Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия, средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.

При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха.

В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2—3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10—15 минут.

Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается с пояснительной запиской и приложением необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально-опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований.

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.

Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).

На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:

· совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;

· создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;

· оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;

· выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;

· использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);

· организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);

· планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;

· согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:

· обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;

· координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;

· организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;

· организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

· распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;

· своевременная информация и отчетность перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны:

· контролировать обстановку в зоне чрезвычайной ситуации и постоянно уточнять данные о ней;

· обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий;

· поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию;

· согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.

Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и служб связи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.

Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях — администрацией (КЧС) объекта.

С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.

28. организация и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНП) в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основных задач ГО.

Для ликвидации последствий ЧС (согласно Постановлению СМ РФ о РСЧС) координирующими органами являются: на территориальном (территория субъекта РФ) уровне - КЧС субъекта РФ; на местном уровне (территория города, района в городе) - КЧС местного самоуправления; на объектовом уровне (территория объекта полиграфии) КЧС объекта полиграфии (КЧС ОП).

С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации (признаков ее возникновения) оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней становятся рабочими органами КЧС. Органы управления по делам ГО и ЧС формируют оперативную группу. КЧС и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам ГО и ЧС в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны, с гидрометеостанциями, а также с территориальными НФГО, НГО объектов полиграфии, НГОЭ и гарнизона. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.

Целью проведения АСиДНР в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах полиграфии и др. ОЭ.

Аварийно-спасательными называются работы в очагах поражения, связанные со спасением людей, они включают в себя:

  • разведку (все виды разведок) маршрутов выдвижения НФГО и участков (объектов) работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений ГО (ЗСГО) и спасение находящихся в них людей;
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения ГО с поврежденной сисетмой фильтровентиляции;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
  • санитарную обработку людей и обеззараживание их одежды;
  • обеззараживание техники, средств защиты, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Другими неотложными работами называются работы, обеспечивающие успешное проведение аварийно-спасательных работ. Они объединяют такие работы как:

  • прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ;
  • ремонт и восстановление защитных сооружений для укрытия людей в случае возникновения угрозы повторных чрезвычайных ситуаций;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов обычном снаряжении.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава, участвующего в АСиДНР. Они будут проводиться в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности, затопления территории и при воздействии других неблагоприятных условий обстановки.

Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитных сооружений, разрушить (повредить) заборные устройства систем подачи воздуха в них, затруднить ввод сил ГО в очаг поражения, их маневренность, выход к объекту печати (др. ОЭ) для проведения АСиДНР. Пожары будут создавать как угрозу непосредственного воздействия на пораженных людей в очаге поражения и на личный состав формирований, так и опасность взрыва или воспламенения газа и горюче-смазочных материалов, вытекающих из поврежденных коммуникаций, и других взрывоопасных и легковспламеняющихся веществ.

Заражение атмосферы и местности, кроме поражающего воздействия на незащищенных людей, ведущих АСиДНР, вызовет необходимость ведения работ в средствах индивидуальной защиты. Это может затруднить организацию и ведение работ, потребует более частой смены работающих формирований из-за опасности облучения сверх допустимых доз или поражение СДЕВ (ОВ) и повышенной утомляемости.

Конкретная ситуация на объектах полиграфии и др. ОЭ будет зависеть отмногих факторов, прежде все от вида стихийного бедствия, аварии, катастрофы, примененного военного средства поражения и удаления ОЭ от места из проявления (применения).

Наиболее сложная обстановка может возникнуть на объектах полиграфии и др. ОЭ, расположенных вблизи объектов, по которым воздействовали военные средства поражения.

Для организованного проведения АСиДНР в очагах массового поражения решением начальника ГО района в мирное время создается группировка сил и средств ГО.

В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования городских и сельских районов, а также воинские части ГО. Она обычно состоит из формирований первого и второго эшелонов и резерва. Формирования, входящие в состав эшелонов, делятся на смены с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

В первый эшелон обычно входят воинские части ГО, объектовые формирования предприятий, продолжающих работу в городе, и часть территориальных формирований. Территориальные формирования и воинские части ГО, как правило, привлекаются для проведения АСиДНР на наиболее важных объектах экономики (ОНХ) по планам ГО района (города).

Второй эшелон создается для наращивания усилий первого эшелона и замены его формирований, утративших работоспособность (в него могут включаться НФГО блихлежащих ОЭ сельских районов).

Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены сил. При необходимости в него также могут включаться формирования сельских районов.

Группировку сил ГО объекта полиграфии, др. ОЭ (ОНХ) обычно составляют: сводный отряд или одна-две сводные команды, спасательный отряд или спасательная команда, формирования служб.

В период приведения ГО в готовность проводятся мероприятия, предусмотренные планом, с выводом формирований в загородную зону.

В загородной зоне невоенизированные формирования объектов полиграфии и др. ОЭ располагаются в заранее намеченных районах в населенных пунктах или на местности, имеющей естественные укрытия. В этих районах обеспечиваются необходимые условия для размещения, отдыха, питания и защиты личного состава, быстрого сбора формирований, организуется наблюдение, возведение ПРУ или приспособление для этой цели имеющихся сооружений, подготавливаются пути для выдвижения формирований к объектам проведения АСиДНР.

Группировка сил и средств ГО должна обеспечить: быстрый вход в очаг поражения, развертывание и проведение АСиДНР в сжатые сроки; непрерывность их проведения; наращивание усилий по мере расширения фронта работ; маневр силами и средствами в ходе их выполнения; своевременную замену формирований; широкое и умелое использование прибывающей высокопроизводительной техники из народного хозяйства, а также аппаратуры для розыска и извлечения людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений; удобство в управлении и поддержании взаимодействия между формированиями группировки сил ГО.

Группировка сил ГО выдвигается в очаг поражения (к объекту работ) в следующем порядке: разведывательные подразделения - для выявления обстановки, сложившейся после аварии, катастрофы, стихийного бедствия или применения современных военных средств поражения; отряд обеспечения движения (ООД) - для обеспечения своевременного выхода сил ГО к объектам спасательных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: