывать, что применение средств ускорения восстановительных про­цессов наиболее целесообразно в процессе учебно-тре­нировочных занятий, направленных на совершенствование технико-тактических действии, развитие и повы­шение скоростных качеств.

Ускорять процессы восстановления после трениро­вочных упражнений и отдельных занятий нужно диф­ференцированно, с учетом направленности их воздей­ствия и особенностей последующей адаптации. Если, например, спортсмен выполняет нагрузку с направленностью на интенсификацию процессов адап­тации, связанных с совершенствованием анаэробных и аэробных механизмов энергообеспечения, которые про­текают и во время тренировки, и в восстановительный период, то использование для устранения утомления средств восстановления в процессе занятий считается нецелесообразным (В.Д.Моногаров, 1986).

Второе направление использования восстановитель­ных средств основано на возможности воздействия на звенья функциональных систем, которые наименее за­действованы в выполнении данного тренировочного за­нятия, однако, в последующих тренировках к ним бу­дут предъявлены максимальные требования. Ускоренное избирательное восстановле­ние этих функциональных систем подготавливает их к последующему занятию, в котором наибольший объем физической нагрузки должен обеспечиваться за счет предельного напряжения наименее нагруженных на пре­дыдущем занятии систем организма (В.Н.Платонов, 1980).

Целесообразно применять в этом направлении восста­новительные средства, обладающие избирательным действием. Они должны ускорять восстановление рабо­тоспособности, связанной с аэробными механизмами энергообеспечения, и в то же время усиливать утомле­ние, вызванное занятием, в котором выполнялась рабо­та анаэробной направленности. Наиболее рационально назначать восстановительные процедуры в ближайший период, наступающий сразу после завершения трениро­вочного занятия. В этом случае наблюдается повыше­ние объема и качества тренировочной нагрузки в по­следующем занятии (В. Д. Моногаров, 1986).

Третье направление применения средств восстанов­ления предполагает предварительную стимуляцию рабо­тоспособности спортсменов перед началом тренировоч­ной нагрузки. При этом активизируется деятельность предстоящего тренировочного занятия, и проводится в определенный восстановительный пери­од после предыдущего занятия.

Следует подчеркнуть, что характер физиологических сдвигов в организме спортсменов под влиянием восста­новительных мероприятий, проведенных перед началом тренировочного занятия, должен соответствовать изме­нениям, возникающим в ходе самого занятия, отличаясь лишь количественными величинами, обусловленны­ми объемом и интенсивностью выполнения тренировоч­ной работы. Особенно эффективно использование вос­становительных средств для предварительной стимуля­ции работоспособности спортсменов с целью повысить скоростно-силовые качества и специальную выносли­вость, а также перед соревнованиями в видах спорта, требующих преимущественного развития этих двига­тельных качеств (В. Н. Платонов, 1984).

Восстановительные процессы в организме могут быть ускорены за счет снабжения организма водой, солями, энергетическими ве­ществами (легко усваевыми), за счет усиления кровообращения и лимфообращения в работающих органах (массаж, водные процедуры), за счет приема специальных фармакологических препаратов, усиливаю­щих окислительное фосфорилирование и другие процессы (А.С.Мозжу­хин и др., 1984).

В практике выделяют три группы методов ускорения восстанов­ления: педагогические, медико-биологические и психологические ме­тоды (Л.Геселевич, 1981; А.В.Попов, 1981; В.Д.Моногаров, 1986; В.П.Зотов, 1990; В.И.Дубровский, 1991; В.А.Перепекин, 1995, 1997; В.Н.Платонов, 1997) (рис.).

Рис. Классификация средств, используемых в целях оптимизации процессов восстановления в спорте

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов (В.В.Петровский, 1959, 1978; Ж.Жилло и др., 1994; В.А.Перепекин, 1993, 1995). К педагогическим средствам восстановления относят также ис­пользование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, различные виды переключения с од­ного вида работы на другой и т.д. (Г.М.Попова, 1982; В.И.Дубровский, 1991).

В практике современного спорта некоторые тренировки должны проводиться на фоне неполного восстановления. Это допустимо в том случае, если после двух-трех занятий следует ин­тервал отдыха, обеспечивающий полное восстановление работоспособности. Вот почему непреложным законом тренировочного процесса является закон создания необ­ходимых условий для систематического восстановления работоспособности. Если в процессе тренировки это усло­вие не соблюдается, то прекращается рост тренированно­сти. В тренировке нагрузка должна чередовать­ся по направленности и величине. Благодаря этому предо­ставляется возможность гибкого управления нагрузками и восстанов­лением после них (В.Н.Шамардин, 1998).

К педагогическим средствам ускорения восстановительных процессов относятся:

- рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;

- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств снятия утомления (полноценная индиви­дуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмо­ционального фона);

- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнения­ми и тренировочными занятиями;

- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

- разработку специальных физических упражнений с целью уско­рения восстановления работоспособности спортсменов, совершенство­вание двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезо­цикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления (В.И.Дуб­ровский, 1991).

Показано, что рациональное использование условий тренировок (манеж, лес, берег реки, парк) и средств самомассажа способствует повышению функционального резерва организма, оптимизации тренировочного и восстановительного процессов. При этом наблюдается повышение работоспособности, лучшая степень расслабления мышц, отсутствие большой усталости после физических нагрузок (Г.М.Попова, 1982; В.И.Дуб­ровский, 1991).

Для эффективного восстановления нужно время, которое может быть занято активным или пассивным отдыхом. И.М.Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируют­ся быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимав­шие активного участия в основной работе. Механизм действия активного отдыха объясняется нервно-рефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время ак­тивного отдыха в коре большого мозга устраняется торможение, воз­никающее в результате выполнения физических нагрузрк, через некоторое время к этим изменениям присоединяется сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц).

Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются разнообразные средства. Для активного отды­ха мышц рук рекомендуется работа, выполняемая ногами. Положительный эф­фект был также получен при сокращении различных мышц туловища, при статических напряжениях и даже при мысленных представлениях о движении (И.В.Муралов, 1986; Н.П.Красников, С.И.Найдич, 1987; В.И.Дубровский, 1991).

Активный отдых облегчает восстановление за счет индукционных отношений мышц антагонистов (через тормозные клетки Реншоу), за счет усиления кровообращения и дыхания, а также за счет положи­тельных эмоций, тонизирующих центральную нервную систему. У моло­дых людей активный отдых стимулирует работу главным образом ани­мальных систем, а у пожилых - вегетативных. Он не нужен при лег­кой работе, очень полезен при работе средней тяжести и вреден при тяжелой, истощающей работе (А.С.Мозжухин и др., 1984). Стимулирующее действие активного отдыха принципиально отличается от влияния физической тренировки. Общий конечный результат - ускорение восстановительных процессов и улучшение регуляции функ­циональных систем, обеспечивающих мышечную работоспособность, при тренировке достигается за счет стойких морфофункциональных изме­нений, при активном отдыхе - за счет регулярных, быстропреходя­щих сдвигов (Э.Г.Булич, 1984).

Наиболее существенным в реализации влияния активного отдыха на утомленный организм является, вместе со стимуляцией восстано­вительных процессов, улучшение регуляции органов и систем, «обс­луживающих» двигательную функцию. В стандартных условиях развития утомления это проявляется в формировании «эффекта погашения» кар­диореспираторных реакций (цит.по: Э.Г.Булич, 1984). «Эффект погашения» развивается в результате взаимодействия трех основных факторов: предшествующего утомления, активирующей деятельности и последующей работы. Изменяя интенсивность и дли­тельность влияния этих факторов, можно обеспечить управление восстанавливающим действием активного отдыха.

К педагогическим средствам оптимизации восстановительных процессов можно отнести и использование дыхательных упражнений (В.К.Макаренко, 1986, 1987; А.А.Шнайдер, 1988; С.В.Вишнякова и др., 1998).

Медико-биологические средства восстановления. Особое место среди средств восстановления, способствующих по­вышению физической работоспособности, а также препятствующих воз­никновению различных отрицательных последствий от физических наг­рузок, занимают медико-биологические средства. К числу этих средств относят: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, «спортивные» напитки, кислородный кок­тейль, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотера­пия, баровоздействие, локальное отрицательное давление (ЛОД), ба­ни (сауны), оксигенотерапия, применение адаптогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляция, аэ­роионизация, музыка (цветомузыка) и др. (В.П.Зотов, 1987, 1990; А.А.Сучилин, 1997). Основные принципы, которыми необ­ходимо руководствоваться при применении медико-биологических средств восстановления, могут быть представлены следующим обра­зом.

· Любые воздействия, направленные на ускорение процессов постнагрузочного восстановления и повышение физиче­ской работоспособности, неэффективны или минимально эффективны при наличии у спортсменов предпатологических состояний и заболеваний, а также при отсут­ствии адекватного дозирования трениро­вочных нагрузок, базирующегося на ре­зультатах надежного текущего врачебно-педагогического контроля.

· Ускорение процессов постнагрузоч­ного восстановления, прежде всего, долж­но достигаться за счет создания оптимальных условий (в том числе и путем использования некоторых фармакологических средств) для их естественного протекания.

· При назначении спортсменам лю­бых медицинских средств необходимо четко представлять, с какой целью они используются, каковы основные механизмы их действия и, исходя из этого, хара­ктер влияния на эффективность тренировочного процесса, а также противопоказания к применению, возможные ос­ложнения, результаты взаимодействия между собой и т.п.

· При использовании медицинских средств, направленных на оптимизацию процессов постнагрузочного восстанов­ления и повышение физической работо­способности, следует учитывать их сроч­ный, отставленный и кумулятивный эф­фекты, а также степень эффективности в зависимости от уровня квалификации, исходного функционального состояния организма спортсмена, периода тренировочного цик­ла, энергетического характера текущих тренировочных и предстоящих соревно­вательных нагрузок.

К условиям, которые способствуют ес­тественному повышению физической ра­ботоспособности в процессе тренировки и естественному ускорению процессов постнагрузочного восстановления, относят­ся:

- адекватное возмещение дефицита жидкости и электролитов;

- достаточная (не менее 8-10 ч) про­должительность сна;

оптимальное питание, обеспечива­ющее усвоение необходимых пищевых ингредиентов;

- устранение факторов, препятству­ющих максимальной реализации детоксикационной функции печени и почек.

Психологические средства восстановления. Иногда процесс тренировки и особенности соревновательной деятельности не позволяют использовать традиционные педагогические и медико-биологические средства восстановления. В этих случаях целесообразно использовать психологические средства восстановления работоспособности, позволяющие с большой эффективностью активизировать восстановительные процессы, оптимизировать психическое состояние. Используются такие психологические методы как методы гетерорегуляции (воздействие извне) и методы ауторегуляции (самовоздействие). К методам гетерорегуляции относятся гипносуггестивные методы психорегуляции, фракционный гипноз, внушение в состоянии бодрствования (разъяснение, убеждение и внушение наяву), плацебо-эффект и косвенное внушение, музыкальная психорегуляция, электросон. Аутосуггестивные методы психорегуляции объединяют средства активного самостоятельного управления психическим состоянием и некоторыми психофизиологическими функциями организма – аутогенная тренировка, релаксация (расслабление мышц), психомышечная тренировка (В.С.Лобзин, 1980; А.П.Козин, 1985; С.М.Оя, Т.Х.Сиккут, 1985; В.П.Некрасов и др., 1985; П.Г.Шульц, 1985; В.С.Лобзин, М.М.Решетников, 1986; Г.Д.Горбунов, 1986; А.Г.Филатов, 1987; В.П.Зотов, 1990; А.А.Шамардин, 1999).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: